Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 августа 2014, 17:39
 Алексей Стопичев 4089

Тень защиты детей

Белгородским родителям предложили передать персональные данные их чад частной компании

Тень защиты детей
  • Алексей Стопичев
  • Статья

О том, что не все интернет-сайты одинаково полезны для детей, сегодня знают почти все родители. Как показало расследование «Белгородских известий», данный тезис распространяется и на сайты для пап и мам.

Странный сайт

Ещё в 2010 году в Интернете появился сайт ООО «Наши дети». Его создатели предложили белгородцам «уникальную услугу» – создать идентификационные карты на своих детей. Цель создания карт декларировали более чем благородную: «Карточка обеспечит оперативность поиска в случае пропажи ребёнка». Для большей убедительности на главной странице сайта сообщается, что в России ежегодно пропадает более 10 тысяч детей, а потому защита своего ребёнка – святая обязанность каждого сознательного родителя. Видимо для солидности, на сайте размещены серьёзные ссылки на администрацию президента, Общественную палату, МВД и так далее. Сама инициатива без ложной скромности именуется  первой в России идентификационной программой по защите детей.

Защиту детей основатели сайта, судя по размещённой там информации, собираются проводить по трём направлениям.

Первое – создание малой идентификационной карточки. На ней будет вся информация о ребёнке: рост, вес, дата и год рождения, домашний адрес, а также отпечатки детских пальцев.

Второе направление – идентификационная карта и ДНК новорождённого. Здесь уже будут содержаться данные не только на ребёнка, но и на его родителей. Причём кроме отпечатков и всех параметров основатели сайта предлагают провести ещё и «геномную регистрацию». Которая якобы обеспечит оперативность поиска в случае пропажи ребёнка.

Третье направление – медицинская идентификационная карта. Она тоже должна обеспечить оперативность поиска в случае пропажи ребёнка. И здесь количество информации наиболее полное из всех. Помимо адреса, имени роста и веса ребёнка в карточке должны быть отпечатки пальцев, геномная информация (ДНК) и даже стоматологическая информация.

MMS для МЧС?

На сайте изложен подробный алгоритм поиска ребёнка в случае его пропажи. Родитель отправляет MMS (мультимедийное SMS-сообщение) в региональное управление МЧС. В свою очередь МЧС отправит информацию о пропавшем ребёнке во все инстанции: на таможню, в милицию (это не ошибка, почему-то на сайте говорится именно о милиции, а не полиции), родственникам, на официальный зарегистрированный сайт и мобильному оператору. Оператор же (внимание!) разошлёт MMS с данными на ребёнка на все мобильные телефоны граждан России!

На бумаге (вернее, на экране компьютера) всё выглядит красиво. Однако заместитель начальника пресс-службы УМВД России по Белгородской области полковник внутренней службы Евгений Камалов уверен: заявленная схема работать не будет.

«Вы представьте только, сколько будет стоить отправить миллионам граждан нашей страны эмэмэски, – говорит он. – Кто за это будет платить?»

Дальше – ещё интереснее. В Главном управлении МЧС России по Белгородской области в ответ на наш официальный запрос пояснили, что с ООО «Наши дети» не сотрудничали и не сотрудничают. При этом временно исполняющий обязанности первого заместителя начальника ГУ МЧС Вадим Лисовский пояснил, что непосредственной задачей поиска граждан занимаются правоохранительные органы, а спасатели лишь «могут быть включены в состав группировки сил и средств, привлечённой к поиску пропавших детей».

Передача персональной информации

Полковник Камалов размещённую на сайте информацию воспринял с недоумением.

«Единый телефон 112 предназначен для звонков в случае любых происшествий, – поясняет он. – Как только позвонивший сообщит о пропаже ребёнка, этот звонок немедленно переадресуют в МВД. И дальше поисками будут заниматься именно сотрудники министерства внутренних дел. При необходимости мы можем привлечь другие силовые структуры, в том числе и МЧС. Можем привлечь к поиску волонтёрские организации. Но все должны понимать, что поиск детей – это задача именно МВД и ничьи иные!»

Представители правоохранительных органов призывают граждан максимально осторожно относиться к любым предложениям поделиться персональной информацией. Особенно если она касается детей.

«Я не знаю, что это за контора и какие цели она преследует, но это тот случай, при котором нужно даже не семь, а семьдесят семь раз отмерить, – говорит Евгений Камалов. – Нет никакой гарантии, что персональная информация о вашем ребёнке не пойдёт дальше. Да и с какой целью собирается столь полная информация, тоже непонятно. Потому как найти ребёнка эти карточки, на мой взгляд, не помогут».

Ответов не получил

Создатели сайта заявляют о готовности проводить дактилоскопию. Но Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» возлагает обязанность добровольного снятия отпечатков пальцев на органы внутренних дел и территориальные органы Федеральной миграционной службы. Каким тогда образом хотят снимать отпечатки пальцев у детей и где их будут хранить и обрабатывать, абсолютно неясно.

Не меньше вопросов вызывают и сведения о ДНК вместе со стоматологическими данными. Потому автор этих строк решил связаться с организаторами сайта и попытаться заказать идентификационную карточку, а заодно получить от них ответы на возникшие вопросы.

Вот тут и началось самое интересное. Целую неделю пытался я дозвонится до ООО «Наши дети» по телефону, указанному на сайте. И всю неделю бесстрастный женский голос мне отвечал: «Данный вид связи недоступен для абонента». Беда оказалась и с адресом: в разделе «Контакты» на сайте указан адрес бывшей квартиры Ткаченко, где они не проживают фактически с 2010 года – времени основания сайта. На мои сообщения, отправленные на электронную почту, тоже никто не ответил.

Откуда ООО?

Если верить сайту, то основателем компании и сайта «Наши дети» является некто Дмитрий Владимирович Ткаченко. По нашим сведениям, он зарегистрировал свою компанию ещё в январе 2010 года, возглавив общество с ограниченной ответственностью. Он, его жена и сын Евгений были зарегистрированы в Белгороде. А вот младшая дочь Юлия почему-то уже уроженка города Балтимор, штат Мэриленд, США. Однако в 2010 году, после основания компании, белгородская квартира была продана и семья Ткаченко убыла в неизвестном направлении. Семья уехала, но на просторах Интернета остался сайт, предлагающий создать идентификационные карточки на российских детей. Кстати, услуги хостинга сайта предоставляются в городе Хьюстон, штат Техас, США.

Чем дальше мы углублялись в это дело, тем больше странностей встречали. Если на сайте указан адрес бывшей квартиры Ткаченко, то при регистрации ООО «Наши дети» был дан совсем другой адрес – в 5-м Заводском переулке. По этому адресу искомой компании мы не обнаружили. Вместо неё там расположена оптовая компания по реализации автохимии и автоаксессуаров, сотрудники которой ни об ООО «Наши дети», ни о самом Ткаченко слыхом не слыхивали. Квартиру, как вы помните, Ткаченко также продали ещё четыре года назад.

И ещё одна странность. Есть сайт. Есть ООО «Наши дети». А вот о деятельности компании либо о деятельности самого Дмитрия Ткаченко информации в Интернете практически никакой. Мы не смогли найти его в социальных сетях. Не нашли нигде рекламу его компании. Такое ощущение, что, несмотря на вполне легальную регистрацию ООО и находящегося в Интернете сайта, этого Ткаченко не существует. По крайней мере, на просторах Интернета. Что, согласитесь, странно для человека, занимающегося бизнесом в сфере информационных технологий.

Мёртвые дети

Впрочем, самым покоробившим нас моментом стали фотографии детей, которые Ткаченко использовал на сайте. Дело в том, что на идентификационных карточках на главной странице размещены фотографии действительно пропавших детей. Двое из них – пропавшие в феврале 2008 года восьмилетние мальчики. 1 февраля они ушли из дома в городе Тосно Ленинградской области и не вернулись. Только спустя несколько месяцев водолазы нашли тела мальчиков, утонувших в реке Тосна. Однако Дмитрий Ткаченко спокойно поставил их изображения вместе с реальными именами и фамилиями на главную страницу, используя изображения погибших детей для демонстрации возможностей своего бизнеса.

Испанские следы

Следы белгородской семьи Ткаченко нам удалось обнаружить далеко за пределами Белгорода. По нашим данным, сейчас они находятся в Барселоне.  И семья эта, по утверждениям свидетелей, с сайтом всё-таки связана. Но только немного не так, как нам представлялось вначале. Чтобы было понятно, приведём фрагмент рассказа одного из российских фотографов, нашедшего объявление о работе в Испании. По скайпу фотограф связался с потенциальным работодателем. Им оказался Дмитрий Ткаченко (сохраняем орфографию автора):

«Дмитрий Владимирович объяснил, что он руководитель проекта, который занимается созданием идентификационных карточек для детей, это нужно для их безопасности. Вот собственно на эти карточки и нужно фотографировать детей. Оплата 1400 евро».

Однако для того чтобы мужчина из России приехал жить и работать в Испанию, Ткаченко запросил копии документов и… 1000 евро. Якобы для оплаты языковой школы. Потому как виза у фотографа будет учебная, и ему придётся не менее 20 часов в неделю изучать испанский язык.

В Интернете обнаружились десятки подобных историй. Фотографам и дизайнерам Дмитрий и его сын Евгений предлагали работу в Испании. Просили переслать 1 000 евро для оплаты услуг языковой школы. Были те, кто соглашался и отправил. Тогда с них начинали требовать ещё 1 050 евро, но уже за страховку. У людей возникали подозрения. Многие сообщали, что обратились в полицию, однако чем закончилось расследование – пока неизвестно.

То, что семья Ткаченко ещё в прошлом году была в Барселоне, подтвердила одна из девушек, которую Дмитрий и Евгений Ткаченко пытались убедить дать 1 000 евро на школу (сохраняем орфографию автора):

«Ребята, скажу вам больше, мы с ними (Ткаченко) лично встречались в августе будучи в Барселоне. История такая же со звонками и проч. Мы настояли на личной встрече, они пришли всей своей семьей (отец, сын, мать и дочь). Причем мы думали встреча состоится в каком-либо офисе, в итоге офиса у них нет, встретились в торговом центре».

Правда, в этот раз девушки денег на школу не дали, чему несказанно порадовались, прочитав десятки других комментариев про деятельность белгородских «предпринимателей».

Послесловие

И сам сайт, и семья Ткаченко вызывают у нас огромное количество вопросов, на которые без правоохранительных органов, судя по всему, ответить не получится. И беспокойство у нас остаётся. Если мы не сумели связаться с Ткаченко, это не означает, что не смогут связаться другие родители. Если сайт – ширма, то беспокоиться нужно тем, кого приглашают на работу в Испанию, предлагая выслать деньги. Однако, если сайт всё-таки не ширма, то нужно серьёзно задуматься над тем, кому и куда пойдут самые подробные сведения, собираемые на наших с вами детей.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×