11.12.2017, Понедельник 20:19
  • 59,28
  • 69,64
  • 2,19
21 февраля 2017 г. 14:49:51

Как наш земляк раскрыл талант великого русского певца

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Учитель Шаляпина

10 февраля исполнилось 170 лет со дня рождения Дмитрия Усатова. Дмитрий Андреевич был оперным певцом, композитором, вокальным педагогом. В историю он вошёл как первый и единственный учитель пения Фёдора Шаляпина. А детство и отрочество музыканта прошли на белгородской земле, в Алексеевке.

От крепостного до солиста Большого театра

Дмитрий Усатов родился в крепостной семье. Однако семья эта принадлежала графу Дмитрию Шереметеву, который активно занимался благотворительностью и покровительствовал разным видам искусства. А потому его крепостных обучали лучшие музыкальные педагоги России. Это повлияло на судьбу будущего певца.

Родители Дмитрия Андреевича были выходцами из Алексеевки и пели в графском хоре. В алексеевском хоре стал петь и юный Дмитрий. После освобождения от крепостной зависимости он сумел поступить в Петербургскую консерваторию, был одним из лучших учеников и окончил заведение с серебряной медалью.

Усатов ездил с частной оперной труппой по стране. За 12 лет он успел поработать в Харькове, Киеве, Казани, Астрахани, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах. А потом получил приглашение в Большой театр. На его сцене Усатов блистал десять лет. Именно в его исполнении зрители впервые услышали партии Куратова в «Нижегородцах», Елеазара в «Маккавеях», Вакулы в «Черевичках», Андрея в «Мазепе» и Ленского в «Евгении Онегине». Причём предсмертная ария Ленского сорвала бурю аплодисментов.

В репертуаре лирического тенора были также романсы и драматические партии, как, например, Рембо в «Роберте-Дьяволе» или граф Альмавива в «Севильском цирюльнике». Музыкальные критики отмечали усердную работу певца над своим голосом. Когда он только окончил консерваторию, никто не думал, что юноша добьётся больших успехов. Но постоянные занятия и умелое применение вокальных приёмов сделали его лучшим тенором России того времени.

Однако Дмитрий Андреевич был не только выдающимся певцом, но и композитором. Он сочинил оперы «Хан Девлет» и «Ночь в Багдаде», а также более 50 романсов на стихи русских поэтов Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Михаила Лермонтова, Ивана Сурикова и других. Многие из них вошли в репертуар прославленного Фёдора Шаляпина.

Поддержка таланта

Шаляпин и Усатов познакомились в Тифлисе. Туда Дмитрий Андреевич отправился преподавать после того, как закончил выступать на сцене. Будучи профессором Тифлисского музыкального училища, он организовал музыкальный кружок, а дома у себя ставил отрывки из опер. Нередко активный педагог организовывал концерты, где выступали его ученики. В 1890–1892 годах Шаляпин берёт у Усатова уроки. Причём Дмитрий Андреевич, проникшись судьбой талантливого самородка, обучал его совершенно бесплатно. До встречи с Усатовым Шаляпин уже выходил на сцену, но был ещё в самом начале творческого пути и серьёзно не занимался своим голосом.

«Я всегда внимательно и с любовью слушал поучения этого человека, который, вытащив меня из грязи, бескорыстно отдавал мне свой труд, свою энергию и знания», — написал о своём учителе Шаляпин.

Дмитрий Андреевич развил музыкальный вкус Шаляпина, познакомил его с лучшими произведениями, подготовил с ним оперные партии, с которыми Фёдор Иванович выступал в Тифлисском оперном театре. А ещё педагог научил будущего великого певца светским манерам. В своей книге «Я был отчаянно провинциален…» Шаляпин вспоминал:

«Но всё‑таки Усатовы заставили меня обедать у них, и я претерпел немалые мучения при этом. Подавались кушанья, не виданные мною. Я не знал, как надо есть их. В тарелке с зелёной жидкостью плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отправил в тарелку, поймав пальцами. Зрители смотрели на мои операции молча, но неодобрительно, я чувствовал это. Претерпев эти пытки несколько раз, я, конечно, научился есть, не смущая соседей такими выходками, как, например, погружение пальцев в солонку или выковыривание ногтем мяса из зубов. Но это дорого стоило мне. К тому же Усатов имел благородную привычку говорить обо всём с чарующей простотой, от которой у меня зеленело в глазах.

«Шаляпин, не надо шмыгать носом во время обеда!» — советовал он.

Но платков у меня не было, а когда пища горяча и вкусна, как же можно не шмыгнуть носом?

«Если Вы будете есть с ножа, то разрежете себе рот до ушей, — поучал Усатов».

Последние годы жизни Дмитрий Андреевич прожил в Ялте, где не только преподавал, но и участвовал в общественной жизни. Когда он умер, Шаляпин был на гастролях. Но, вернувшись, великий бас первым делом навестил могилу своего учителя.

Память о Дмитрии Андреевиче бережно хранят в Алексеевке. В местном краеведческом музее узнать о знаменитом земляке можно в зале «История родного края в XVI–XIX веках». На стенде висит портрет Дмитрия Усатова, научные сотрудники на экскурсии подробно рассказывают о нём. В юбилейные и памятные даты здесь проводят музейные гостиные, вечера памяти, уроки и лекции. Сейчас в музее экспонируют передвижной выставочный проект «Талант сквозь время и пространство», где можно познакомиться с плеядой выдающихся людей Белгородчины, среди которых и Дмитрий Усатов.


для комментариев используется HyperComments