• 63,49 ↑
  • 73,93 ↑
  • 2,40 ↑
26 апреля 2018 г. 11:53:52

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Субъективная реальность Годяйкина. Почему московский фотохудожник  учит студентов фотографировать звуки
Андрей Годяйкин. Фото Юрия Бограда

В фотогалерее имени В.А. Собровина на выставке «Отражение» представлены 86 снимков члена Союза фотохудожников России и Творческого союза «Фотоискусство» Андрея Годяйкина. В экспозицию вошли работы московского мастера из различных серий: «Зелёная комната», «Необычная жизнь обычных вещей», «Корсеты», «Пейзажи».

Необычайная лёгкость

Андрей Годяйкин – яркий представитель такого интересного направления, как арт-фотография. Оно позволяет проявить индивидуальность фотографа, его стиль, его видение.

«Главное в фотографии Андрея Годяйкина – трансформация сознания. В своих работах он разрушает стереотипы, представляет нам под другим углом привычные вещи. Когда мы монтировали выставку, то познакомились с его фотографиями на бумаге и ощутили необычайную лёгкость», – отметила исполняющая обязанности директора фотогалереи Ирина Попова.

На выставке – удивительные пейзажи, необычные портреты, а также нестандартные композиции натюрмортов.

Из литературы в фотографию

Много лет назад Андрей Годяйкин увлекался литературой и писал сюрреалистические рассказы. Они публиковались в «Юности» и других журналах. Но в 1996 году у него появилось новое увлечение – он вступил в фотоклуб «Новатор». С тех пор с фотографией не расставался ни на день. Однажды Андрей Андреевич увидел серию фотографий Игоря Лоскутникова с разбитыми стёклами. Его поразила динамика этих работ, хотя там не было ничего, кроме трещин и линий. Тогда он определился, что в фотографии его прежде всего интересуют линии.

«Фотографии нужно делать легко и просто. Но с другой стороны иногда на это уходит много времени. Но в то же время зрителю надо показывать, что это была всего лишь игра. Мне нравится играть в игры, загадывать и разгадывать графические загадки. Помещать обычные объекты в необычную среду. Я позволяю зрителю увидеть то, чего увидеть нельзя», – отметил Андрей Андреевич.

Фото Андрея Годяйкина

Многие из представленных работ сняты камерой Holga-120 N, которую стали производить в 1982 году. Она имеет упрощённую конструкцию и благодаря своим техническим особенностям выдаёт квадратные снимки с обилием эффектов, придающих фотографии налёт ретро. С этой камерой никогда не знаешь, что у тебя получится. Этим она и привлекает творческих людей, склонных к экспериментам. В 2005 году Кевин Систром, основатель приложения Instagram, которое позволяет обмениваться фото и видео, поехал изучать фотографию во Флоренцию. Его учитель, посмотрев на очень дорогой фотоаппарат, сказал ему: «Брось это и возьми Хольгу». Таким образом, эта камера оказала большое влияние на популярное приложение.

Сейчас Годяйкин снимает не только на плёнку, но и цифровым фотоаппаратом. В его творческой копилке много рекламных съёмок. Около 15 лет он проработал в сигарном журнале. Кроме того, снимал дорогой алкоголь, моду, а также различные товары.

Много проектов было у фотографа в Испании. Также он был в Турции, Китае. А представленная на выставке серия «Японское море» родилась в путешествии по Дальнему Востоку. На нескольких снимках запечатлена живописная бухта Преображение.

Но завораживает на выставке прежде всего то, как сфотографированы предметы. Например, снимки из серии «Янтарь». Это был совместный проект с ученицей Вячеслава Зайцева дизайнером Асей Жуковой. Она создавала эксклюзивную коллекцию «1001 ночь». Платья вручную расшивали янтарём.

«Я снимал и саму одежду, и натюрморты. Теперь они всегда идут вместе с коллекцией. Представителям Калининградского завода это понравилось. Такой трактовки янтаря они ещё не видели», – отметил Андрей Годяйкин.

Фото Андрея Годяйкина

Творческая философия

За 20 лет Годяйкин стал участником 30 коллективных и персональных выставок. Сейчас он преподаёт в Институте профессиональной и любительской фотографии. Провёл Андрей Андреевич мастер-класс и для белгородцев.

«У меня есть секрет. Я снимаю предметы как людей, а людей – как предметы. Ничего не воспринимается буквально. Предмет, находящийся передо мной, я пытаюсь наделить чувствами людей. Вот, смотрите, на этом снимке два перца и один навис над другим – словно начальник и подчинённый. А вот обычные яйца, которые становятся фантастическими существами и живут своей жизнью, – показывает свои эксперименты с предметами Годяйкин. – А от людей, наоборот, стараюсь абстрагироваться. Когда нужно, могу показать чувства, но в каких‑то случаях я этого избегаю».

Идеи для работ он находит повсюду.

«Меня вдохновляют литература, музыка, кино. Своим студентам я даю задание сфотографировать звуки. Вы прослушиваете определённую мелодию, и потом всё это пытаетесь выразить через картинку. Ещё очень важный момент – ничего нельзя воспринимать буквально. Это основная ошибка людей. Если мы видим на снимке корсет, то это может вовсе и не корсет, а клавиши инструмента», – объяснил свою философию фотограф.

Порой удачные снимки получаются совершенно случайно, как, например, одна из работ серии «Зелёная комната».

«Во время своих лекций я рассказываю студентам о таком способе, как «180 градусов». Когда вы увидели точку съёмки, всё поставили, начинаете снимать, то надо от объекта развернуться на 180 градусов. Эта фотография тому яркий пример. Мы снимали моду, и совершенно случайно я развернулся и увидел девушку, которая сидит на инструменте. Это очень популярная работа, она часто выставляется, её часто покупают».

Фотограф стремится создать новую реальность. Его выставка – это приглашение к диалогу, повод поразмыслить. Познакомиться с ней можно до 20 мая.


для комментариев используется HyperComments