Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 апреля 2016, 15:14
 Ирина Селюкова 3293

Ушёл в Красную книгу

Почему с полей Белгородчины исчез суслик – делатель чернозёма

Ушёл в Красную книгу
  • Ирина Селюкова

В старину люди верили, что если уснуть в степи, то к спящему может подкрасться суслик и на ушко шепнуть, где зарыт клад. Сегодня спи – не спи в чистом поле, никто тебе ничего путного не скажет, перевелись у нас почти все суслики.

Признали зловредным

Суслик крапчатый лишь кое-где встречается на востоке области, а были, говорят, времена, когда на одном гектаре насчитывали до 50 жилых нор. После войны каждый деревенский мальчишка знал, где поблизости можно полакомиться жирненьким ховрашком – так на украинский манер называли здесь суслика. Потом грызуна признали зловредным и стали с ним усиленно бороться.

Чем провинился перед человеком зверёк? Считается, что именно он и другие грызуны разносят страшные для людей болезни – чуму, лептоспироз, иерсиниоз. В области действовали специальные эпизоотические отряды, которые, чтобы избавиться от природных очагов чумы, уничтожали грызунов, в том числе и сусликов. Но тогда ничего с сусликом не смогли сделать, потому что популяция была огромной, плодовитой, он обитал повсеместно.

Когда почти все пустыри превратили в пашню (в области распахано 70% территории), то плуги и ядохимикаты прогнали сусликов подальше от полей, зверёк ушёл в овраги, поймы рек, но снова не исчез насовсем. Целенаправленно сусликов истребляли до конца 70-х годов прошлого века, а тех, что остались живы, позднее добила наша активная хозяйственная деятельность.

Выпас без коров

Зверушкам и в оврагах да балках было неплохо, ими у нас вся область изрезана, жили бы, казалось, да травку грызли. Только в нынешней ситуации и это местожительство им не подходит.

Причина в том, что траву вместе с сусликами должен жевать ещё кто-то покрупнее, например, корова. Тогда сочным кормом грызуны были бы обеспечены всё лето, ведь в растении до момента цветения накапливается максимальное количество питательных веществ. Но если траву не косят, не щиплют животные, то одно растение забивает другое, и свежей зелени нет.

На хороших кормах популяция сусликов развивается, причём родится много самочек. А в голодные времена популяция сокращается: нет корма, и жизнь угасает.

Раньше где выпас, свежая трава – там посвистывали «столбики» – суслики, сурки. Коров в деревнях осталось слишком мало, все овраги им не объесть. В холдингах бурёнки гулять не выходят, им корм вволю подвозят прямо в коровник. На пастбищах ещё можно увидеть лишь фермерских коров да стада небольших хозяйств, работающих по старинке.

До Красной книги

Высокая трава делает грызунов беззащитными. Суслики выживают только колониями, где их может быть больше тысячи особей. Норы они делают на возвышенности, накапывают бутаны, или иначе –
сусликовины, и стоят на них столбиками, посматривают, не идёт ли враг. А в высокой траве у суслика, рост которого менее 30 сантиметров, нет обзора. Зверьки не могут между собой общаться, свист уже не спасает, и колония распадается, а одиночку хищник быстро обнаруживает.

Беззащитен суслик не только перед хищниками. До Красной книги его популяцию окончательно довело неконтролируемое использование ядохимикатов и удобрений. Ситуацию усугублял ландшафт нашей местности. Были бы у нас все поля ровные, то химия уходила бы прямо вглубь земли. Но в Белгородской области много пашни под уклоном, и агрохимикаты постепенно стекают в овраги, а там – суслики. В сельском хозяйстве используют и аэрозоли, которые распыляют, но они всё равно скапливаются в складках земли. Туда же идут животноводческие и другие стоки.

Вот суслик почти и перевёлся в наших местах, его можно увидеть лишь в Волоконовском районе да, возможно, в Валуйском и Ровеньском.

Спит сидя

Сейчас суслик досматривает последние зимние сны. Ложится  спячку обычно в сентябре. Первыми укладываются нерожавшие самочки и самцы. Молодёжь и самки, имеющие потомство, стараются побольше нагулять жира и ложатся спать позже. Температура тела в анабиозе опускается примерно до четырёх градусов, во время спячки сердце зверька бьётся очень слабо – один-пять ударов в минуту, дышит он вообще с перерывами, пять-десять раз вдохнёт и выдохнет, потом часовой перерыв.

У каждой особи своя зимовочная норка, её глубина достигает двух метров, а длина всех ходов может быть и четыре метра. Постельку суслик себе готовит заранее: натаскивает в гнездо мягкой травки, перьев. Перед залеганием лаз в нору законопачивает землёй, но людям всё-таки удалось подсмотреть, как спит зверёк. Оказывается, всю зиму он сидит на задних лапках, уткнувшись головой в брюшко и прикрывшись хвостом.

Когда суслик спит, его за губы кусают блохи, в эти ранки может попасть микроб чумы, зверёк заболевает и становится переносчиком заразы. Потому сусликов истребляли, боялись распространения чумы. Правда, говорят, что в Белгородской области этот микроб чувствует себя не так вольготно, так как у нас много мела. А в меловых отложениях он, как и другие болезнетворные организмы, погибает. Колонии сусликов и сурков селятся сейчас в основном на меловых склонах, которые сами себя обеззараживают.

Сусличий век недолог

Просыпаются суслики обычно в апреле и почти сразу принимаются за свадьбы. Невесты легко не достаются, самцам приходится повоевать с соперниками. Таинство зарождения новой жизни суслики не афишируют, оно происходит вдали от посторонних глаз – в норе. А как только землю укроет зелёная травка, из норок появляются шесть-семь детишек. Мамаша в воспитательных целях на несколько дней бросает малышей – чтобы сами учились добывать пропитание. Потом возвращается, но дочки-сыночки в её опеке скоро перестают нуждаться и уходят в самостоятельную жизнь.

Есть статистика, свидетельствующая, что в первый год жизни погибает до 70% сусликов. Кстати, если зверёк за лето не накопил достаточно жира, то из спячки он может и не выйти. Их губят болезни, охотники, даже сильное промерзание почвы и затяжная весна. Их едят лисицы, хори, особенно полевые, все хищные птицы: канюки, ястребы-тетеревятники, ястребы-перепелятники и т. д. А сусличий век и без того недолог – три-шесть лет.

Кроме зимовочной норы суслик имеет несколько неглубоких кормовых убежищ. Их роют там, где есть пища. Как только появляется враг, его обязательно кто-то заметит и свистом оповестит остальных. Тогда суслики кидаются врассыпную по этим мелким норкам, а ночевать идут в гнездо.

Ест суслик очень быстро, любит не только сочное разнотравье, но и злаки. Весной, когда травы ещё мало, не брезгует и корешками.

Полезный зверёк

Зверька считают вредителем сельскохозяйственных посевов, так, может, и не стоит жалеть о том, что суслика у нас почти не осталось? Но есть такая закономерность: если исчезает один вид, то страдают десять ближайших видов пищевой цепи. Коров перестали пасти – не стало сурка и суслика. Суслик исчез – страдают хори и лисицы. Лиса вынуждена больше есть зайцев и мышей, а мышь – разносчик трихинеллёза и бешенства. В природе всё взаимосвязано.

Как бы ни обижались на суслика аграрии, однако он приносит большую пользу сельскому хозяйству. Вот, что говорят учёные:

«В нетронутых степях эти зверьки играют исключительную роль в почвообразовании, поскольку выбрасывают на поверхность грунт из нижних слоёв, перелопачивают землю. Во многом именно благодаря сусликам и другим степным грызунам на юге России образовались мощные слои чернозёма».

Протяжённость балок и оврагов, избороздивших Белгородскую область, равна длине экватора – более 40 тысяч километров, а площадь эрозионной сети, причём без речных пойм, – 450 тысяч гектаров. На этих неудобьях мог бы обитать суслик. Но и они становятся для него непригодными – там уже идёт процесс опустынивания. И мы теряем целый биологический вид.

Вопрос без ответа

В Белгородской области много делают для решения экологических проблем, на это направлены масштабные программы, главная цель которых – спасти природу. Посевные площади нам, конечно, уменьшать нельзя, но сейчас хозяйства стали много сеять многолетних трав. Их косят на корма, там не применяют ядохимикаты, это большой плюс, почва, водный баланс улучшаются. Сусликов на эти поля не расселишь, но с таких участков  уже не стекает в низины химия.

К слову о химии – в управлении Россельхознадзора по Белгородской области считают, что контроль над её применением в сельском хозяйстве сегодня нужно ужесточить. Несколько лет назад при управлении был отдел по надзору за оборотом и использованием пестицидов и агрохимикатов. Здесь проверяли, как хранят химические средства и удобрения, как используют. Сейчас у Россельхознадзора есть полномочия только «по контролю в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении государственного ветеринарного надзора», то есть его инспекторы могут проверять остаточные количества вредных веществ в продукции. Это последнее звено всей цепочки от поля до прилавка, но в поле контроля фактически нет, а необходимость в его усилении очевидна.

Свою лепту в сохранение природной среды обитания вносят и охотничьи хозяйства области, там пытаются разводить оленей и других парнокопытных, когда их станет много, то они, возможно, заменят коров на травянистых склонах балок и оврагов.

А что касается суслика… Поможет ли ему человек вернуться из Красной книги в реальную жизнь? Пока вопрос без ответа.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×