Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 ноября 2016, 15:07
 Ольга Муштаева 1773

Уля, улитка, утюжок

Как белгородский учитель помогает детям знакомиться с буквами

Уля, улитка, утюжок Фото Юрия Коренько
  • Ольга Муштаева

«Ребята, что я вам тут новенькое придумала», – улыбается учитель начальных классов Елена Шевалдина.

«Интересное упражнение?» – дружно подхватывают первоклашки.

Третий месяц за партой, но уже знают: Елена Юрьевна скучного не предложит. Скоро их любимая учительница отметит свой маленький юбилей: пятый год преподаёт в 19-й школе Белгорода. К слову, в этом году и школа, носящая имя выпускника 1966 года, военного лётчика Виктора Казанцева, из которой вышли Герой России Вячеслав Воробьёв и олимпийская чемпионка Светлана Хоркина, празднует своё 55-летие.

Дайте мне детей!

В профессию, шутит Елена Шевалдина, она по пути свернула.

«Представьте себе начало 90-х. Заинтересовалась я программированием. Хожу в «технолог» с одноклассниками на подготовительные курсы. Дальше – серебряная медаль в школе. Первый вступительный экзамен сдаю на «пятёрку». Автоматически меня зачисляют», – вспоминает Елена Шевалдина.

Но… новоиспечённая студентка частенько захаживает в гости к подругам: одна поступила в Белгородский педуниверситет имени Ольминского, другая – учится в педучилище.

«Одна бабочек вырезает, другая примерчики пишет. А я что? Сижу с сухими цифрами, логарифмами, интегралами», – рассказывает Елена Шевалдина.

И уже после первой сессии она ушла. Штудировать позабытые ей на время русский язык и литературу, чтобы поступить в педуниверситет. Выбрала факультет начальных классов.

«Почему начальные классы? У некоторых с детства остаются воспоминания о рваных платьях, содранных коленках. А у меня моя учительница Любовь Михайловна. Помню, как сейчас: доска, большое лукошко и грибочки. И учительница говорит: «Кто решит пример – молодец, положит грибочек в корзинку!» – вспоминает наша собеседница.

Стихи на ощупь

Стаж – более 20 лет. Вначале пришла в родную 21-ю школу Белгорода. После были лицей-интернат № 25, 51-я прогимназия, 45-я школа. Наконец, осела в 19-й школе. О своих достижениях скромничает (хотя лауреату городских конкурсов «Учитель года» 1997 и 2014 годов есть что вспомнить). Говорит: «Лучше расскажу, что мы сделали». Мы – это Елена Шевалдина, её ученики и их родители.

«Сделали сами 16 тактильных книг для слабовидящих и слепых деток. Проиллюстрировали каждую страничку, приклеили стихи, написанные шрифтом Брайля. Взяли весёлые стихи нашего земляка Юрия Макарова. После в библиотеке Ерошенко наши юные авторы подарили книги деткам с нарушением зрения», – рассказывает Елена Шевалдина.

С проектом «Особенным детям – особые книги: стихи на ощупь» выступала ученица Елены Юрьевны – Дарья Шаповалова. На конкурсе детских научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» занял он первое место в области.

ЕЁ зовут ЮлЯ

«У нас в учебниках очень много правил, слов, которые нужно запомнить. Мы задаём ребятам домашнее задание – выучить. Но нигде не написано, как просто и легко запомнить ту или иную информацию, – рассуждает Елена Шевалдина. – Тогда я задумалась – как преподнести детям материал в доступной форме».

В творческом поиске ей пригодился университетский курс психологии. Некоторые дети лучше воспринимают информацию на слух, другим проще увидеть, третьим – пощупать своими руками.

«Мы думаем, оружие учителя – слово, – говорит педагог. – Но не только: по статистике аудиалов всего 20 процентов. А 80% детей звуковую информацию не усваивают или усваивают плохо. Урок надо строить, чтобы детки услышали что‑то, увидели и ручками закрепили – приклеили, написали…»

А потом психолог, доктор педагогических наук Геннадий Чепурной познакомил нашу героиню с мнемотехникой. В переводе с греческого – искусство запоминания. Это особые приёмы, помогающие запомнить информацию по ассоциациям. Помните: каждый охотник желает знать, где сидит фазан? А вы задумывались, что девятку можно изобразить в форме дельфина? А если к картинке ещё и занимательный стишок написать, то любой первоклассник обрадуется. Или как запомнить сразу четыре гласные, обозначающие два звука? Взять фразу: «ЕЁ зовут ЮлЯ», на раздаточном материале приклеить фото известной всем Юли (первоклашки Елены Юрьевны ориентируются по Юле из «Уральских пельменей», но подойдёт и одноклассница).

Секретные агенты… среди нас?

Много подсказок по мнемотехнике учителя могут найти в Интернете. Конечно, можно пользоваться и разработками коллег, но не для каждой темы она найдётся.

«Дети плохо запоминают прописные буквы. Для печатных букв образы есть, а вот для прописных – нет. Решили мы (я, мои ученики и их родители) сами создать для каждой буквы образ», – говорит Елена Шевалдина.

Для визуалов сделали ассоциативные картинки. Главным художником стала мама Луизы Великородной – Наталья Александровна. А сама Луиза представила работу «Секретные агенты… среди нас?» на конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науке». Для аудиалов придумали стихотворения, для кинестетиков — раскраску. Получилась книга — «Путешествие в сказочную страну букв с феей Графики». Там «Г» предстала в образе гусеницы, строчная «г» – гвоздя. А вот «У» стала улиткой, строчная «у» – утюжком, они подружились в стихотворении с помощью девочки Ули.

Цифра-злодейка

Помогла новая методика и решению другой «первоклассной» проблемы.

«Мы часто слышим в адрес ребёнка, который путает при написании «б» и «д», «п» и «т»: «Ошибся», «Не стараешься», «Торопишься». Это не невнимательность, а болезнь – оптическая дисграфия», – поясняет Елена Шевалдина.

Справиться с ней помогут не зубрёжка и прописывание по сотне раз, а обычные ассоциации.

«Как нам различить «б» и «д». Объясняем: буква «б» у нас, как бусы. А бусы мы куда вешаем? На шею. А шея где? Вверху. Поэтому хвостик надо вести вверх. Или «п» и «т». Если сказать, что буква «п» стоит на паре палочек, а буква «т» на трёх, ошибки уже не будет», – говорит Елена Юрьевна.

Не сложнее, по мнению Елены Юрьевны, разобраться и с цифрами:

«Мы всегда ждали логопеда, чтобы он скорректировал зеркальность цифр. Оказывается, всего лишь одна злодейка-шес-тёрка смотрит в другую сторону. Пишем вместе цифры, рисуем им глазки и видим – только шестёрка от всех отвернулась, смотрит в другую сторону. И никакой логопед уже не нужен».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×