• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
21 мая 2015 г. 16:31:44
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
В Белгороде открыли выставку гравюр и литографий XIX века
Костюмы крестьян Подмосковья. Литография Байо по оригиналу Жерро. Фото Анны Кущенко

Экспозицию из собрания музея-заповедника Ивана Тургенева «Спасское-Лутовиново» разместили в Белгородском историко-краеведческом музее. Её посвятили Дню славянской письменности и культуры.

На выставке, названной «Путешествие из Петербурга в Москву», можно увидеть 34 уникальные гравюры и литографии. Некоторые из них были сделаны по заказу русского философа и мецената, действительного статского советника Анатолия Демидова. В 1837 году он за свой счёт организовал экспедицию для изучения южной России и Крыма, чтобы развивать горное дело. Она ехала из Петербурга в Москву, и французский художник Андре Дюран делал по дороге зарисовки. В музее представлены литографии и гравюры, сделанные с этих зарисовок, а также работы других художников: Шульца, Дамам-Демартре, Штейнбаха, Нике, Байо.

Открывает экспозицию портрет автора знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. На остальных гравюрах и литографиях запечатлены виды Петербурга, Царского села, Москвы, Твери, Новгорода, почтовые станции, крестьянский быт и транспорт XIX века.

«В те времена, когда не было железных дорог и автобусов, конные экипажи на колесах или полозьях представляли собой единственное средство передвижения на дальние расстояния. Всего было четыре способа доехать в нужное место. Первый – поездка на личном экипаже со своим кучером и на собственных лошадях. Это требовало длительного времени, ведь лошадей надо было часто останавливать для отдыха и кормления», – рассказала хранитель музейных предметов Ольга Дмитриченко.

  • Вид Москвы. Кремль. Акватинта. 1814 год.

  • Часовня в деревне на въезде в Тверь. Литография Дюрана.

  • Личные вещи Тургенева.

  • Костюмы крестьянок Подмосковья. Литография Байо по оригиналу Жерро.

  • Москва. Императорский театр. Литография Бри и Раффе с рисунка Дюрана.

Более дешёвой была поездка на почтовых или на перекладных лошадях. Для неё надо было выписать у местной полиции подорожную – свидетельство, дававшее право получить соответствующее чину и званию количество лошадей. Если человек ехал по личной надобности, то предварительно вносил плату и получал подорожную. Если по рабочим делам – поездку оплачивала казна. Можно было поехать и на вольнонаёмных лошадях, но это требовало значительных затрат.

С 1820 года между Петербургом и Москвой стал регулярно ходить рейсовый дилижанс. Он был удобнее почтовой кареты и позволял доехать до места назначения всего за 2,5 суток.

Экспозицию дополняют личные вещи Тургенева. Те, которые брали в дорогу, – кружка, чайник, зонтик и шляпная коробка (для повседневной жизни их делали из картона, а в дорогу брали деревянные, надёжно сохраняющие форму).

Помимо предметов быта посетители могут увидеть сборники стихотворений Майкова и Полонского, датированные концом XIX – началом XX века. Есть здесь и издание Тургенева, в котором напечатано стихотворение «В дороге», позднее ставшее основой известного русского романса. Тургенев написал его по пути из Петербурга в Москву. По этой дороге он ездил более 300 раз.

Выставка  продлится до 28 июня.

Анна Кущенко


для комментариев используется HyperComments