• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
22 июня 2016 г. 18:25:04

Почему ЖКХ превратилось в головную боль № 1 и как власти планируют от этой боли избавляться

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Три весёлых буквы

«Люди хотят знать, не надули ли их»

Прошедшие в июне 2016 года общественные слушания по исполнению бюджета Белгородской области за 2015 год вместо обсуждения финансов фактически превратились в гражданский форум по жилищно-коммунальному хозяйству. Жалобы на сметы по капремонту, на квитанции ресурсоснабжающих организаций и т. д. только подтвердили статус ЖКХ как самой проблемной отрасли, под которую больше года назад создали отдельный департамент во главе с заместителем губернатора Юрием Галдуном.

Заместитель губернатора Владимир Боровик, курирующий финансовый блок, попытался простимулировать чиновников начать активнее работать с людьми, объём вопросов от которых только растёт.

«Если раньше у нас актуальны были вопросы трудоустройства, безопасности и так далее, то сейчас больше всего волнуют людей вопросы ЖКХ. Поэтому я просил бы наших чиновников (и себя в том числе) очень внимательно относиться к просьбам людей. Просто нельзя отмахиваться: вот человек не понимает, а я понимаю, да и Бог с ним. Надо внимательно рассказывать. Это первое. А второе – реагировать на их непростые и больные вопросы. Реакция должна быть. И не просто в ответах или письмах, а в делах», – заявил Боровик.

Главный финансист областного правительства заявил, что все чиновники должны уйти от объяснений с гражданами в виде непонятных для обычных людей смет, экспертиз и отчётов. Боровик считает, что всё, что касается ЖКХ, в том числе капремонта домов, должно разъясняться в простых и внятных документах с чёткими цифрами расходов.

«Люди хотят знать, не надули ли их. Они главные заказчики, а не фонд капремонта. Я бы просил давать эти данные в считываемой сметной стоимости», – заявил Боровик.

Доверяй и проверяй

Председатель Общественной палаты Белгородской области Александр Ахтырский соглашается, что ЖКХ – главный источник проблем и жалоб:

«Сегодня вопрос больше даже не в том, платить людям или нет за капремонт. Все понимают, что платить надо. Но у людей главный вопрос: где качество услуг? ОДН, обслуживание дома, тепловые и электросети – они же ведут себя довольно жёстко: отключат, а человек своей правды добиться не может. Или вот говорят про электроэнергию на общедомовые нужды в 100 рублей. А порой эта сумма до 2 000 рублей доходит в отдельных домах. Людей очень волнуют вопросы капремонта в части качества и того, на что именно потрачены деньги».

Глава Общественной палаты говорит, что мировоззрение граждан наконец‑то начинает меняться и они уже ощущают себя хозяевами квартир, домов и, следовательно, хозяевами денег, которые платят коммунальщикам.

«Каналов коммуникации с властями теперь достаточно много. В общественных палатах муниципалитетов, в Общественной палате Белгородской области, РФ и на площадках ОНФ. Если чиновник не может объясниться – его заставляют объяснять. Если кто‑то говорит, что не может людям сносно объяснить, то это лукавство, чтобы уйти от ответа. Да и люди грамотные стали. Задают те же пенсионеры вопросы – они их очень грамотно ставят, профессионально», – считает Ахтырский.

В самой Общественной палате при проверке жалоб белгородцев решили руководствоваться не только ответами чиновников.

«Чтобы получить достоверную информацию, мы задаём вопрос сразу по нескольким направлениям. У нас есть специалисты в разных сферах и отраслях, которых мы можем привлекать для исследования ситуации. И обязательно свои запросы теперь направляем не только чиновнику-исполнителю, но и чиновнику-контролёру. Например, в Борисовском районе люди задают вопросы о свалке: почему не принимаются меры по ней? Сейчас ждём ответ от администрации, от Общественной палаты Борисовского района, от курирующего департамента правительства. Мы хотим знать, как выдавалась лицензия на эту свалку. Не чтобы поднять бурю в стакане, но чтобы разобраться, есть ли нарушения. Если есть, то сделать всё, чтобы их устранить. Если всё соответствует закону – то так и объяснить людям, что всё по правилам», – рассказывает Александр Ахтырский.

Фото Вадима Заблоцкого

Лёд тронулся

Несмотря на то что с управляющих и ресурсоснабжающх компаний граждане России наконец‑таки начинают спрашивать всерьёз (хоть получается пока далеко не всегда), у министерства строительства и ЖКХ грандиозные планы по развитию отрасли.

Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ, на конференции «Ведомостей» по реформированию ЖКХ заявил, что первые большие перемены в отрасли уже начались: лицензирование управляющих компаний (в том числе проверка квалификации их руководства), уголовная ответственность за подделку протоколов общего собрания собственников, система штрафов в пользу потребителей за некачественные услуги и неверные квитанции.

«Это большой бич. Я много лет работал на земле и постоянно сталкивался с этим. Но почему‑то всегда платёжка неверная в одну сторону. Проработав много лет в разных регионах, я ни разу не столкнулся с тем, чтобы ошибка была в меньшую сторону», – замечает Мень.

В Минстрое хотят вообще без суда лишать права управлять конкретными домами управляющие компании за два грубых нарушения или если в результате одного нарушения причинён вред здоровью человека. Под этот пункт попадёт, например, травма от неубранных сосулек. Соответствующая инициатива уже отправлена в правительство.

Управляющие компании также хотят исключить из цепочки оплаты за коммунальные услуги (свет, вода, тепло и т. д.).

«Ни для кого не секрет, что управляющие компании грешат тем, что аккумулируют на своих счетах средства, которые они собрали с граждан и должны немедленно передавать ресурсоснабжающим организациям. Эта проблема у нас существует», – отмечает Михаил Мень.

«У себя воровать неинтересно»

В России кажется диковинкой сама по себе постановка вопроса, что однажды в ЖКХ компании начнут работать безупречно и с обратной связью. В Минстрое считают, что придать новый облик всей отрасли может привлечение частных инвестиций: бизнес не будет воровать, будет работать эффективнее и отвечать на жалобы клиентов.

«Начало положено. Сегодня добросовестные предприниматели могут легально зарабатывать, повышая качество услуг даже в условиях жёстко ограниченных тарифа и совокупного индекса платежа. Бизнес начинает постепенно понимать, что ЖКХ – достаточно стабильный сегмент экономики, где можно зарабатывать не на убытках, как привыкли МУПы и ГУПы, а именно на повышении эффективности. Сегодня инвестиции в ЖКХ демонстрируют стабильный рост. В 2015 году они составили 183 млрд рублей. Это 3%-ный рост. При этом сократился рост бюджетных вложений даже на подготовку к зиме на 20 %. Это серьёзный показатель того, что мы на верном пути», – отмечает Мень.

Министр говорит, что новое концессионное законодательство позволяет приходить и зарабатывать в ЖКХ серьёзным инвесторам. Речь идёт о передаче в концессию (во временное пользование) различных комплексов (водоканалов, теплосетей и т. д.) коммерческим структурам, которые в обмен на инвестиции в инфраструктуру получают прибыль.

В ближайшее время в концессионные договоры в качестве третьей стороны будут привлекать субъекты РФ. Региональные власти станут своего рода контролёром того, насколько гладко проходит процесс вхождения бизнес-структур в ЖКХ и для самих инвесторов, и для потребителей. Между тем в регионах, где заработали концессии, по данным Минстроя, аварийность в теплоснабжении снизилась на 47 %, в водоснабжении – на 21 %, потери соответственно упали на 18 и 14 %.

«У себя самого воровать неинтересно получается, и в этом основной принцип привлечения через концессии частных инвестиций», – подчёркивает Мень.

Он признаёт, что активы ЖКХ в крупных городах для инвесторов почти всегда привлекательны, чего не скажешь о малых населённых пунктах. Чтобы нивелировать этот разрыв в Минстрое предлагают «объединить вершки и корешки», связав в пакеты высокодоходные и проблемные (в плане прибыли) активы.

Для того чтобы сделать всю отрасль ЖКХ максимально прозрачной, в правительстве дооформляют государственную информационную систему ЖКХ (ГИС ЖКХ).

«Там уже есть информация о всех лицензированных управляющих компаниях и домах, которыми они управляют. До конца года в ГИС появится вся информация по каждой сфере у потребителя в личном кабинете. Туда будет приходить платёжка, которую будет удобно оплачивать, там же можно будет голосовать на собрании жильцов, официально пожаловаться в управляющую компанию или жилищную инспекцию. Это большая, серьёзнейшая работа, и я думаю, что она даст свой результат», – уверен Михаил Мень.

ЖКХ остаётся самой большой головной болью в России повсеместно, несмотря на все попытки властей по наведению порядка. Михаил Мень считает, что безупречно отрасль пока не может работать, однако сделать её прозрачной и эффективной вполне реально:

«Нам кажется, что комплекс мер начал давать первый результаты. Мы также понимаем то, что в любой стране мира, если спросить у гражданина, доволен ли он работой ЖКХ, всегда получите один и тот же ответ. Но наша задача – сделать так, чтобы люди понимают, за что они платят».


для комментариев используется HyperComments