• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
31 октября 2016 г. 17:10:57
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
В белгородской филармонии отметили 110-летие Дмитрия Шостаковича
Никита Борисоглебский. Фото Владимира Юрченко

Концерт, посвящённый юбилею композитора, прозвучал 28 октября в абонементе «Шедевры мировой музыки». В его программу включили Концерт № 1 для скрипки с оркестром (1947–48) и Девятую симфонию (1945).

Работу над Первым скрипичным концертом Дмитрий Шостакович начал в 1947 году и завершил летом 1948-го. А за полгода до этого, в феврале, постановлением ЦК ВКП(б) на музыку Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна поставили клеймо «формалистической» и «чуждой советскому народу». Композитор решил не обнародовать сочинение, и первая премьера Концерта прозвучала лишь в 1955 году в исполнении известного скрипача-виртуоза Давида Ойстраха и академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.

В Белгороде Концерт № 1 для скрипки с оркестром прозвучал в исполнении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина. Партию скрипки исполнил столичный гость Никита Борисоглебский – участник проекта Министерства культуры РФ «Звёзды XXI века» (28 октября Концерт прозвучал в его рамках – прим. ред.).

  • Никита Борисоглебский.

Перед выступлением музыкант, приехавший в Белгород не впервые (Борисоглебский – один из участников «Шереметевских музыкальных ассамблей – 2015» – прим. ред.), рассказал о своём опыте исполнения сочинений Шостаковича.

«Шостакович – в первую очередь один из самых ярких и мрачных летописцев своей эпохи. Он её очень правдиво передавал в своей музыке. Этот Концерт стал для меня особенным. Он достаточно тяжёл в психологическом смысле, и я к нему очень долго шёл, не исполняя его до этого года. То, что в нём есть темноту, эмоциональность и груз того времени, всех мрачных мыслей, посещавших композитора, – я очень хорошо ощущаю. Вместе с тем это очень важное произведение для музыканта. Это прожитая жизнь, но мне кажется, что с ним я ещё долго буду расти», – отметил Никита Борисоглебский.

Этой весной Борисоглебский впервые исполнил Концерт № 1 для скрипки с оркестром в Лондоне. Выступление с ним в Белгороде стало для скрипача по сути российской премьерой.

На прощание Никита Борисоглебский подарил публике первую часть Второй сонаты Баха. Исполнение он посвятил своей маме, отмечавшей 28 октября день рождения.

Миниатюрной, длительностью примерно в 26 минут, Девятой симфонией Шостаковича открыли второе отделение. Написанное в 1945 году сочинение сам композитор характеризовал как «вздох облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». Однако внутри себя она, так созвучная, по замечанию многих музыковедов, Четвёртой симфонии Малера, таит другие смыслы.

«Композитору, бывшему художественной совестью своего времени, никогда не были свойственны безмятежное веселье, радостная игра звуков. И Девятая симфония при всём её изяществе, лёгкости, даже внешнем блеске – сочинение далеко не беспроблемное. Её веселье вовсе не простодушно и балансирует на грани гротеска, лирика переплетается с драматизмом», – так объясняла суть Девятой симфонии музыковед Людмила Михеева.

Завершился вечер – посвящение Шостаковичу исполнением польки, вальса-шутки и галопа из Балетной сюиты № 1 (1949).

Следующий концерт абонемента «Шедевры мировой музыки» прозвучит в исполнении симфонического оркестра белгородской филармонии (главный дирижёр – заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин) 30 ноября. В программу, посвящённую 260-летию Моцарта, войдут его трёхчастная Симфония № 38 ре мажор и Концерт № 27 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор (солист – Андрей Ярошинский, Москва).

Оксана Придворева


для комментариев используется HyperComments