Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 февраля 2016, 15:40
 Ольга Бондарева 1193

Талант на всю планету

За что народный мастер из Грайворона получила Гран-при мирового конкурса во Франции

Талант на всю планету Наталья Вакуленко. Фото Вадима Заблоцкого
  • Ольга Бондарева

Наталья Вакуленко, подбрасывая в воздухе, расправляет свои работы, демонстрирует их так артистично, что впору вспомнить: «Махнула царевна правой рукой – и выросло поле лилий, махнула левой – и пошли гулять по полю петушки и курочки». Лилии, маки, птицы, зверушки, длинноволосые девушки вышиты мастерицей на рушниках.

Смотреть на эту воплощённую сказку не иначе как с придыханием, восторженным «О-о-о!» и прикладыванием рук к сердцу не получалось. Но рассказ о народном мастере грайворонского Дома ремёсел и одновременно его руководителе Наталье Вакуленко будет восторженным не только из-за эмоциональных впечатлений.

Истоки  мастерства

Зная по роду работы многих белгородских мастеров, могу со всей ответственностью утверждать, что Наталья Егоровна относится к создателям настоящих рукотворных шедевров. Во-первых, выполнены они в непревзойдённой, почти ювелирной технике. А во-вторых, наделены магией высокохудожественных изделий, побуждая зрителя подолгу любоваться трудами её рук.

Секрет мастерства Вакуленко во многом наследственный: её бабушка Акулина Васильевна Савощенко была в селе Стрелецком Красногвардейского района знатной вышивальщицей. После войны, оставшись вдовой с четырьмя детьми на руках, она спасла семью от голода, распродав практически всё своё вышитое приданое.

Внучку Наташу с малых лет учила всему, что умела.

«Я начала вышивать, как только научилась держать в руках иголку. Только об одном жалею: невнимательно смотрела, как бабушка вяжет иглой, сегодня эта техника уже утеряна», – Наталья Егоровна показывает один из немногих сохранившихся бабушкиных рушников, где вышивка чередуется с самодельным кружевом.

Курьёз на «Русском поле»

Но если с изнанки старинного полотна кое-где видны нитяные переходы-протяжки, то в современных работах Вакуленко их нет. Изнанка идеальна благодаря тому, что она кладёт стежки по одному ряду дважды – туда и обратно. И это при том, что крестик её в два раза мельче старинного.

По этому поводу в прошлом году на московском творческом фестивале «Русское поле» даже случился курьёз: один из «знатоков» народного искусства, рассматривая работу грайворонского мастера, до хрипоты спорил, что она не может быть ручной. Такая же чистота и аккуратность и в рушниках, созданных наборной техникой, которой Наталья Егоровна владеет в совершенстве.

Впрочем, коллег-профессионалов «машинный» вид изделий не заставляет сомневаться в её таланте. В 2010 году Наталья Егоровна со своими рушниками получила звание народного мастера Белгородской области. В 2013 году заняла второе место во Всероссийском конкурсе народных мастеров. А в декабре прошлого года стала обладателем Гран-при в конкурсе «Планета талантов», проходящем во Франции, сразив иностранцев «настоящим народным произведением».

Тайные знаки

Мы уже писали о символике русского рушника («Тайнопись, оберег и пожелание» – «Белгородские известия», от 28 ноября 2015 года). Так вот, Наталья Вакуленко одна из тех, кто по крупицам собирает и расшифровывает «тайные знаки» народного орнамента. Она знает всё о видах рушников (например, существовали совершенно разные символы при создании рушника «Роженица» или «Свадебного»).

Это большая исследовательская работа, которая зиждется в основном на опыте и знаниях старейших вышивальщиц, которых, к сожалению, всё меньше остаётся в наших сёлах. Конечно, главное зерно знаний заложила в ней Акулина Васильевна. Как и то, что рушник – это не просто полотно для утирания лица или украшения дома.

«Отношение к рушнику у бабушки было трепетное. От неё я знаю, что чередование кружева и вышивки было чётко регламентировано. В каждом таком изделии заключена вековая народная мудрость, сила, оберегающая её владельцев. Поэтому создавать рушник на свой вкус и взгляд, мягко говоря, неправильно», – поделилась Наталья Егоровна, показывая на старинном изделии, что седьмая часть рушника оставалась невышитой – считалось, что она для Бога.

Бесценная ценность

В конце повествования хотелось затронуть тему, которая всегда сопутствует произведениям искусства, но, к сожалению, редко обсуждается в отношении народных мастеров.

На наш вопрос, сколько стоит один её рушник, который вышивается минимум полгода, Наталья Егоровна выказала себя альтруистом. А точнее, поделилась, что сегодня приходится ориентироваться на возможности покупателя, хорошему человеку подарить свою работу считает счастьем и так далее. В общем, двухметровый вышитый рушник от Вакуленко стоит две тысячи рублей. Берут их очень редко, в основном для свадеб.

Для сравнения – примерно столько стоит сегодня малюсенькая салфеточка из вологодского кружева в сувенирной лавке одноимённого города.

Не знаю как вам, а мне искренне обидно, что драгоценности такого рода, часто брендообразующие, не приносят их исполнителям должной материальной оценки. И если они сами не могут (в том числе и в силу личных качеств) продвигать свой товар, может быть, есть смысл делать это как-то централизованно. Сегодня мы говорим о кооперативах для производителей сельхозпродукции. Возможно, необходим он и в культуре.

Или взять победу Натальи Егоровны во Франции. В июле её ждут на награждении. Даже не хочется представлять недоумение организаторов по поводу того, что мастерице такого класса поездка не по средствам. В Европе, помешанной на хенд-мейде, рукодельники далеко не бедные люди.

Вот и получается, что народный мастер, всеми признанный и уважаемый, нуждается в гораздо большей поддержке, чем восклицания заезжего журналиста. Особенно, если мыслим привлекать к продолжению традиционных промыслов молодёжь.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×