22.10.2017, Воскресенье 22:19
  • 57,51
  • 67,89
  • 2,17
26 января 2017 г. 18:29:13

«БелПресса» рассказывает, что думают федеральные чиновники о финансовых взаимоотношениях национальной казны с региональными бюджетами

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
В активном поиске. Выгодно ли регионам богатеть?

Имеющая репутацию благополучного региона Белгородская область в последнее время часто апеллировала к федеральному правительству с просьбой обратить внимание на суммы, которые регион терял из-за независящих от местных властей причин.

«Область хорошая, вот сами и занимайтесь»

В 2015 году Белгородскую область проверяла Счётная палата РФ. Представители регионального правительства и областной Контрольно-счётной палаты заявляли, что по результатам проверки выявилось недополучение регионом 32 млрд рублей из федерального бюджета. Помимо этого, изменения в законодательстве и налоговые льготы лишили область ещё 76 млрд поступлений за этот же период.

Замгубернатора Владимир Боровик тогда сказал, что выправляться ситуация может начать только в 2017–2018 годах. Региональные власти рассчитывают на новую схему взаимоотношений между федеральным, региональным и муниципальными бюджетами.

«Я понимаю: наверное, в условиях кризиса думать, что всё пересмотрится и к нам хлынут деньги, несерьёзно. Те периоды, в которые федеральный центр нам недофинансировал полномочия, тоже не от хорошей жизни. Хотя есть масса и чисто формальных факторов. Иногда говорят: область хорошая, вот сами и занимайтесь», – говорил Боровик.

Так или иначе к концу 2016-го при рассмотрении прогноза социально-экономического развития на 2017-й губернатор Евгений Савченко отметил, что регион работает в условиях ужесточения отношений между федеральным и региональными бюджетами. При принятии бюджета на этот год замгубернатора Владимир Боровик также заметил, что требования к регионам повышаются: в обмен на получение бюджетных кредитов область должна будет сокращать госдолг и главное – избавляться от налоговых льгот, которые признаны неэффективными.

 

Антон Силуанов.
Антон Силуанов.
Фото пресс-службы «Единой России»

Богатым лучше плакать

Бюджет на 2017 год уже принят, однако отношения между федеральной казной и регионами остались одной из самых обсуждаемых проблем. Дискуссия вновь открылась на съезде «Единой России» 21 января в Москве. На свою дискуссионную площадку «Экономика роста и благосостояния» партия пригласила представителей финансово-экономического блока российского правительства.

Представители регионов говорили о том, что часто субъектам невыгодно наращивать собственную налоговую базу просто потому, что тогда резко сокращается объём федеральных трансфертов – демонстрировать своё благосостояние ни к чему.

Об этом же свидетельствуют и данные Счётной палаты РФ, которые привела на съезде её глава Татьяна Голикова.

Она сообщила, что общий дефицит региональных бюджетов по итогам 2016 года оказался беспрецедентно низким – 58 млрд рублей. Однако проблема в том, что ещё по состоянию на 1 декабря у регионов было вообще 500 млрд рублей профицита, и только за декабрь они накопили 558 млрд дефицита, вылившиеся в итоге хоть в маленький, но всё‑таки дефицит. Эту ситуацию Голикова связывает с низким качеством управления финансами.

«Проблема региональных бюджетов, безусловно, сейчас одна из самых болезненных. Есть один вопрос, который мы неоднократно поднимали, но он так и остался нерешённым. Это вопрос собственной доходной базы региона. То есть они увеличивают собственный налоговый потенциал, доходы и так далее. Дальше следует снижение дотаций и трансфертов в регион. Мы много раз говорили о том, что нельзя наказывать регионы, которые увеличивают собственную налоговую базу, а на практике, это, к сожалению, по‑прежнему так», – констатировал первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Александр Жуков.
Александр Жуков.
Фото пресс-службы «Единой России»

Невыгодная справедливость

Министр финансов Антон Силуанов отметил, что подобная картина в целом справедлива:

«Мы помогаем тем, у кого доходов не хватает, и не помогаем тем, у кого доходы находятся на уровне выше, чем в среднем по РФ (речь о бюджетной обеспеченности – прим. ред.). Конечно, получается следующее: если регион увеличивает свою собственную налоговую базу, если он получает дополнительные доходы от развития экономии, то через некоторые время ему трансферт начинает снижаться. Справедливо это или нет? С точки зрения выравнивания – справедливо, потому что именно это является целью трансферта, всей системы поддержки субъектов».

При этом министр финансов заметил, что если регион начинает активно наращивать собственные доходы, налоговые поступления, то трансферты будут сокращаться непропорционально этому росту:

«Вот получил 100 рублей дополнительных доходов в бюджет – и на 100 рублей снизились трансферты? Нет, это не так. Получил дополнительные 100 рублей – трансферт снизится, может быть, на 2 или максимум на 10 рублей. Поэтому в любом случае доходов, которые генерирует сам субъект и которые учитываются в бюджетной обеспеченности, гораздо больше, чем сокращение трансфертов».

Силуанов заявил, что с 2017 года федеральный бюджет наращивает спецподдержку в виде грантов тем регионам, которые демонстрируют наибольшие темпы роста по стране: инвестиции, новые рабочие места, прирост налоговых доходов. Пока на все регионы таких грантов выделили 10 млрд рублей. При этом в министерстве финансов хотят увеличить этот объём вдвое.

В то же время Александр Жуков считает, что запущенные Минфином меры всё же не достаточны:

«Я думаю, что здесь надо будет проработать вопрос с точки зрения большего стимулирования тех, кто действительно повышает свой налоговый потенциал за счёт развития экономики, промышленности. Всё‑таки здесь, мне кажется, эта система ещё окончательно не работает с точки зрения стимулирования».

Валерий Скруг.
Валерий Скруг.
Фото Вадима Заблоцкого

Депутат Госдумы от Белгородской области Валерий Скруг, участвовавший в обсуждении, рассказал «БелПрессе», что отношения федеральных ведомств и регионов должны меняться.

«Действительно, межбюджетные отношения сейчас желают быть лучшими. За последнее время всё больше полномочий спускалось на регионы, на муниципалитеты и всё больше денег забиралось в Москву. Конечно, депутаты с этим не согласны, и партия «Единая Россия» сейчас в корне пересматривает нынешнюю политику. Мы фактически на 100 % увеличили субсидирование бюджетов регионов, чтобы коммерческие кредиты, которые вынуждены были регионы брать в банках, заменить на федеральные», – сообщил Скруг.

Тратьте что есть

В ответ на просьбы регионов о деньгах в правительстве указывают на необходимость их эффективного использования. В 2017 году в федбюджете изменились механизмы субсидирования регионов, и пока в Счётной палате надеются на улучшение ситуации. В то же время, по словам Татьяны Голиковой, из 177 млрд рублей на приоритетные проекты 107 млрд идёт в регионы, у которых есть проблемы с расходованием этих денег.

«К сожалению, что мы наблюдаем – во многих регионах не готовы к использованию этих средств, у многих в бюджетах нет ресурсов, чтобы финансировать те проекты, которые предполагаются как приоритетные», – заключила Голикова.

Речь в данном случае идёт о том, что часть денег правительство даёт на условиях софинансирования. Однако регионы не всегда готовы выделить свою долю средств на те или иные объекты. Иногда они не успевают провести строительные работы и вязнут в организационных проблемах.

Депутат Госдумы Андрей Макаров отметил, что 25-миллиардная программа по строительству школ в 2016 году оказалась для многих проблемной:

«Наши оппоненты кричали, что надо минимум 50 млрд. Выяснилось, что регионы даже 25 освоить не могут, а некоторые просто сорвали выполнение программы, получив деньги. А школы‑то не построены».

Однако данная часть критики в адрес регионов, по словам Валерия Скруга, Белгородской области не касается: она готова осваивать у себя всё, что возможно.

«На федеральном уровне претензий к Белгородской области нет. Наоборот, все прекрасно понимают, что даже школу, которую открыли в Белгороде, построили за невероятно короткий срок. И в этом году будем просить, чтобы дали деньги нам на две, а возможно и на три, школы, чтобы вопрос второй смены в Белгороде решить».


для комментариев используется HyperComments