• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
16 сентября 2015 г. 16:10:41

Интервью с заместителем начальника департамента экономического развития Белгородской области Ириной Корнейчук

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
 Условия созданы, теперь очередь предприятий вкладывать в разработки
Ирина Корнейчук

На обсуждение общественности вынесен региональный законопроект о промышленной политике. Какой она будет и на что рассчитывать предприятиям, рассказала первый заместитель начальника департамента экономического развития области Ирина Корнейчук.

– Федеральный закон о промышленной политике предусматривает её переориентацию на инновационное развитие для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Какую роль в этом процессе вы видите у регионов и, в частности, у Белгородской области?

– Федеральный закон о промышленной политике можно сравнить с законом о стратегическом планировании, который дорабатывался и рассматривался 10 лет, или с законом о государственно-частном партнёрстве. Эксперты называют его рамочным, он даёт основные направления и многое переносит на регионы, которые должны реализовывать промышленную политику за счёт своих бюджетов. Тем не менее это хороший знак, что закон принят.

В Белгородской области были разрозненные меры господдержки, которые потом объединили в законе об инвестиционной политике, а отдельного закона о промышленной политике не было.

Федеральный закон предусматривает переориентацию промышленной политики России на инновационное развитие – это как раз одна из целей промышленной политики, я бы сказала, главная цель. И для её достижения поставлена задача создания конкурентных условий осуществления действий в сфере промышленности – по сравнению с условиями существования деятельности на территории иностранных государств. То есть мы должны конкурировать с аналогичными иностранными промышленными товарами. Задача многоплановая, фактически она заменяет все задачи по созданию в России благоприятного делового климата, ставит новые акценты в промышленной политике и требует конкретных действий от регионов.

– Как вы оцениваете региональную промышленную политику последних лет и какие приоритеты её развития задаёт новый законопроект?

– Правительство области многие годы ведёт планомерную работу по активизации научно-технической инновационной деятельности и вовлечению бизнеса в процесс технологического развития. В последнем бюллетене от Высшей школы экономики по инновационной политике Белгородская область заняла седьмое место – условия для инновационного развития созданы. Данные Белгородстата отражают динамику в цифрах: объём внутренних затрат компаний на исследования и разработки вырос до 2 млрд руб., технологические затраты – больше 4 млрд руб. Это говорит о модернизации производства. Процесс пошёл. В общем объёме отгруженной продукции промпредприятий доля инновационной продукции сейчас составляет 4,4%, а была 0,4%. Отгрузка инновационной продукции по итогам 2014 года составила 23 млрд руб. Мы достигли неплохих показателей.

 – Областная программа развития экономического потенциала до 2020 года ставит планку по инновационной продукции в общем объёме в 25%. Реально ли?

– Надо ставить себе высокие цели и к ним идти. Интеллектуальная собственность имеет очень большое значение, и чтобы она использовалась предприятиями, департамент внедряет многоуровневую систему поддержки центров технологий и инноваций (ЦПТИ). Первый уровень уже создан на базе патентных центров научной библиотеки и БелГУ, теперь работаем над созданием 15 центров второго уровня. Они уже есть в университете кооперации и права, институте искусств и культуры, в стоматологической компании «ВладМиВа», на стадии регистрации ещё три центра.

Мероприятия по повышению конкурентоспособности и экономической активности предприятий за последние пять лет обеспечили рост производства в сопоставимых условиях на 20%. Это на 10% выше, чем в целом по России, и на 4% выше, чем в ЦФО. В текущем году сохраняется устойчивый рост объёмов промышленного производства за счёт введения новых мощностей. Идёт модернизация, техническое перевооружение, развитие импортозамещающих производств, только в 2014 году заработали три таких предприятия.

В разработанном законопроекте мы прописали полномочия органов власти по реализации промышленной политики и инструменты стимулирования промышленной деятельности. Ввели понятия, которых нет в законе об инвестиционной деятельности: инвестиционный контракт, индустриальный парк, промышленный кластер.

– Сколько промпарков планируется создать, как идёт процесс?

– Сейчас официально зарегистрированы два: «Северный» и «Волоконовский». «Северный» был пилотным проектом в форме государственно-частного партнёрства. Объекты инфраструктуры созданы за счёт федерального и областного бюджетов, а строительство самих зданий для резидентов было за счёт частных инвестиций. «Волоконовский» организован только в марте 2015 года, на площади 13 гектаров пока шесть резидентов. К 2019 году, когда он выйдет на проектную мощность, планируется привлечь около 75 млн руб., ещё 6-8 резидентов и создать больше 800 рабочих мест, а выручку довести до 3,5 млрд в год. На этот год просматривается 837 млн руб. выручки, за первый год работы это хороший показатель.

В стадии формирования ещё пять промпарков, которые имеют земельные участки, здания, сооружения и обследованную инфраструктуру. В их числе вторая очередь «Северного» на территории бывшей птицефабрики, промпарк «Котёл» в Старом Осколе, промпарк на территории Шебекинского мелового завода и индустриальный парк «Технологии Белогорья» на базе Алексеевского химмаша.

– Какие региональные программы поддержки промышленности уже реализуются в области и чего достигли?

– Программы поддержки есть для всех категорий предприятий. Поправки в Земельный кодекс дают возможность инвестору получить землю без торгов. Областной закон оговаривает, что воспользоваться ею могут бизнесмены, которые вкладывают в проект не менее 10 млн руб. и создают не менее 10 рабочих мест, а отчисления в консолидированный бюджет от работы их предприятий после выхода на проектную мощность вырастут не менее чем на 500 млн рублей в год. Такой объём инвестиций потянут и малые, и средние предприятия.

Кроме того, область берёт на себя подвод сетей. В рейтинге инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив по показателю «подключение к электросетям» у нас лучшая практика в России.

Для тех предприятий, которые выделяют средства на НИОКР, с 2012 года понижена ставка по налогу на прибыль на 3%, зачисляемая в областной бюджет, и установлены дифференцированные ставки по налогу на имущество. Повторюсь: условия созданы, теперь очередь за предприятиями вкладывать средства в НИОКР.

Для малых и средних предприятий, приобретающих отечественное оборудование, субсидируется процентная ставка, а также лизинг. В этом году появились субсидии на приобретение промышленного оборудования – это тоже, наверное, должно стать стимулом. За последний год хороший импульс получил механизм гарантийной поддержки бизнеса. Это предоставление обеспечения по кредитам совместно с областным Гарантийным фондом и федеральной Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Совместное поручительство и гарантия малому и среднему бизнесу составляют до 2 млрд руб., и многие предприятия в области воспользовались.

– И каков эффект?

– Разные механизмы поддержки могут давать разный эффект. В сегментах с невысокой долей импорта налоговые льготы и субсидирование стимулируют объёмы внутреннего производства и способствуют выходу компании на экспортные рынки, поддерживают конкурентоспособность компаний. В секторах импортозависимых этот инструмент позволяет не поддерживать, а повышать конкурентоспособность предприятий и становится механизмом импортозамещения.

– Чтобы получить поддержку, предприятие должно соответствовать определённым критериям, а это значит, что кто-то отсеется. Получается, опять помогают отдельным компаниям, не решая главной проблемы – доступности капиталов. Как вы считаете, могут ли эти меры помочь развитию местной промышленности или речь только об отдельных приоритетных предприятиях?

– Минпромторг выделил 21 приоритетное направление развития промышленности. Это госпрограмма для всех, нет разницы – крупное предприятие или среднее. Федеральный фонд поддержки промышленности даёт от 500 от 700 млн руб. под 5% годовых, уже подано 14 заявок от Белгородской области. Фонд рассматривает проекты импортозамещения, консорциума и инжиниринга, то есть у каждого инструмента есть свои пользователи. Можно при определённой активности найти свой сегмент. Нельзя же сделать меры господдержки одинаковыми для всех. Нужно развивать промышленность не просто с точки зрения производства продукции, но и производства средств производства – своих станков, оборудования, а для этого нужны вложения в НИОКР, инжиниринг.

– Региональный законопроект о промышленной политике устанавливает порядок заключения от имени правительства области специального инвестиционного контракта. С кем он будет заключаться и на каких условиях?

– Схема выглядит так: инвестор создаёт или модернизирует промышленное производство, а государство гарантирует ему условия контракта на срок его действия до 10 лет. Идея таких контрактов не нова, они проходили апробацию в автопроме. Производители, которые импортировали составляющие, получали льготные таможенные ставки и брали на себя обязательства сократить импорт и локализовать производство на территории России. Теперь практику распространяют на другие секторы промышленности. Постановлением правительства утверждены правила заключения таких контрактов от имени правительства РФ, а на уровне области это будет рассматриваться после того, как примут региональный законопроект. Поддержка предусматривается и для средних, и для крупных предприятий. Скорее всего, будет выстраиваться и приоритетность, но об этом рано говорить, потому что пока мы прорабатываем только региональный закон. Сейчас фонд развития промышленности формирует систему одного окна, то есть инвестор, заинтересованный в таком контракте, самостоятельно определяет меры стимулирования, которые можно включить в него. Как это будет работать, можно будет говорить, наверное, через год.

На общественном совете при департаменте законопроект одобрили. В настоящее время проводятся публичные консультации в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта. Все материалы выставлены на сайте департамента в разделе «Оценка регулирующего воздействия», подразделе «Публичные консультации», а также на сайте корпорации «Развитие».


для комментариев используется HyperComments