04.12.2016, Воскресенье 00:50
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
25 июня 2015 г. 11:36:20

О танце как инструменте самопознания – в журнале «ОнОнас»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Трайбл: тайна одного племени
Фото Вадима Заблоцкого

Впервые эти нимфы встретились мне на ночном побережье: по колено в воде, с огненными факелами в руках, в сложных нарядах они танцевали трайбл – гипнотический волнующий танец, чем-то напоминающий шаманский пляс. Редкие встречи с подобными танцовщицами всегда были в необычных местах, где-то за пределами привычной цивилизации – этакое скрытое племя. Кира Эрзулитова, собравшая в Белгороде свою танцевальную семью, рассказывает о таинстве танцевальных мистерий и об искусстве невербального общения на языке тела.

Кто есть кто

На первый взгляд, трайбл (с англ. «племя» – прим. ред.) напоминает беллиданс – классический танец живота. Но, наблюдая за танцовщицами понимаешь, что трайбл очень сильно отличается даже по ощущениям. Первый – очень кокетливый и соблазнительный, второй – значительно менее призывный, менее однозначный. Он напоминает сложную восточную сказку, многоуровневую, загадочную, полную туманностей и непредсказуемых поворотов. Трайбл называют танцем женской силы и независимости, инструментом самопознания для танцовщицы.

«Они очень близки, – объясняет Кира Эрзулитова, руководительница Erzulie Tribal Studio, – но в России сбоит понимание их разницы, в частности за счёт перевода. В английском языке есть беллиданс и трайбл-беллиданс. Всё это ориентальная, то есть восточная, семья. Трайбл – ветвь беллиденса, вобравшая в себя значительно больше танцевальных традиций с разных концов света. У них разная философия: на мой взгляд, танцор-беллиданс много внимания уделяет тому, чтобы понравиться публике, а танцор-трайбл этого не делает: скорее, приглашает познакомиться со своим внутренним миром».

Лингвистика тела

Полное название танца – American Tribal Style (ATS). Его основы закладывались с 70-х годах XX века в кабаре США, где выступали танцовщицы из Средней Азии. Окончательно его оформила в самостоятельное явление Каролина Нериккио со своей труппой Fat Chance Belly Dance. Трайбл вобрал в себя племенные танцевальные традиции цыган (гавейзи) с элементами восточного танца живота, индийского танца и фламенко. Его характерные черты – особая, гордая осанка, подчёркнутая сильным положением рук, экспрессивная подача танца и особенно – изоляция движений. Танцовщицы чётко выделяют определённые фигуры, например удары бёдрами, круги или восьмёрки грудью, волны руками, оставляя остальные части тела неподвижными.

  • Руководитель белгородской студии Erzulie Tribal Studio Кира Эрзулитова.

 

В систему трайбла входит набор более чем из сотни движений и связок с чётко определённой техникой, а танец создаётся в непрерывной импровизации. Его уникальность в том, что он даёт возможность исполнять групповые номера без подготовки и репетиций. Танцовщицы невербально общаются друг с другом с помощью изученного языка танцевальных жестов и подсказок, каждый совместный танец рождается и существует в единственном виде.

АТS можно сравнить с литературным языком, где одно движение – это одно слово. А начинать изучение танца необходимо с классического словаря.

Дитя трайбла – трайбл-фьюжн. Это, как правило, сольная постановка, в этом жанре на классическую базу активно нанизываются элементы других направлений и свобода творчества вообще никак не ограничена.

Своя стая

«Моя история любви к трайблу – достаточно классическая, – рассказывает Кира Эрзулитова. – Занимаясь в качестве хобби беллидансом, на одном из видео я познакомилась с Рейчел Брайс – одной из лучших танцовщиц трайбла, с её невероятной техникой, змеиной пластикой; восхитилась Зоуи Джейкс с её умением смешивать трайбл с хип-хопом и другими современными направлениями, впечатлилась другими танцовщицами.

Вдохновлённая, я отправилась на двухнедельный трайбл-интенсив в Геленджик. Тогда пришло понимание, что АТS не обязательно должен быть зрелищным, но внутри него всегда творится магия.

Около трёх лет назад появилась наша студия. Сейчас нас немного – шестеро трайболиц. Это постоянный состав, и мы очень хорошо понимаем друг друга, научились чувствовать настроение каждой из нас. Занимаясь таким танцем, люди неизбежно приходят к себе, открывают свою сущность. Некоторые просто заново знакомятся с собой, учатся принимать себя и окружающих, даже просто смотреть в глаза».

Фото Вадима Заблоцкого

Вне конкурса

В трайбле не бывает конкурсов, это противоречит его философии. Основоположница трайбла Каролина Нериккио объясняет это так: «Посмотрите, сколько вокруг красивых женщин. Как я могу предлагать вам соревноваться в вопросах красоты?»

Тем не менее, чтобы танцоры из разных городов и школ могли быть ближе друг к другу, в 2007 году появилась Российская федерация трайбла. Она же организовала первый фестиваль трайбла в Москве, который со временем стал ежегодным. На него приезжают коллективы не только из России, но и гости из-за рубежа.

Пять кило одёжек

Костюм в трайбле – это отдельная история. Он объёмный, тяжёлый и при всей закрытости достаточно откровенный. В классическом варианте это обязательно две юбки, каждая более 20 м по подолу. Ноги не должны быть голыми, они скрываются широкими шароварами, поверх которых повязывается пояс с помпонами и набедренный платок. По всему телу – на руках, ногах, открытом животе – большое количество этнических и винтажных украшений. На голове – сложная причёска, часто тюрбан, также обильно украшенная бусами и цветами. В сборе костюм весит несколько килограммов, а процесс экипировки вместе со специальным макияжем может занять не один час.

Музыка может быть совершенно разной, главное – чтобы танцовщица чувствовала и понимала себя в ней. В качестве аккомпанемента используются сагаты (принцип игры немного напоминает испанские кастаньеты, но сагаты сделаны из металла), таблы (индийский барабан) и дарбуки (старинные ударные инструменты, напоминающие барабан).

Свобода творчества в трайбле никак не ограничена: к танцу может добавляться огненное, лазерное или световое шоу, могут участвовать мужчины, а музыка, не обязательно этническая, подбирается на свой вкус. В этом привлекательность танца: опираясь на базовую основу, танцор познаёт себя и делится красотой своей души с окружающими. Именно поэтому каждый со временем приобретает свой характерный, ни на кого не похожий стиль.

 


для комментариев используется HyperComments