• 56,63 ↑
  • 69,27 ↓
  • 1,96 ↑
20 декабря 2017 г. 18:01:56

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Трасса смелых. 50 лет назад под Белгородом прошёл 11-й этап чемпионата мира  по мотокроссу

6 августа 1967 года в северной части Белгорода царило небывалое оживление: сюда стекались толпы людей, на жаре пыхтели битком набитые автобусы.

Всего у белгородской трассы для мотокросса тогда собралось около 80 тысяч зрителей из разных стран, чтобы посмотреть, как мотокроссмены из Советского Союза, Польши, ГДР, Югославии, Бельгии, Финляндии, Англии, Швеции, Ирландии будут выяснять, кто из них сильнее.

Этап в Белгороде был предпоследним, а завершающий прошёл в Польше 13 августа 1967 года.

На белгородской трассе первенство оспаривали неоднократный чемпион мира Хальман Торстен (Швеция), чемпион мира 1964 года Робер Жоэль (Бельгия), один из лидеров чемпионата Петтерсон Олле (Швеция), чемпион мира 1965 года Виктор Арбеков (СССР) и другие гонщики.

Белгородцы вспоминают, что чемпионат мира по мотокроссу был крупным и захватывающим событием, все были уверены, что посмотреть соревнования в числе почётных иностранных гостей приедет даже сама английская королева. Конечно, этого не произошло, но и без неё хватило эмоций и впечатлений.

Анатолий Лукьянов, председатель совета ветеранов журналистики.

Анатолий Лукьянов.
Анатолий Лукьянов.
Фото Владимира Юрченко

Тогда мне было 19 лет, уже год я работал в «Белгородской правде» и в тот день ходил внизу по всей трассе, чтобы сфотографировать удачные моменты. Для нас это было крупное событие, все холмы заняты людьми. В Белгороде любили этот вид спорта, он был одним из самых популярных. Болельщики поддерживали своих и просто тех, кто вырывался вперёд. Люди были доброжелательно настроены, несмотря на соперничество спортсменов.

Трасса считалась одной из самых сложных, проходила по песку и склоны были крутые, с высокими подъёмами, на которых подлетали мотоциклисты. На чемпионате все были чумазые, пыль стояла столбом, трассу никто не поливал. Иногда ничего не видно было, особенно когда спортсмены стартуют, кажется, что они едут и сами ничего не видят впереди.

Многие приехали заранее, рядом стояли палатки, душевые, водовозы, машины скорой помощи, по всей трассе дежурили врачи. Опасных падений я не припомню, всё прошло хорошо. Организация была на уровне, потому что в Белгороде соревнования по мотокроссу проходили часто.

Добирались до трассы на троллейбусе до улицы Железнякова. Хоть в то время машин было не много, но в день чемпионата ими были заставлены все близлежащие улицы.

Любовь Коваленко, ветеран велоспорта.

Любовь Коваленко.
Любовь Коваленко.
Фото Анастасии Писаревской

Проходило всё на Белой горе, так в народе называли это место, ниже улицы Садовой. Тогда мне было 25 лет, из‑за маленькой дочери я оставила вело- и мотоспорт, но мы с мужем с удовольствием ходили смотреть соревнования. Конечно, уровень подготовки спортсменов, которые выступали на чемпионате, был выше нашего.

Трасса была сложная, но интересная: она повторяла природный ландшафт и была зигзагообразной, располагалась удобно для зрителей — не нужно разбиваться на группы и уходить далеко, всё и так было видно. Трасса находилась как будто в чаше, а зрители были наверху, на склонах.

Во время соревнования было ощущение, что я сама на трассе, всё пропускала через себя. Я видела, как ездят, и сама хотела спуститься и поучаствовать, понимала, что и как они делают. От этого появлялось сожаление, что теперь я в зрителях.

Атмосфера среди болельщиков была радостная, дружелюбная. Наконец‑то было на что посмотреть. Эти соревнования мы воспринимали как большое событие. Народа было очень много, все склоны заняты.

Погода была солнечная, только жарко очень. Настолько пекло, что организаторы сделали перерыв между заездами в самый разгар жары. Мы в это время домой ездили, освежились и снова на соревнования — они шли целый день до самого вечера.

Александр Колосов, фотограф.

Александр Колосов.
Александр Колосов.
Фото Анастасии Писаревской

Мне кажется, зрителей могло бы быть больше, но многие не пришли из‑за того, что приходилось ехать на конец города, а потом идти пешком несколько километров.

Мне тогда было 18 лет, я любил спорт, занимался лёгкой атлетикой, играл в футбол. На чемпионате испытывал чувство эйфории, получал удовольствие просто от того, что нахожусь там, своими глазами вижу соревнования, на память сохранил входной билет и фотографии.

Начал снимать я в 1961 году, так что на момент чемпионата уже хорошо владел фотоаппаратом «Зоркий-4». Почти весь чемпионат наблюдал через объектив, находясь на холме среди зрителей и внизу на трассе. На одном из панорамных снимком я запечатлел, как в одном ряду развиваются флаги разных стран мира, на другом снимке на память осталась голландская принцесса, которая смотрела соревнования.

Трасса в меловых горах имела резкие перепады и была отлично подготовлена к чемпионату мира. Люди болели за знаменитого в то время Виктора Арбекова, хотя на трассе было трудно что‑либо различить из‑за пыли, мела и скорости мотогонщиков.

«На четвёртом кругу Арбекову едва не удалось обойти бельгийца Робера, но на повороте они снова поменялись местами. Огромная скорость. Мотоциклисты на трамплинах взлетают в воздух. Какое хладнокровие и мастерство необходимы спортсмену, чтобы в таких трудных условиях управлять мотоциклом!» («Белгородская правда» № 185 от 8 августа 1967 года).


для комментариев используется HyperComments