Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 апреля 2017, 10:44
 Анна Бессонова 2733

Творческая династия. Потомки крепостного живописца стали советскими художниками

Творческая династия. Потомки крепостного живописца стали советскими художниками Татьяна Хвостенко за работой
  • Анна Бессонова

Александр Вениаминович Хвостенко – театральный художник, народный художник УССР. Василий Вениаминович Хвостенко – график и живописец-монументалист, возродивший технику восковой живописи. Оба – правнуки Архипа Хвостенко, которого в начале XIX века Шереметевы послали в Академию художеств. Крепостной окончил её с серебряной медалью. Все его потомки стали художниками.

От пейзажей к плакатам

В начале ХХ века художник Вениамин Степанович Хвостенко ушёл пешком из Борисовки в Москву, чтобы писать иконы для столичных церквей. Постепенно в Москву перебралась вся семья. Его старшие сыновья Александр, Василий и Михаил проявили большие способности к изобразительному искусству.

Александр Хвостенко родился в Борисовке 17 апреля 1895 года. По настоянию отца в 1910-е годы юноша учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Московский художественный институт им. Сурикова). Уже в 1912 году Александр начал выставлять свои этюды, в основном пейзажи, сперва на ученических выставках, а позже – на выставках Московского товарищества художников. В это время он взял себе псевдоним Хвостенко-Хвостов, чтобы отличаться от братьев, тоже художников.

В 1917 году Александр поддержал революцию. Он создал известные плакаты: «Долой пана с Украины!», «Выбирайте в Советы бедноту и середняков», «Да здравствует женщина-пролетарка, строительница новой жизни!».

Из голодающей Москвы вслед за художницей Александрой Экстер он перебрался в Киев, где в 1918–1919 годах продолжил учёбу в её мастерской. Затем Хвостенко-Хвостов переехал в Харьков.

Вместе с харьковскими художниками Алексеем Кокелем, Семёном Прохоровым и Василием Ермиловым в 1921 году он расписал агитпоезд «Червона Украина» («Красная Украина»). Одновременно с этим живописец вёл педагогическую работу в Харьковском художественном институте, возглавляя его театральный отдел.

После оформления авангардной постановки спектакля «Мистерия-Буфф» Владимира Маяковского сценография полностью захватила художника – он начал работать над театральными декорациями. В то же время Александр Вениаминович создавал агитационные плакаты, художественную рекламу и оформлял стенды объявлений.

Василий Хвостенко
Василий Хвостенко

20 лет отдал театру

Когда в 1925 году в Харькове организовали первый украинский театр оперы и балета, Александра Вениаминовича пригласили туда на постоянную работу. Он отдал ей более двадцати лет своей творческой деятельности. Художник оформил многие театральные спектакли, в том числе оперу Бизе «Кармен», «Пиковую даму» Чайковского, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Травиату» Верди и другие.

В 1926 году Хвостенко-Хвостов сотрудничал с композитором Сергеем Прокофьевым при постановке оперы «Любовь к трём апельсинам». В 1937 году его макет оформления постановки оперы украинского композитора Семёна Гулака-Артёмовского «Запорожец за Дунаем» экспонировался в советском павильоне Международной выставки в Париже в 1937 году и был отмечен серебряной медалью.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Александр Хвостенко был главным консультантом по маскировке объектов Харьковского военного округа, затем участвовал в создании агитокон, рисовал плакаты.

В 1946 году Александр Вениаминович стал главным художником Киевского театра оперы и балета. В 1949 году за художественное оформление оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» был удостоен Сталинской премии второй степени.

В последние годы жизни художник иллюстрировал книги, создал ряд живописных полотен. Умер он 12 декабря 1968 года. Живописца похоронили в Киеве на Байковом кладбище.

Александр Хвостенко
Александр Хвостенко

По стопам брата

Василий Хвостенко тоже родился в Борисовке, 15 августа 1896 года. Окончил то же учебное заведение, что и старший брат, и так же горячо приветствовал революцию. Вместе с Маяковским создал «Окна РОСТА» – агитационные и сатирические плакаты.

После Гражданской войны Василий Вениаминович участвовал в работе объединений «Свободное творчество», «Союз русских художников» и «Ассоциация художников революции».

Много творческих сил художник отдал героико-революционной тематике. Он написал картины «Красногвардейцы», «Ленин среди красногвардейцев», один из первых выполнил работы «Ленин на броневике», «Ленин в Смольном».

В годы Великой Отечественной войны живописец отправился на фронт, чтобы рисовать для боевой газеты, писать портреты солдат.

Отчий дом Хвостенко
Отчий дом Хвостенко

Техника энкаустики

В 1950-х годах Василий Хвостенко работал над политическими плакатами и параллельно этому уделял большое внимание изучению энкаустики – техники живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла она в Древней Греции.

Василий Вениаминович широко пользовался энкаустикой для воплощения своих творческих замыслов, а в 1958 году вышел главный труд его жизни – книга «Техника энкаустики».

В последние годы Василий Хвостенко также работал в области скульптуры. Умер художник в Москве, в 1960 году. Похоронен в деревне Конев-Бор в Коломенском районе Московской области.

Талантливая семья

Брат Александра и Василия Михаил Хвостенко стал специалистом по художественному оформлению тканей. Он был доцентом Московского текстильного института.

Татьяна Хвостенко вслед за отцом Василием Вениаминовичем разрабатывала технику энкаустики. Она оставила ряд книг, в том числе два тома воспоминаний «Вечера на Масловке близ «Динамо», посвящённых обитателям знаменитого Городка художников в Москве. Дочь Александра Вениаминовича, тоже Татьяна Хвостенко, известна как живописец и график, автор плакатов и киноафиш.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×