• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
2 июля 2016 г. 14:50:30

Секреты их изготовления раскрывает белгородский мастер по художественной набойке

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Узорные огурцы
Ирина Летягина. Фото Виталия Гаркуши

На белой скатерти – яркие, миндалевидной формы узоры. На Востоке их называют «Слеза Аллаха».

«У этих узоров – многовековая история и множество названий, мне больше нравится «Персидский кипарис, склонивший голову». У нас им дали несколько иное имя – «Турецкий огурец», – рассказывает единственный народный мастер Белгородской области по художественной набойке Ирина Летягина.

Ирина Вадимовна работает в губкинской детской художественной школе 14 лет, последний год – директором.

Краска в кубе

Увлечение художественной набойкой началось семь лет назад, вспомнила Летягина. Захотелось ей своим ученикам рассказать о старинной технологии росписи ткани.

«В нашей области этот вид декоративно-прикладного творчества не был известен. Знали батик, но это несколько другое, – объяснила Ирина Вадимовна. – Начала изучать, а остановиться не могу. Литературы не было, перевернула весь Интернет, нашла мастеров. Во Владимире живёт Галина Фёдорова, получила грант президента для возрождения художественной набойки. Мне она очень помогла».

Мастерица показала нам, как набить рисунок на ткани. Для этого сейчас используют акриловые краски, раньше – масляные. И деревянные доски – манеры – с вырезанными на них рисунками.

«В моей коллекции около ста различных штампов. Каждая доска – маленькое произведение искусства, – Ирина Вадимовна показывает штамп с цветочным узором. – Видите, как чётко прорисованы все линии. Это мне прислали из Индии, стоил он 500 рублей. Теперь спрос на них вырос и цена подскочила. Дело не только в цене, огурцы, конечно, оригинальны, но хотелось использовать в своих работах традиционно русские мотивы».

Летягина подумала: в Индии могут делать, а у нас нет? И нашла умельца в родном городе. Штампы из липы ей режет Дмитрий Морозов. Миниатюрные латунные гвоздики для создания более точного и выразительного узора забивает она уже сама.

Нанести краску на ткань можно по‑разному – непосредственно на полотно и старый способ –
кубовая набойка. Чан, в который опускалась ткань с нанесённым на неё специальным раствором рисунком, назывался кубом, отсюда и пошло такое название, пояснила мастерица.

«В старых книгах искала резервирующий состав – вапу, который наносится на ткань для сохранения рисунка. В кубе разводится краска индиго и светлая ткань прокрашивается, потом вапа аккуратно снимается и остаётся белый контур, – сказала Ирина Вадимовна. – Технология трудоёмкая, но интересная».

Мой стиль

Рисунок наносится на ткань штампом, который смачивается в краске. Сколько цветов в рисунке – столько и штампов. Мастеру нравится технология, которая использовалась в монастырях на Руси. Сначала набивали контур, а потом иконописцы расписывали рисунки. Это её фирменный стиль, поделилась Летягина.

«Скатерть, к примеру, я набивала недолго. Главное, лучше стучать по штампу молоточком, чтобы краска хорошо впиталась. Больше всего времени занимает роспись. Вот здесь как нельзя кстати мои навыки художника. Я расписываю так, чтобы рисунок получался воздушным, только чтобы подчеркнуть его», – рассказала мастер.

Вопрос о практическом применении художественной набойки вызвал улыбку у Ирины Вадимовны: «Уверяю вас, если овладеть мастерством, то ни у кого не будет таких вещей. В моём гардеробе есть и платья, и сарафаны, сумки, платки. Их спокойно можно стирать, важно – хорошо закрепить краски горячим утюгом».

Дочери Летягиной Татьяне – 12 лет. Она учится в художке и потихоньку овладевает мастерством росписи. В мае Танюша заняла два первых места в международном конкурсе детского изобразительного творчества «Экология-2016», который проводился в Старом Осколе.

Мама также не отстаёт от дочери. Диплом второй степени в номинации «Батик» IХ Всероссийского конкурса «Мастерами славится Россия» за платок «Весеннее настроение» буквально на днях с оказией прибыл в Губкин.

«Также с оказией две работы я отправила в Подольск. Наша бывшая воспитанница учится в Москве, она и отвезла. Впервые приняла участие в серьёзном мероприятии, долго не решалась. Значит, я на правильном пути, хоть и самоучка», – считает Ирина Вадимовна.

Помимо книг мастер дотошно изучила все экспонаты городского краеведческого музея.

«Случайно оказалась юбка невесты, украшенная ручной набойкой. Белгородский молодец привёз себе, видимо, невесту из далёких северных краёв, – сказала Летягина. – Здесь же были распространены ярко-красные барановские платки из Подмосковья».

Ирина Вадимовна рассказала, что в музее в Твери есть документ, где указано, что сюда приходили их мастера, даже одного помнит – Терентий Боев. Оставались на сезон, брали заказы на платки, делали и возвращались домой.

Девочка с севера

Ирина Летягина родилась в Коми. Окончила художественное училище в Орле по специальности «художник-оформитель». В 1998 году родители переехали в Губкин. Ей тогда было 19 лет. Потом – учёба в Московском педагогическом университете, диплом учителя изобразительного искусства и черчения, работа в различных учреждениях культуры.

«Это я директор совсем юный, а преподаватель со стажем. Учу детишек живописи. Сама люблю рисовать натюрморты, пейзажи. Только времени на всё не хватает. Скоро выпускные и вступительные экзамены, – поделилась Летягина. – Сейчас у нас учатся больше 280 ребятишек, в следующем году открываем филиал в микрорайоне Лебеди, значит, работы только прибавится».

Сейчас она вместе со своим замом Валентиной Волковой думает над созданием большого панно, где переплетутся и дополнят друг друга два вида народного творчества: лоскутное шитьё и ручная набойка.

Ирине Летягиной звание народного мастера Белгородской области присвоили в 2011 году. За это время она провела много мастер-классов для взрослых и детей, профессионалов и любителей.

«Я побывала в Липецке, Ельце, объездила почти всю Белгородчину. Познакомилась с замечательными мастерами и просто увлечёнными людьми. В нашей школе всех заразила набойкой. Теперь на уроках прикладного творчества тоже бьём молоточками по штампам, – сказала директор. – Ведь мы продолжаемся в наших детях и учениках».


для комментариев используется HyperComments