Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 августа 2017, 12:24
 Нелля Калиева 2518

Только без рук! Что такое гироскутер и всем ли он подходит

Только без рук! Что такое гироскутер и всем ли он подходит Фото Нелли Калиевой
  • Нелля Калиева

Диковинные средства передвижения с заморским названием «гироборд» появились в Белгороде несколько лет назад.

Чудная самоходка

Сначала новинку заметили в точках проката для любителей экстрима. Ведь не каждый решится встать на напичканную электроникой самобалансирующую колесницу с рулевым столбом (сигвей), а тем более без него (гироскутер).

Однако нынешним летом именно гироскутер обогнал своих сородичей и заколесил по улицам и дворам города, покинув разряд экстремальных средств передвижения: его стали осваивать дети и подростки. У каждой витрины с гироскутерами можно увидеть разновозрастную детвору (в основном мальчишек), дёргающую за руки родителей и умоляюще заглядывающую им в глаза.

А родители видят лишь яркую пластиковую доску с двумя колёсами и цену – 14–16 тыс. рублей. Для многих это пока ещё кот в мешке, причём не самый дешёвый и не самый безопасный. Что ж, давайте попробуем приоткрыть этот мешок…

Внешне гироскутер напоминает скейт, только вот колёса побольше и расположены они по‑другому. К тому же эта хитрая штука едет сама – каждое колесо снабжено электрическим мотором, работающим от аккумулятора. А ещё под подвижную платформу спрятаны процессор и гироскопические датчики, которые как раз улавливают движения тела и помогают балансировать и удерживать равновесие. Похожие датчики, кстати, встроены в телефоны и планшеты – для игр, управляемых наклонами устройства.

Новая мода?

Гироскутер может гонять до 25 км в час, но до такой скорости разгоняются разве что любители экстрима, обычно достаточно 10–15 км в час.

Сторонники такого передвижения утверждают, что научиться управлять гироскутером можно довольно быстро – как и велосипедом. Главное, разумеется, держать равновесие. Для движения нужно наклонить корпус вперёд, для торможения или движения назад – соответственно, наклонить корпус назад. Для поворотов – переносить центр тяжести на правую ногу – если поворачиваете влево, и наоборот.

Производители заявляют, что возрастных рамок гироборд не знает – важно, чтобы вес пользователя был не менее 20 кг (иначе устройство будет вибрировать) и не более 120. Да и сам гироскутер весит не так уж мало – 10–15 кг, не каждый ребёнок сможет его самостоятельно переносить.

Возможно, новое увлечение – просто очередная мода, как в своё время на роликовые коньки, самокаты, скейты, смартфоны или спиннеры. Для современных детей гирик – наверное, ещё один атрибут крутости. Но как бы там ни было, катание на гироскутере – это не просто времяпрепровождение, оно развивает вестибулярный аппарат, моторику, двигательную реакцию. В то же время отсутствие опоры для рук повышает риск падения.

 

На гироскутере.
На гироскутере.
Фото Нелли Калиевой

За и против

«Есть производители, которые дорожат качеством и используют оригинальные комплектующие детали, – объясняет специалист по продаже и ремонту гироскутеров Владислав Кораблин, – а есть кустарные производства, не придерживающиеся строгих стандартов».

Загвоздка в том, что основные показатели, определяющие качество, а стало быть, и цену, скрыты от глаз, и покупателям сложно отличить хорошую модель от подделки.

Разумеется, выбор начинается всё‑таки с визуализации. Можно оценить внешние данные: качество пластика, покрытие. Но толщина пластика – неоднозначный показатель. Некоторые крупные производители используют тонкий, но качественный эластичный материал.

«Размер колёс варьируется от 6,5 до 12 дюймов, – поясняет Кораблин. – Самая популярная модель сейчас – с колёсами 10,5 дюйма. Чаще всего родители выбирают для детей маленькие модели, хотя моё мнение – гироскутеры с большими колёсами лучше подходят в этом случае. Они мягче двигаются, не вибрируют.

Рисунок и глубина протектора шин вам вряд ли о чём‑то скажут, а вот невыветривающийся едкий химический запах колёс, как правило, свидетельствует о низком качестве устройства.

Скорость, как и угол подъёма, зависит от мощности электромоторов. Она колеблется в диапазоне от 600 до 1 200 Вт.

В среднем гироскутеру для полной зарядки требуется полтора-два часа. Затем он может ездить без подзарядки до 25 км. Если же устройство заряжается очень быстро, буквально за полчаса, значит, аккумулятор низкого качества. Такое устройство прослужит недолго, замечает специалист.

Срок работы гироскутера во многом зависит от платы, установленной на процессоре. Правильнее, если она будет тройной и в идеале – оригинальной (проверить наличие такой платы могут пользователи, на телефонах которых установлено соответствующее мобильное приложение).

 

Владислав Кораблин.
Владислав Кораблин.
Фото Нелли Калиевой

Задавайте вопросы

Чаще всего летит у него аккумулятор – кустарные производители ставят батарейки сомнительного качества. Оригинальные ионно-литиевые аккумуляторы, кроме всего прочего, снабжены датчиками, предохраняющими от перегрева и перезарядки.

Бывает, что гироскутер просто ломается пополам – значит, делали его не с прочным силуминовым каркасом, а лишь бы продать.

Правильнее заранее поинтересоваться у продавца моделями и названиями производителей гироскутеров, затем тщательно изучить информацию в Интернете, желательно на разных сайтах. Можно спросить сертификат, в котором будет указан производитель. В правильном магазине вам не только адекватно ответят на вопросы, но и научат основным навыкам катания.

Обычно гарантийный срок на устройство – один год.

Этот электротранспорт не боится влаги – если вы проедете по луже или попадёте под дождь, ничего страшного. А вот погружать его в воду, конечно, не стоит, как и испытывать морозами. Зимой кататься можно, но при температуре не ниже –5 градусов. Лучшие условия для длительного хранения – нулевая отметка термометра, при этом аккумулятор должен быть заряжен не менее чем на 40 %.

«Вне зависимости от качества пластика при катании на гироскутере нужно избегать столкновений с препятствиями – например с бордюрами, – подчёркивает Кораблин. — Считаю, что средства защиты необходимы, особенно детям: наколенники, налокотники, шлем».

Специалист напоминает, что юные скутеристы должны кататься на гирике под присмотром взрослых, по крайней мере, первое время.

Пятнадцать плюс

Заведующий травматологическим пунктом Белгородской областной детской больницы, травматолог-ортопед Сергей Шацкий категоричен в отношении к новому увлечению детворы.

 

Травматолог-ортопед Сергей Шацкий.
Травматолог-ортопед Сергей Шацкий.
Фото Нелли Калиевой

«Я считаю, что на гироскутере не следует кататься детям младше 15–16 лет, – говорит Сергей Александрович. – Это устройство довольно быстро разгоняется, при этом отсутствует поддержка рук, ребёнку сложно им управлять, а при падении, разумеется, он выставляет руки вперёд».

Начиная с весны врачам травмпункта приходится сталкиваться с двумя-тремя случаями травмирования детей в день, причина которых – гироскутеры. Возраст пострадавших, по словам Шацкого, – от 10 до 15 лет, бывали и восьмилетние пациенты. Причём это, как правило, серьёзные травмы: переломы предплечий со смещениями.

«Кататься нужно в специально отведённых местах, желательно с мягким покрытием, – напоминает правила безопасности врач. – И в любом случае дети должны пользоваться устройством только под контролем взрослых и не пренебрегать средствами защиты».

Встал и поехал

Десятилетнему белгородцу Максиму гироскутер подарили недавно. Мальчик освоил транспорт в считанные минуты.

«Прямо в магазине встал и поехал», – улыбается он.

Новый девайс всё же не вытеснил из его увлечений велосипед. И вообще, Максим – парнишка спортивный: занимается в футбольной секции, играет в хоккей, успешно выступая в составе школьной сборной. Он считает, что гироскутер могут освоить как мальчишки, так и девчонки.

«Главное, преодолеть свой страх», – говорит юный спортсмен.

И советует правильно выбирать место для катания. Например парковые зоны.

А как у них?

В некоторых странах эксплуатация гироскутера запрещена и на тротуарных дорожках, и тем более на проезжей части. В Великобритании, к примеру, кататься на нём можно только на частных территориях, и то с согласия владельца.

Некоторые авиакомпании также запретили перевозку гиробордов в своих самолётах. Такое решение было принято после сообщений о самовозгорании установленных на них некачественных аккумуляторов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×