Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 октября 2015, 11:37
 Ирина Дудка 1983

Таблетка патриотизма

Почему буксует импортозамещение ветеринарных препаратов

Таблетка патриотизма Фото Вадима Заблоцкого
  • Ирина Дудка

После публикации в «Белгородских известиях» 22 сентября этого года статьи «На чужой игле» – о соотношении импортных и местных ветеринарных препаратов и нежелании белгородских агрохолдингов переходить на отечественное – губернатор Евгений Савченко поручил провести анализ местного рынка ветпрепаратов. Специалисты управления ветеринарии опросили руководителей крупных сельхозпредприятий и убедились, что доля белгородских фармацевтических компаний на региональном рынке всего 15%.

Долька,  а не доля

По словам главного ветеринарного врача области Алексея Хмырова, в 2014 году птицеводы и свиноводы купили у белгородских фармакомпаний антибактериальных препаратов на 320 млн рублей, тогда как общая потребность составляет 1,55 млрд рублей. Такая же ситуация с ферментами: из общей потребности на 1,2 млрд рублей белгородские компании в регионе смогли продать на 490 млн рублей. По пробиотикам у местных компаний куплено на 50 млн – из общего объёма в 500 млн рублей, а по сорбентам использовали местного продукта на 285 млн рублей, хотя потенциал оценили в 643 млн рублей. Наиболее благоприятная картина складывается по премиксам – из общей потребности в 9,2 млрд рублей белгородский производитель покрывает 8,9 млрд рублей.

В целом местные производители мяса пролечили своё поголовье на 6,2 млрд рублей. В закупках агрохолдингов белгородские препараты колеблются от 0,6% у «Алексеевского бекона» до 63% у «Приосколья». У «Агро-Белогорья» этот показатель равен 10%, у «Белгородского бекона» – 11%, у «Белгранкорма» – 12%, у «Мираторга» – 9%, у «Белой птицы» – 8%. Но не всё объясняется только желанием или нежеланием – диктует условия тендерная система закупок, используемая в некоторых компаниях.

«У того же «Мираторга» 9%, но это не значит, что всё остальное импортное, они покупают препараты, производимые в Таможенном союзе: Белоруссия даёт дешевле, они покупают там», – поясняет заместитель губернатора Станислав Алейник.

«Мы не можем сказать им: не покупайте белорусское, покупайте белгородское, они должны покупать то, что их устраивает по качеству и цене. Вы должны предложить им лучшие условия и по цене, и по качеству, и убедить, что это лучше», – заметил на заседании правительства области губернатор Евгений Савченко.

Между тем, по словам представителей фармкомпаний, препоны начинаются ещё на дальних подступах к потенциальным крупным заказчикам.

«Мы не можем даже участвовать в некоторых тендерах, поскольку агрохолдинги указывают конкретный препарат, который бы их устраивал, и в большинстве случаев это импортный препарат», – рассказывает генеральный директор компании «Биоветзащита» Алексей Балановский.

Рынок не регулирует

Все белгородские фармацевтические компании уверяют, что производят продукцию не хуже, а в чём-то даже лучше импортной, да ещё раз в пять дешевле. Исходя из позиции «рынок сам всё отрегулирует», агрохолдинги к ним должны бежать, но этого не происходит.

«Многие считают, что отечественные препараты некачественные и неэффективные, и не смогли мы пока переубедить ветврачей, – называет причины превалирования импорта Алексей Хмыров. – Они не хотят экспериментировать и внедрять новые схемы лечения, боятся рисков от возможного падежа. Ещё одна причина – отсутствие отечественных аналогов».

Генеральный директор компании «Белфармаком» Дмитрий Григорьев называет два фактора, почему импорт превалирует: неумение продавать и отсутствие дешёвых кредитов. Он не отрицает, что после резкого падения рубля позиции его компании в регионе несколько укрепились, потому что «врачам стало сложнее упираться», но всё-таки существенных изменений не произошло.

«В России отрасль продаж появилась всего лет 25 назад, не было в Советском Союзе маркетинга, и сегодня всё создаётся с нуля, методом проб и ошибок. Нам сложно найти специалистов, которые знали бы специфику продвижения, – говорит он. – А у западных компаний отрасль продаж существует сотни лет. И то, что для них само собой разумеется, для наших коллег нонсенс. К примеру, та же упаковка: она должна идти не от производителя, а от клиента – это он должен сказать, как ему удобно. И маркетинг должен прийти на производство и сказать, что клиенту удобно именно так и надо делать так».

Но если с кадрами ещё хоть как-то можно решить вопрос силами самих компаний, то явное конкурентное преимущество западных производителей, которое российские не могут преодолеть ни при каких обстоятельствах, – это доступ к дешёвым кредитным деньгам.

«Мы обслуживаем средства под 15-20% годовых, и это ещё хорошие ставки, а они – под 2-3%, – продолжает Григорьев. – Чтобы вывести новый продукт на рынок, его нужно зарегистрировать, а это год-два, а может, несколько лет. Это миллионы рублей, которые нужно вложить. А продаваться продукт начнёт, может, через два-три года, и не факт, что в том объёме, который необходим для окупаемости. И всё это время мы обслуживаем кредиты под 15-20%».

Замещение по-белгородски

Фармкомпании тем не менее вкладывают миллионы в расширение производственных мощностей и ассортимента. «Пик-Фарма» запустила в апреле первую очередь предприятия с полным циклом производства и приступает ко второй. «Верофарм» открывает производство 14 новых лекарств и готовится перенести сюда производственные мощности из Владимирской области. «Эдванс фарма» начала строить завод стоимостью 1,5 млрд рублей, где будут выпускать препараты против туберкулёза и ВИЧ. На 234 млн рублей расширяет производство «Вик» и на 160 млн – «Белфармаком».

В фармацевтике стоимость вывода на рынок нового препарата измеряется в сотнях миллионов долларов. По словам директора Центра клинических и доклинических исследований БелГУ, доктора медицинских наук, профессора Михаила Покровского, в ветеринарии цифры сопоставимы. Естественно, что такие вложения оправданы только при соответствующей ёмкости рынка. И это явно не белгородский, и даже не российский рынок. Так что в таком случае выводят на рынок местные компании под эгидой импортозамещения?

«Нужно понимать, о каком импортозамещении мы говорим. Мировой синтез фармасубстанций, хотим мы того или не хотим, это не территория России, и этим пользуются все страны мира, связано это с глобализацией мировой экономики, – говорит Михаил Покровский. – Когда мы говорим об импортозамещении в России, мы говорим о производстве дженериков из импортных (китайских и индийских) фармацевтических субстанций».

Он отмечает, что это направление имеет свои особенности, поскольку фармпроизводители делают не чистый дженерик (точную копию), а так называемый псевдоинновационный препарат.

«В этом случае за основу берётся импортная субстанция, вводится некое ноу-хау, благодаря которому улучшается усвояемость, увеличивается срок хранения, снижается себестоимость, и получается инновационный продукт на базе дженерика, – продолжает профессор. – Очевидно, что российский рынок не позволяет окупить затраты на инновационные препараты, поэтому честно мы должны говорить о выведении дженериков и так называемых псевдоинновационных препаратов. Процесс этот сложный, потому что требует большой интеллектуальной составляющей».

Рынок дженериков – тоже лакомый кусок. Как в фармацевтике, так и в ветеринарной промышленности половина успеха, а может, даже больше, зависит от раскрученности бренда. Профессор Покровский приводит пример с «Но-шпой». Активное вещество в этом лекарстве дротаверина гидрохлорид.

«В России зарегистрировано 35 дротоверина гидрохлоридов, объём продаж 70 млн долларов, но «Но-шпа» продаётся на 69 млн, а остальные 34 – на 1 млн. Это говорит о том, что все дженериковые рынки, в том числе и российский рынок ветпрепаратов, – это бренд дженериков, и чем лучше и эффективнее производитель создаёт свой бренд и продвигает его, тем успешнее развитие на рынке».

Не ищем лёгких путей

Дженерики, пожалуй, самый простой путь развития. Компании же должны смотреть на перспективу и выходить в самые привлекательные сегменты – препараты нового поколения аутовакцины и производство субстанций. Такое предложение озвучил на заседании правительства области Евгений Савченко, напомнив производителям, что пора уходить от китайской зависимости.

Победить Китай будет нелегко, ведь он работает в масштабах мирового рынка, а значит, китайские компании имеют возможность снизить себестоимость до минимума.

«Организовать производство субстанций можно, если это будет экономически оправдано, – считает Дмитрий Григорьев. – Если мы организуем это производство здесь, нам будут нужны такие же объёмы, чтобы снизить себестоимость, но у нас таких объёмов нет».

Губернатор привёл в пример лизиновое производство. Раньше лизин тоже закупали в Китае, но смогли перейти на свой продукт.

«Это наша безопасность, в том числе и фармацевтическая, на отдалённое будущее, и ничто нам не мешает о мировых рынках думать, – отметил глава региона и попросил департамент АПК проработать этот вопрос. – Чтобы добавленная стоимость у наших товаропроизводителей была не менее 60-70% с учётом собственной субстанции. Я прошу разработать перспективный план производства собственных ветпрепаратов с учётом экологических трендов, чтобы уйти от субстанций других производителей».

Ещё одним перспективным направлением становятся аутовакцины.

«Антибиотики – уже неперспективное направление, сегодня это пробиотики и аутовакцины, – говорит генеральный директор Управляющей компании «Приосколье» Валерий Родионов, его компания проводит опыты с аутовакцинами на протяжении двух последних лет. – Если мы сумеем производить аутовакцины в Белгородской области, то потребление антибиотиков сократится, но ситуация будет намного краше и чище. Мясо будет экологически чистым».

«Надо, чтобы наша доля в потреблении нашими компаниями приближалась к 100%, а не как сегодня жалкие 15%. И самое главное – мы должны стать № 1 по производству ветпрепаратов в России», – считает Евгений Савченко.

Обращаясь к Алексею Хмырову, губернатор отметил, что управление ветеринарии может стать инициаторами новых проектов. В частности, изменения должны затронуть технологии продаж – их предлагается проводить через единый дистрибьюторский центр.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×