Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 июля 2015, 10:56
 Катерина Шаронова 3126

«Усадьба Jazz»: на расстоянии четырёх часов

4 июля белгородцы побывали на концертах международного джаз-фестиваля в Воронеже

«Усадьба Jazz»: на расстоянии четырёх часов Фото Елены Байтингер
  • Катерина Шаронова
  • Статья

«Усадьба Jazz» – крупнейший open-air России и один из лучших музыкальных фестивалей Европы. От классического, мейнстримового, эйсид-джаза, джаз-рока и блюза до фолка, фанка, соула, инди, лаунжа и электроники он объединяет совершенно разножанровых музыкантов, причём имена одних хорошо известны миру, другие – только начинают своё восхождение. А Jazz в его названии больше не о жанре, а об ощущении внутренней свободы, свободы импровизации, что отличает каждого из его участников.

Дорогой редких музыкальных ощущений

«Усадьба Jazz» возникла в 2004-м, тогда её впервые провели в Москве, в усадьбе Архангельское. Через несколько лет в фестивальную карту включили Санкт-Петербург, затем Екатеринбург, в минувшем году Воронеж, скоро войдёт в неё и Казань. Но большинству белгородских меломанов, понятно, удобнее всего ездить в Воронеж – до него рукой подать (чуть меньше 300 км).

Концепция «Усадьбы Jazz» продумана до нюансов. Всё организуется вокруг старинной усадьбы, места красоты и истории. Её дух образует атмосферную основу феста, сообщая дополнительные смыслы его стихии. В случае с Воронежем – это прекрасный архитектурно-парковый ансамбль принцев Ольденбургских в Рамони. Единственный дворцовый комплекс в Центральном Черноземье, связанный с династией Романовых, построен в XIX веке в стиле кирпичной неоготики, редкой для наших мест. Сейчас и дворец, и роскошный парк реставрируют, правда, экскурсии всё же проводят.

Фестивальное пространство предельно насытили событиями – йога, крокет, флористический мастер-класс, граффити на тему джаза и живописный пленэр, детская арт-площадка, лавки и ряды самодельных товаров. Всё это разместили в парковой зоне. Но сердце «Усадьбы Jazz», разумеется, – музыкальные и поэтические выступления. Перед дворцом соорудили главную сцену феста – «Аристократ». Вторую – Jazz Club – рядом с водонапорной башней. Третью – поэтическую – в одном из секторов парка.

Первая музыка зазвучала в Jazz Club около половины третьего – воронежский джазовый ансамбль Dixie-Alex-Band играл Аll Of Me Руты Эттинг, Down by the Riverside Луи Армстронга, Blueberry Hill Фэтса Домино... Превратившись после в гуляющий оркестрик, коллектив исполнял и свои лёгкие, светлые, поднимающие настроение вещи.

Параллельно оживал «Аристократ». Концерт здесь открыли музыканты «Цёя». Год назад для фестивальных выступлений объединились местные группы Happy55, Sheepray и EvaEva (кстати, 4 июля певица выступала и самостоятельно). В результате возник оригинальный проект Ярослава Борисова – «Цёй». Для «Усадьба Jazz – 2015» они подготовили новую оригинальную программу: танцевальную музыку с элементами фолка, фанка и других направлений с экспериментальной поэзией.

Особенность форума ещё и в том, что его организаторы открывают имена молодых талантливых исполнителей, создавая среду для их продвижения. «Цёй», безусловно, одно из них. Первый же фестиваль в Воронеже показал поклонникам джаза и учеников студии Игоря Файнбойма. Имя Файнбойма входит в энциклопедию «Джаз. XX век». Он постоянный участник «Джазовой провинции» и вот уже во второй раз выступает в рамках «Усадьбы Jazz». Будучи представителем джазовой элиты, прекрасным пианистом и композитором, он руководит Midnight Jazz Orchestra Воронежской филармонии и много лет преподаёт джаз детям, подросткам и взрослым. Джазовый вокал, музыка саксофонов, ударных, баса, фортепиано... – в очень интересной интерпретации студийцы играли в основном джазовые стандарты: Satin Doll Дюка Эллингтона, Perdido, So what Майлза Дэвиса, Strasbourg – Saint-Denis...

Молодые, но уже обретшие свою публику музыканты прибыли и из Москвы: соул-певица Шуня Балашова (Shoo), исполняющая «чёрную» музыку на русском, Татьяна Шаманина и группа Guru Groove Foundation, играющие причудливый сплав модного фанка и электроджаза. И с Украины – необычная команда рокабилли «Директор Азовского моря» (Краснодон).

Из признанных джазменов организаторы феста пригласили трио Vein из Швейцарии. Мастера своих инструментов – Михаэль Арбенц (фортепиано, синтезатор), Флориан Арбенц (ударная установка) и Томас Ленц (контрабас) – играют интеллектуальный джаз. Существуют они в гармоническом единстве, по временам каждый из них отыгрывает яркие запоминающиеся соло, а после снова крайне органично переходят к ансамблю. Их захватывающие инструментальные импровизации потрясают воображение. В Воронеже Vein представили композиции своего нового альбома Jazz Talks и фрагменты своей невероятно свежей интерпретации оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.

Трио VEIN (Швейцария). Видео Катерины Шароновой

 

Большое имя в джазе и Сергей Манукян. В многовариативном вокале этого самобытного музыканта сходятся энергии джаза и блюза. Его голосовые пассажи рождают неожиданные инструментальные импровизации. Выступали вместе с ним высококлассные джазмены – пианист Валерий Гроховский и барабанщик Артём Федотов. Словом, организаторы «Усадьбы Jazz» в который раз подтвердили своё попадание в десятку, проведя слушателей дорогой самых разнообразных и притом редких музыкальных ощущений. Доказав, что почувствовать такое возможно исключительно здесь и нигде больше.

«Мегаполис»: музыка вечного кино

Хейдлайнер воронежского феста – софт-рок-группа «Мегаполис», популярная ещё с советских времён. Вот как её лидер Олег Нестеров комментирует репортёрам «Усадьбы Jazz» связь своей музыки с джазом:

«Музыка эта имеет интуитивную основу. Вообще, интуитивное погружение мы начали практиковать с 1989-го, когда играли, что в голову придёт. С любыми джазменами мира мы черпаем из одного колодца. И разница только в оттенках технологии. «Из жизни планет» сделан абсолютно по джазовым лекалам».

  • Олег Нестеров.

 

Говорит он о совершенно уникальном мультимедийном проекте, который представил около года назад. Его идея возникла у Нестерова в процессе работы над новой книгой «Небесный Стокгольм» о Москве 1960-х. Музыкант сочинил музыку к неснятому кино – к лентам, оставшимся несбывшимися замыслами самых ярких кинематографистов эпохи оттепели.

Фильм № 1 – «Причал» (1960). Работал над ним по первому большому игровому сценарию Геннадия Шпаликова  Владимир Китайский. Китайский учился на курсе Михаила Ромма с такими легендами отечественной культуры, как Андрей Тарковский и Василий Шукшин. О нём говорили как о первом гении среди гениев. Говорили и то, что киноязык Тарковского сложился под его влиянием. И только в «Солярисе» Андрею Арсеньевичу из-под него удалось уйти.

Фильм № 2 – «Семь пар нечистых» (1963–1965). Владимир Мотыль задумал снять экшен по своему сценарию, написанному совместно с Вениамином Кавериным (основа – одноимённая повесть Каверина). По сути, именно эта работа, закончившаяся крахом, позволила Мотылю создать киноклассику «Белое солнце пустыни».

Фильм № 3 – «Предчувствие» (1953–1976) Андрея Смирного. Режиссёр выдающихся лент «Белорусский вокзал» (1970) и «Осень» (1974), Смирнов так и не снял этого кино по своему же сценарию.

Фильм № 4 – «Прыг-скок, обвалился потолок» (1970–1974). Предпоследний сценарий Геннадия Шпаликова и, по мнению многих киноведов, лучший. Шаг за шагом Нестеров восстанавливает четыре истории краха, открывая нам трагедию каждого человека и мастера, угодившего в жернова цензуры.

Музыка «Из жизни планет» пронзительная, надмирная, получившая кинематографическое измерение, связала все элементы этого во всех смыслах просвещенческого проекта – CD-диски, винил, онлайн-энциклопедию, восстановившую исторический контекст (сценарии, документы, фото, дневниковые записи, комментарии свидетелей событий...), спектакль. Концертную версию трёхлетнего труда Нестерова и его команды как раз и услышали посетители «Усадьбы Jazz» в Москве и Воронеже. И именно она стала пульсирующим сердцем воронежского фестиваля-2015.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×