Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июня 2015, 18:01
 Алексей Стопичев 7752

У тебя скутер? А права где?

Где и как в Белгороде сдать на водительские права категории М

У тебя скутер? А права где?
  • Алексей Стопичев
  • Статья

«Не обучают»

В конце мая в Общественную палату Белгородской области обратился житель областного центра Виктор Иванович (свою фамилию он просил в прессе не указывать). Обратился с проблемой: за пару дней до этого Виктора Ивановича на скутере остановили сотрудники ГИБДД. Поинтересовались наличием водительского удостоверения. Такового не оказалось, и владельцу скутера выписали штраф – пять тысяч рублей.

«С 2008 года у меня скутер, – рассказывает он. – Покупал в Харькове. Семь лет спокойно ездил. Раньше требовалось удостоверение личности и документы на скутер. Узнал, что нужны права категории М. Сразу пошёл в ДОСААФ. Мне сказали, чтобы перезвонил попозже. Звонил, но безрезультатно. Сказали, что пока не обучают. Только мотоциклиста категория есть. А я не хочу на категорию А учиться, мне категория М нужна. И скутер нужен: оба родителя инвалиды, живут в Белгородском районе. Вот и мотаюсь к ним на скутере, потому как поезд ходит раз в сутки».

Приравняли к водителям

До недавнего времени владельцы скутеров, мопедов и квадроциклов в водительских удостоверениях не нуждались. И ответственность несли минимальную: закон практически приравнивал их к пешеходам, а любое нарушение каралось всего лишь 200-рублёвым штрафом.

Прошлогодние изменения в законодательстве, которые ввели понятие водительских прав категории М, появились совсем недавно. Законотворцы объясняют это тем, что владельцы скутеров и мопедов слишком часто становились виновниками ДТП, игнорируя правила дорожного движения и даже позволяя себе езду в нетрезвом виде.  Особенно часто возникали аварии с участием подростков, которым любящие родители покупали двухколёсные «мини-байки».

По сути, сегодня владельцы скутеров и мопедов приравнены к остальным водителям. Правда, к ним закон не так строг. Во-первых, если объём двигателя меньше 50 кубических сантиметров, мотосредство необязательно регистрировать в ГИБДД. Во-вторых, его владелец не несёт обязательной страховой гражданской ответственности. Полис ОСАГО ему не нужен, поэтому в случае ДТП с виновного водителя скутера или мопеда можно взыскать ущерб лишь в судебном порядке.

Любое водительское сойдёт

Мы обзвонили несколько белгородских автошкол, чтобы узнать, можно ли отучиться на водительское удостоверение категории М. Положительного ответа не получили нигде. Впрочем, право управления мопедом даёт любое водительское удостоверение, отмечают в Управлении ГИБДД УМВД России по Белгородской области.

«В настоящее время лицам, впервые получающим водительское удостоверение любой из категорий, а также лицам, производящим обмен водительского удостоверения и не имеющим медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории А в водительском удостоверении к имеющейся категории проставляется категория М», – сообщили нам в ведомстве.

Как результат, большинство водителей старается сразу идти учиться на категорию повыше.

«Когда приняли закон, я решил вначале учиться на категорию М, но на семейном совете решили, что если уж учиться, то сразу на «серьёзную» категорию, – рассказал нам 17-летний белгородец. – По цене – почти то же самое. И теория та же.  И сроки обучения почти одинаковые. Но зато категория В даёт право ездить и на легковом автомобиле, и на мопеде. А это и в армии может пригодиться, и позже в жизни. Тем более что у нас машина есть».

Нет желающих

Чтобы обучать именно категории М, автошкола в соответствии с законом обязана получить на это лицензию. Но, наверное, именно в связи с тем, что обучаться только на вождение мопеда многие не готовы, белгородские автошколы получать такую лицензию не торопятся. В Госавтоинспекции нам сообщили,  что таких школ в областном центре всего две – Белгородский центр подготовки и повышения квалификации кадров и ООО «Авто-Престиж».

«Людей звонит очень много, – признаёт заместитель директора по учебно-воспитательной части Белгородского центра подготовки и повышения квалификации кадров Игорь Орлов. – Но заявлений на обучение по категории М у нас всего два. А занятия начинаются по мере комплектования. Ещё хотя бы два человека пришли – и мы бы начали заниматься. Учиться именно на категорию М не приходят. Для сравнения – на категорию В от 10 человек в группе занятия начинаем. На автобусы – то же самое. А здесь и четверых набрать проблема».

По словам старшего инспектора по особым поручениям ГИБДД УМВД России по Белгородской области Елены Чеченевой, методика получения водительского удостоверения категории М разработана ещё в прошлом году. При этом комплекс испытательных упражнений такой же, как и для получения водительского удостоверения категории А. Но дело в том, что в МОТОТРЭР за получением «мопедного» водительского удостоверения обращается ничтожное количество белгородцев. Основная часть открывает категорию М при получении категорий А или В.

Тем не менее одну группу из четырёх человек на водительское удостоверение категории М в автошколе «Белгородский центр подготовки и повышения квалификации кадров» всё-таки отучили. В мае трое из них уже сдали экзамены в МОТОТРЭРе, получив водительское удостоверение заветной категории.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×