Пешком по родному краю
Майя Николаевна вернулась с областного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», на котором представляла свой опыт вовлечения школьников в туристско-краеведческую деятельность. Её программа «Я познаю мир» получила высокую оценку жюри.
Признание коллег, конечно, приятно, и всё же главной оценкой своей работы педагог считает успехи учеников. Каждое их достижение Юрьева старается сохранить – в виде фотографий, заметок на школьном сайте.
«Для истории», – с улыбкой поясняет она.
Когда шесть лет назад Майя Николаевна только задумывала увлечь своих учеников туризмом и краеведением, она не ставила перед собой каких‑либо амбициозных целей вроде учас-тия в конкурсах. Задача у учителя была конкретная и краткосрочная: объе-динить общей деятельностью свой 1 «г» – непростым был этот класс, степень подготовленности к школе у детей оказалась очень разной.
«Я решила увлечь их тем, что люблю сама», – говорит педагог.
И тут нужно сказать, что круг увлечений Майи Юрьевой широк: она катается на коньках и лыжах, занимается зимним плаванием и танцами. Но главная её страсть – путешествия: по родному краю, стране, миру. В туристических походах Юрьева обошла не только Белгородчину, но и горный Кавказ, Крым, Карпаты. И в своих педагогических целях решила использовать воспитательно-оздоровительную силу туризма.
Начали с пешеходных прогулок по родному Строителю. Сейчас самую первую экскурсию с учениками в Сретенский храм Майя Николаевна вспоминает с улыбкой, а тогда ей было не до смеха:
«Дети были очень неорганизованны, вели себя так, что храм чуть без икон не остался».
И тогда же выяснилось, что не все её подопечные готовы к преодолению даже небольших расстояний.
С тех пор каждую экскурсию Майя Николаевна тщательно готовит, чтобы дети не просто ходили пешком, но и узнавали что‑нибудь интересное. С удивлением и радостью 30 юных жителей Строителя вместе с учителем открывали для себя малую родину. И вот так, на ходу, учились поведению в общественных местах, становились собраннее – словом, чуточку взрослее.
«Я приучаю детей слушать экскурсовода, – делится опытом педагог. – На следующий день на уроке обязательно задаю вопросы, куда мы ездили, что видели».
Уже в первом классе юные туристы из школы № 3 стали выезжать за пределы района. За помощью в организации путешествий по Белгородчине Майя Юрьева обращается в областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий. Вот, к примеру, побывали на Борисовской фабрике керамики, а потом на уроке технологии попробовали себя в гончарном искусстве: борисовцы поделились с юными гостями глиной.
Мои ребята – самые лучшие!
Путешествия по городу и экскурсии по области – одно из направлений программы «Я познаю мир». Детское стремление к новым знаниям педагог направляет в исследовательскую деятельность. Уже со второго класса её ученики пишут сочинения накануне экскурсии, в которых делятся предположениями и пожеланиями. И как же интересно потом читать их вслух и сравнивать с полученными впечатлениями! Впечатления эти, кстати, дают импульс к исследовательской работе. К четвёртому году обучения в классе есть свои корреспонденты, которые пишут заметки для школьного сайта, есть научные сотрудники и фотографы, помощники в организационных вопросах.
Постепенно после недолгих пеших прогулок Юрьева стала приобщать детей к пешеходному туризму.
«К окончанию четвёртого класса география наших путешествий по родному краю была настолько широка, что возникла проблема, куда ещё съездить», – говорит Майя Николаевна.
В таких случаях учитель открывает краеведческую литературу, Интернет, ищет информацию и разрабатывает маршрут следующей поездки. Причём не только для своих учеников, но и для коллег-педагогов.
«Результат, ради которого я начала с детьми эту работу, был виден уже к концу первого учебного года, – делится гордостью за учеников Майя Юрьева. – А к выпуску, в четвёртом классе, я была убеждена: мои ребята – самые лучшие!»
На лыжах от гриппа
Со вторым своим набором, опять же 1 «г», педагог продолжила работу по программе «Я познаю мир». Проверенные и новые маршруты по городу, району и области, а ещё – лыжные прогулки в лес. Очень скоро на лыжах стали кататься не только дети, но и родители.
«С родителями у нас полное взаимопонимание, и я очень благодарна им за это, – говорит моя собеседница.– Они помогают в поездках и во время соревнований».
Благодаря родителям в классной комнате появился турник. И каждую перемену школьники гроздьями повисают на нём. Даже девочки по семь раз подтягиваются, хвалится Юрьева.
Ещё один единомышленник – преподаватель Яковлевской спортшколы Сергей Поздняков, который занимается с классом Майи Юрьевой по своей программе, обучая ребят ориентированию. И в прошлом году 2 «г» из школы № 3 участвовал едва ли не во всех районных и областных соревнованиях по туризму и ориентированию. На районном турслёте, например, второклашки наравне соревновались с учениками 5–7 классов и даже заняли призовые места. И на зимних состязаниях по ориентированию подопечные Юрьевой были самыми младшими, но первое место занял второклассник, а следом пришёл шестиклассник – выпускник Майи Николаевны. Они уже сейчас очень самостоятельные, справляются с туристическим снаряжением и умеют вязать походные узлы – «простой проводник», к примеру. А минувший учебный год класс Юрьевой завершил сплавом на байдарках по реке Оскол.
Программа «Я познаю мир», изначально рассчитанная на один час в неделю, естественным образом расширилась и органично вписалась в образовательный процесс. Практически каждый выходной у учителя есть повод пообщаться со своими подопечными, будь то соревнования или подготовка к конкурсу. Вот и во время карантина, объявленного минувшей зимой в школах области, Юрьева вместе с классом каталась на лыжах: грипп не догонит!
В педагогику через походы
А ведь двадцать с лишним лет назад Майя Николаевна и не помышляла о педагогической стезе. Поступала в мединститут, но провалила экзамены. В горьком отчаянии она принесла документы в Белгородское педагогическое училище.
«Заявление о приёме в училище я писала со слезами на глазах, – вспоминает Юрьева. – Но другого варианта для себя тогда почему‑то не видела».
Отношение к будущей специальности помог изменить преподаватель истории Сергей Петрович Никифоров, который рассказал студентам о действовавшем в училище туристском клубе «Ровесник». И совсем скоро будущий учитель Юрьева отправилась в составе клуба в первый поход – на Кавказ.
Сколько было с тех пор походов, Майя Николаевна и сама, наверное, не возьмётся сосчитать.
«Порой было так нелегко, что казалось – всё, с туризмом покончено,– признаётся Юрьева. – А вернёшься домой, и снова тянет в поход».
Её профессиональный путь тоже чем‑то похож на туристический марш-рут, в котором были свои перевалы, разочарования и радости. И тут помогла закалка характера, полученная в трудных походах.
После отличного окончания пед-училища поступила в Белгородский пединститут, и была перспектива продолжить обучение в аспирантуре. Однако Юрьева идёт работать, причём сразу устроиться по специальности не получилось: трудилась на станции юных натуралистов в Старом Осколе педагогом-организатором, секретарём в школе, учителем истории и физкультуры, завучем, даже на заводе успела поработать. И вот в 2009 году директор школы № 3 Татьяна Николаевна Нестерова пригласила дипломированного специалиста на работу. Тогда вакансия была, правда, только в школьной библиотеке. Но годом позже Юрьева приняла тот самый 1 «г», своих первенцев, которые помогли ей реализоваться как увлечённому и творческому педагогу.