Виват, Лакатош!
Он приковывал бы к себе взгляды, даже не будучи музыкантом экстра-класса. Статный, импозантный, элегантный аристократ с чудесными усами, на подкручивание которых он ежедневно тратит пять минут – и без того и дня не проходило, – обладающий обезоруживающим, невероятно мощным магнетизмом, Лакатош шагнул к нам будто из другого столетия. Настоящий король цыган от музыки и по жизни.
К скрипке, как к игрушке, Роби потянулся в два года. Естественным для него это влечение не могло не стать, ведь он правнук легендарного Яноша Бихари, короля цыганской скрипки. Игра венгерского Орфея поражала и Бетховена, и Листа. Последний восхищался его даром на страницах своего сочинения «Цыгане и их музыка в Венгрии». Играли и дед, и отец Лакатоша. Сегодня на престоле их сменил Роби.
С 6 лет он начал учится скрипке осознанно. Поначалу строгий порядок привёл его в недоумение, и он решил: «Буду барабанить!» Но какие барабаны в семье потомков Бихари (правда, в его доме три ударные установки – и теперь барабанить в своё удовольствие ему никто не запретит)... Только скрипка! Через три года его талант уже оценила публика. Только окончив Будапештскую консерваторию имени Белы Бартока, заключит контракт и отправится в Брюссель. Бельгия станет его второй родиной. Здесь он откроет ресторан, который, только стоит ему заиграть, будет превращаться в настоящий концертный зал. Сюда на протяжении десяти лет будет спешить даже легендарный Иегуди Менухин.
Дьявольский и Божественная
Роби называют скрипачом дьявола, подчёркивая его равность великому Паганини. Техника, исполнительский аппарат, скорость, мощь… – невозможность постичь то чудо, свидетелями которого мы становимся, крепко удерживает нас в Средневековье. Между тем Лакатош улыбается, считая этот эпитет весьма остроумным, но уже серьёзно говорит о том, что вся музыка от Бога и дар,безусловно, тоже. Правда, кое в чём венгерский скрипач превзошёл генуэзского – пиццикато он играет тремя (!) пальцами. Отчего инструмент его превращается и в балалайку, и домру, и мандолину… Действительно, непостижимо. Такого даже Никколо не делал.
Что же за скрипка оживает в руках Лакатоша? Кремонская. Правда, не та самая – копия. Вот только от настоящей её почти не отличить. Как-то Роби и знаменитый скрипач Максим Венгеров, обладатель скрипки Страдивари, играли вместе и поменялись инструментами. Большого труда им стоило разобрать после, где «Крейцер» Венгерова, а где del Gesu Лакатоша. Кстати, любопытно, как скрипка венгра получила своё имя del Gesu (с итальянского – божественная). Мастер Кремоны творил её специально для Роби. И труд его сопровождала именно музыка великого цыгана. Завершив работу, он отнёс инструмент в местную церквушку – с такого символического приношения Богу скрипка начала свою удивительную жизнь. Лакатош, естественно, её очень любит. И для неё разработал специальные струны – Lakatos pizzicato. Каждая из них создана из своего материала – титан, золото, серебро. А служат они более правильному расширению звука.
Театр скрипки
Условно стиль Лакатоша называют именно так. Он рождается на стыке классики, венгерского фолка и авангардного джаза с вкраплениями джаза-мануша (цыганского джаза), рока, фьюжн и бог весть чего ещё. Здесь и скрипичные имитации звуков природы, пения птиц, интонаций человеческого голоса… И на вопрос о том, осталось ли что-то недоступным для него, глубоко задумывается и молчит. Словом, на своих выступлениях он делает всё, чтобы слушатели не засыпали: «Я хочу, чтобы люди были счастливы от того, что слушают мою музыку».
Роби претворяет в новую оригинальную форму музыку своего народа. Открывает её для всего мира. Что касается мануша, то его он впитал через музыку наставника и друга – знаменитого джазового скрипача Стефана Граппели, фактически создателя скрипичного варианта этого направления. Граппели играл с гитаристом Джанго Рейнхардтом, основавшим этот уникальный стиль.
Лакатош – универсальный музыкальный гений. Не только скрипач, ударник. Он и композитор, пишущий в том числе и для кинематографа, и великолепный аранжировщик, и даже актёр. И создатель своего ансамбля, в котором играют музыканты высочайшего класса. На смену своим отцам к Лакатошу пришли пианист Чеки Кальман и гитарист Ласло Балог. Играют здесь молодые талантливые братья – контрабасист Ласло и один из лучших в мире цимбалистов Ено Листеш. А Ласло Бони (вторая скрипка) учил отец Лакатоша. В этих крепких, почти родственных связях, кажется, кроется один из секретов их уникального феномена.
Я так люблю…
…так играю, так слышу, – попытается объяснить Лакатош свой дар. Но в его случае все слова мира тусклы. Игру Роби нужно только слушать. И белгородские меломаны услышали. Большую часть программы составили собственные сочинения венгра. Его «Новый альянс» открыл концерт. Рояль, контрабас, акустическая гитара, цимбалы, скрипка – и здесь же музыканты его ансамбля во всём великолепии представили сольные партии своих инструментов.
Много импровизировал Лакатош, обращаясь к известным темам мировой музыкальной культуры – его интерпретации неожиданны, но всегда восхитительны и безупречны. Бьюсь об заклад, такой «Калинки» ещё никто из белгородцев не знал. Музыкальный размер, в котором её исполнил Роби, – 11/8 (!). В то время как изначальный размер песни Ларионова – 2/4. Как не знал таких интерпретаций музыки из популярного бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше», комедии «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Песенки крокодила Гены», романса «Две гитары». И уж, конечно, никто не исполнил бы венгерский «Чардаш» Витторио Монти лучше и нестандартнее Лакатоша и его band.
Иногда к королю цыганской скрипки присоединялся Борислав Струлёв – и прямо на наших глазах рождались невероятно удивительные вещи. Скажем, импровизация на тему вальса «Муки любви» Фрица Крейслера. А для Пассакалии Георга Фридриха Генделя сплотились скрипка Лакатоша, виолончель Струлёва и скрипка лауреата международных конкурсов Анны Боровик (Москва). Партитуру, которую всегда исполняют дуэтом, музыканты фестиваля разложили на три партии.
«Мы исполним Пассакалию втроём. Впервые. Вряд ли бы Гендель имел что-то против голоса скрипки Роби», – предварил Струлёв неожиданное трио.
После столь виртуозного и чувственного исполнения возразить не смог бы никто. Ошеломило и блестящее выступление венгров с камерным оркестром Белгородской филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик. Белгородские музыканты продемонстрировали свой высокий уровень, играя на одной сцене с таким мастером, как Лакатош.
Когда-то композиция Мишеля Леграна «Папа, ты меня слышишь?», созданная для музыкальной мелодрамы «Йентл», принесла «Оскар» Леграну. Увеличила любовь публики к Барбре Стрейзанд, её исполнившей. Вчера эта любовь принадлежала Роби. И пианисту Чеки Кальману, в дуэте с которым он играл. Ещё один оскароносец вечера – музыкальный лейтмотив фильма-памятника «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Сочинение Джона Уильямса получило и «Оскара», и BAFTA, и «Грэмми», и «Золотой глобус». Тема катастрофы в жизни одной нации и всего человечества в целом тесно переплетается с темой войны и вынесенного, выстраданного, выкупленного жизнью и кровью мира – вот что претворили в эту музыку, музыку с трагическим контекстом. И как-то совсем по-особому Лакатош представил трогательную, пронзительную мелодию тоски, обречённости, вместе с тем милосердия, возвышающей человека любви. И обнаружил в её глубинах противостояние бессмысленности, нелепости смерти и непреодолимой жажды к жизни.
Роби счастлив участвовать в белгородском фестивале. Он желал увидеть глаза людей, поскольку так чувствует ту землю, на которую ступает впервые. А в Белгороде виртуозный скрипач впервые. И дождался: Лакатош заставил балансировать наше и чувственное, и рациональное восприятие где-то на грани физического конца и духовного бессмертия. И ощутив это, долго не мог покинуть сцену – всё играл и играл, утопая в овациях восторженной публики.
BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. Концерт закрытия фестиваля прозвучит 15 марта.