• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
29 октября 2014 г. 11:57:40

Проблемы развития туризма Белгородской области решаемы

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Старичок-полевичок, он же дед Гречуха
Владимир Андрианов. Фото Владимира Юрченко

На недавнем заседании экспертного совета по законодательству в сфере туризма при Комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ речь шла о поправках, которые необходимо внести в закон о туристической деятельности. Действующее российское законодательство в этой сфере не отвечает реалиям времени. И, как показывает практика, не страхует туристов от форс-мажорных обстоятельств.

Член экспертного совета, действительный член Национальной академии туризма, руководитель представительства Всемирной энциклопедии путешествий в Центрально-Чернозёмном округе Владимир Андрианов поделился своим взглядом на существующие проблемы

Самостоятельная отрасль

– Владимир Иванович, волна банкротств туристических компаний, прокатившаяся минувшим летом, смыла за борт уверенность многих россиян, что путешествовать за границей безопасно. Аналитики заговорили о кризисе отечественного рынка туристических услуг.

– Мне видится большая проблема в уходе с рынка крупных туроператоров. Оставшиеся фирмы начинают ориентироваться на более дешёвый отдых – Турцию и Египет. Есть мнение, что из-за санкций иностранные фирмы начали выводить из российских туристических компаний свой капитал и именно в этом причина их банкротств. Большое внимание на заседании экспертного совета было уделено изменению закона об основах туристской деятельности в РФ. Отдельно стоит вопрос о разработке узконаправленного закона о внутреннем и въездном туризме, который в основном законе прописан схематично. По существующему законодательству туроператор несёт ответственность перед туристом о неисполнении или ненадлежащем исполнении договора. Существует федеральный реестр туроператоров, то есть список фирм, которые имеют финансовое обеспечение от 550 тысяч рублей до полутора миллионов. Но, как показывает практика, банкротство тех же «Невы» и «Лабиринта», подобная финансовая подушка не может защитить потребителя. Поступило предложение создать аналогичный реестр для турагентств и обязать их нести такую же ответственность перед туристами.

– Но почему нынешний закон плохо защищает туриста?

– По мнению многих экспертов, основная причина – несоответствие данного закона основополагающим принципам Гражданского кодекса и закона о защите прав потребителя. В соответствии с принципами ГК и туроператор, и турагент являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, взаимоотношения которых определяются формой и содержанием добровольно заключённых между ними договоров. Точно так же, как это относится к хозяйствующим субъектам любой иной сферы деятельности. По закону о защите прав потребителя, приобретя товар и обнаружив затем в нём дефекты, человек не разыскивает его производителя, а обращается к продавцу, который и несёт перед потребителем всю ответственность за качество продукции.

Иное предусмотрено в законе о туризме. В случае форс-мажорных обстоятельств турист должен предъявлять претензии туроператору, главный офис которого может находиться в Москве или на Дальнем Востоке. При медицинском страховании и (по желанию туриста) страховании случаев невыезда потребитель получает на руки страховой полис, определяющий ответственного по полису, условия и сумму страхования и являющийся именным документом. Страхование гражданской ответственности такого полиса не предусматривает. Более того, в рамках ныне действующего закона о туризме эту задачу решить невозможно.

– Что ещё мешает развиваться туризму?

– Второй вывод, к которому пришёл экспертный совет: туризм должен стать самостоятельной отраслью. Когда туризм входил в министерство спорта, развивалось в основном его спортивное направление. Перекочевал в Министерство культуры – стало проводиться много мероприятий культурного назначения. А туризм должен быть разным, включать посещение музеев, исторических мест, путешествия по красивейшим уголкам природы, проживание в сельских усадьбах, экстремальный отдых… Хуже всего сейчас обстоит дело с детско-юношеским, социальным и сельским туризмом. Эти виды, а также весь въездной и внутренний туризм нуждаются в принятии узконаправленных законов. Финансирование в эти отрасли либо совсем не идёт, либо идёт крайне мало. Причём деньги поступают из местных бюджетов, туризм отдан на откуп регионам. Причина вполне понятна: вкладывая сегодня деньги в развитие туризма, отдачу можно получить в лучшем случае через несколько лет. А российский бизнес привык к быстрым способам обогащения.

  • Дед Гречуха.

  • Старичок-полевичок.

Дед Гречуха

– Владимир Иванович, а как обстоит дело с внутренним туризмом в Белгородской области?

– Я часто езжу в пресс-туры по районам и должен сказать, что на сегодня у нас одна проблема: отсутствие координации по развитию туризма. Каждый район самостоятельно разрабатывает новые объекты, маршруты. Где-то это получается лучше, где-то хуже. Но нет обобщённого туристического продукта области. Сельские усадьбы в глубинке просто загибаются, на них нет спроса. А всё потому, что плохо работает реклама.

Даже маленькие фирмы за границей, предлагающие свой продукт, имеют собственные сайты. А во время международных выставок развитые западные страны представляют на своих стендах информацию не только о крупных компаниях, но и обо всём рынке туристических услуг, включая мелких производителей. Да, такой стенд площадью порядка 40 кв. м, включающий в себя множество объектов (это могут быть стилизованные домики, сельский пейзаж, какие-то предметы, связанные с национальным колоритом), стоит недёшево. Но, сделав его раз, можно в дальнейшем только проводить небольшую реконструкцию. По этому пути пошли некоторые российские регионы. Интересны стенды Краснодара, Ростова, Уфы. Остальные области, увы, представлены очень слабо.

Мы уже не один год говорим о том, что необходимо создать координационный совет при губернаторе, в который должны войти представители всех организаций, заинтересованных в развитии туризма, рекламе нашей области: представители туристского сообщества, вузов, музеев, администраций районов, промышленных организаций, сферы услуг, краеведы, ремесленники. Потому что только сообща можно определить болевые точки в развитии туризма в области, создать действительно реальную концепцию и проект развития этой отрасли экономики.

– Белгород не может похвастаться таким рекламным стендом?

– У нас его просто нет, потому что отсутствует бренд, объединяющий регион.

– Но многие считают, что святое Белогорье – это и есть бренд. Зачем что-то ещё изобретать?

– Бренд – это не просто красивое название, он должен быть интересен всем возрастным категориям и социальным слоям. Например, Великий Устюг – родина Деда Мороза. Любопытно? Очень! Со всей страны приезжают люди, чтобы побывать в резиденции сказочного деда. Город Мышкин известен музеем серой полёвки: по легенде в XIII веке это маленькое существо спасло русского князя от смерти, разбудив в тот момент, когда к нему подкралась змея.

Бренд территории – это не просто заявка на интересную идею, это программа, связывающая воедино культуру, историю, достопримечательности края. В некоторых районах существуют интересные бренды, например Грайворон с его Круглым зданием, старинными коллективными танцами – карагодами. В селе Радьковка Прохоровского района недавно открыли уникальный музей, посвящённый истории образования. Организован он в бывшей школе, построенной в XIX веке. Примечательно, что этот музей интерактивный, в живых экспозициях участвуют радьковские школьники. Переходя из класса в класс, посетители постепенно попадают из века XIX в современную школу. В других районах нет таких удачных находок.

Я бы посоветовал специалистам по сельскому туризму ознакомиться с книгой Анатолия Зеликова «По воле памяти своей»: название каждой главы, посвящённой тому или другому району, – это готовый бренд территории.

Что касается Белгородской области, то почему её брендом не может стать старичок-полевичок? Это такой мифический персонаж, добрый дух своего народа. Он одаривает тех, кто любит природу, и наказывает её губителей. Обычно его изображают в белой одежде, с бородой, он хозяин полей и покровитель всех, кто работает на земле. Другое имя – дед Гречуха. У него есть дочь Полудница. Белгородская область – традиционно аграрный регион. Почему бы не сделать его вотчиной такого обаятельного персонажа? Построить схрон – дом Гречухи, пусть дед в белых одеждах проводит экскурсии для туристов, водит их по полям и лесам, открыть музей, посвящённый ему. Главное – придумать идею, привлечь к её воплощению ремесленников, специалистов по сельскому туризму.


для комментариев используется HyperComments