• 64,07 ↑
  • 74,18 ↑
  • 2,42 ↑
23 мая 2018 г. 18:07:16

19 и 20 мая в Белгороде проходил международный фестиваль современного театра

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Свободное искусство. Почему обычные люди выступают на театральном фестивале «Наш кислород»
Фото Ирины Дудки

Третий год подряд белгородский независимый театр «Новая сцена – 2» знакомит нас с творчеством непрофессиональных коллективов из разных городов и стран. «БелПресса» узнала, как живут артисты-любители и чем на этот раз удивили зрителей.

«Фестиваль – это очень сложно, очень. Каждый год я говорю, что это последний раз. И мама каждый год с ужасом узнаёт, сколько я потратила, и спрашивает, зачем всё это, – призналась режиссёр театра «Новая сцена – 2» Оксана Погребняк. – Но это большое счастье, что у нас есть этот фестиваль».

В труппе нет профессиональных актёров. Кто‑то на репетиции убегает с работы, кто‑то уходит, уложив детей спать.

Для всех них фестиваль, как, собственно, и сама игра в театре, – возможность быть причастным к чему‑то прекрасному, вызвать зрителя на диалог, который потом вырастет до внутреннего размышления, заставит чувствовать и сопереживать. Кто‑то просто хочет отвлечься от проблем, а кто‑то ищет себя и своих единомышленников.

Все, кто в мае дышит «Кислородом», открывают для себя современных драматургов и заново учатся у них почти забытой способности сопереживать.

Участники фестиваля рассказали «БелПрессе», почему люди приходят играть и чем живут их театры.


Евгения Козлова, актриса Валкского городского театра, Валка, Латвия:

«У нас любительский театр, в нём десять актёров. Ставим одну-две премьеры в год. Мы существуем при ДК, там есть костюмерная, гримёрка, камерный зал на 35 мест, так что в Белгороде я, можно сказать, на большой сцене. Спектакли бесплатные, но обычно зрители отмечаются у входа, чтобы следующие знали, есть ли места. Полный зал всегда на премьеру и следующие два-три спектакля, потом человек десять максимум, но количество не важно: мы выкладываемся полностью.

 

  • Моноспектакль «Нежность».

  • Моноспектакль «Нежность».

Работаем только на своём энтузиазме и за свои средства. Сами считаем, сможем ли позволить поездку на фестиваль. Играть в театр приходят те, у кого есть потребность сделать то, чего не можешь в жизни, примерить на себя образ, которым не являешься, и открыть в себе самом что‑то новое. Это очень большая духовная практика, и не каждый остаётся. Должно быть осознание, что сначала театр, а потом всё остальное, и готовность отложить всё ради репетиции. Тогда это будет хорошая творческая работа.

Я по профессии режиссёр. Вышла замуж и из Орла переехала в Латвию. До меня ставили спектакли только на латышском языке, теперь и на русском. И это востребовано публикой. На «Кислороде» я не впервые, здешняя публика очень хорошо нас принимает. В этот раз привезла творческий эксперимент – моноспектакль «Нежность».


Максим Иевлев, DRY-театр, Харьков, Украина:

«Театру три года, все актёры – выпускники курсов известного в Харькове «Театра 19». В труппе 15 любителей, у каждого есть основная работа. Я бизнес-аналитик, но я могу работать удалённо, потому занимаюсь преимущественно театром. Для меня это уже не хобби, а стиль жизни.

Мы ни от кого не зависим и всё делаем сами. Нашли помещение в старой библиотеке, привели его в порядок. Зал на 400 мест, но зрителей немного, потому что место нераскрученное, а харьковский зритель очень избалован. У нас не просто много, а очень много разных театров. Пробиться тяжело.

В нашем репертуаре шесть спектаклей, играем пять-шесть раз в месяц. На спектакли продаются билеты, но доход с них не покрывает даже аренду зала. Ещё мы открыли свою актёрскую студию и курсы.

 

  • Спектакль «Запретный плод».

  • Спектакль «Запретный плод».

Люди приходят играть потому, что в жизни им чего‑то не хватает. Многие просто не осознают, куда пришли, ведь на экране кажется, что все легко и просто. И только здесь понимают, какая это огромная работа над собой, как трудно выйти из своих рамок комфорта и сделать то, чего никогда раньше не делал. Остаются единицы. Например, если на курсы пришли 25 человек, то до игры на сцене дойдёт три-четыре.

На белгородском фестивале мы постоянные участники. В этом году показывали свой первый пластический спектакль «Запретный плод». Зрители нас всегда хорошо принимают, у вас очень приятно играть».


Дарья Битюцкая, творческая студия «Дар», Пенза:

«Нам два года. В студии есть взрослая группа, подростковая и группа, где играют незрячие и слабовидящие люди. Мы делаем совместные постановки, и людям, которые этим занимаются, это очень многое даёт.

Думаю, к нам и приходят потому, что мы делаем всё очень искренне, вкладывая всю душу, делимся друг с другом частью себя. А играют у нас абсолютно разные люди, на курсы записывают всех желающих, но остаются те, кто чувствует, что театр ему нужен.

Существуем на собственные средства, никакой финансовой поддержки нет. Да, всё это тяжело, но я родилась в семье театральных актёров и режиссёров и всю жизнь в театре.

Помещение студии находится в торговом центре. Спектакли бесплатные, но мы ведём запись, потому что зал очень маленький, вмещает 30–35 человек. Если кто‑то хочет, он может оставить деньги после спектакля, чтобы мы могли купить лампу или поехать на фестиваль. В Белгороде мы показали «Собаку» Валентина Красногорова, и зрители замечательно приняли спектакль».

 

  • Спектакль «Собака».

  • Спектакль «Собака».


Борис Алексеев, Никитинский театр, Воронеж:

«Театру два года, в труппе 12 артистов – выпускники нашего института искусств, а всего 25 человек. Мы частный театр, работаем сами на себя, платим безумную аренду за помещение, но зато делаем там то, что хотим.

Зал на 100 мест, единственный источник дохода – билеты. Чтобы как‑то выжить, много работаем: за первый год представили восемь премьер, за второй – семь. Играем по 20 спектаклей в месяц, репетируем ежедневно. Есть спектакли, на которых зритель веселится и отдыхает, а на фестивале можно, наверное, и пощёчину дать, ударить побольнее.

Я считаю, что в театр надо приходить, чтобы тебя там хорошо помутузили. Здесь мы показывали «Белое на чёрном» по автобиографической повести Рубена Давида Гонсалеса Гальего, который рассказал, как он рос в советском интернате для инвалидов».

 

  • Спектакль «Белое на чёрном».

  • Спектакль «Белое на чёрном».


Оксана Погребняк, «Новая сцена-2», Белгород:

«Начинали семь лет назад. Нас было четверо, сейчас больше 30. У нас нет никакого технического оснащения, ничего нет. Свет купили строительный, а не сценический. Но есть честность, с которой мы делаем то, что делаем. Театр начинается, когда два человека разговаривают, а третий на них смотрит. Наш театр может существовать где угодно, в любых условиях, а уют создаём вместе – в подвале, кофейне, хостеле, выставочном зале.

Надеюсь, что когда‑нибудь мы будем ездить по всему миру со своими спектаклями.

В будущем я вижу нас с отдельным зданием, построенным специально для нас, где всё будет так, как нам хочется. И это будет место, открытое для всех в любое время, это будет центр свободного искусства».

 

  • Спектакль «Наташина мечта».

  • Спектакль «Наташина мечта».

Список победителей фестиваля можно посмотреть в группе.


для комментариев используется HyperComments