Переводиться не захотел
«Когда я окончил школу, то не знал, куда идти. В футбол, правда, играл, и мне кто‑то посоветовал поступать в педагогический колледж на спортивное отделение. Но там надо было уметь плавать, а я не мог держаться на воде и в гимнастике был слаб», – вспоминает Михаил.
Родители подсказали: поступай учиться на воспитателя, а потом переведёшься. Но потом переводиться не захотел.
«На нашем отделении было много возможностей для личностного роста. Я с трудом мог разговаривать с окружающими, у меня были проблемы с коммуникацией, а мне говорили: «Иди на сцену, выступай». Я выходил, пульс зашкаливал, было страшно, но мне нравилось бороться с собой. Я никогда не танцевал, даже на дискотеке, а здесь настаивали: учись танцевать. Я не знал, что такое ноты, – мне дали в руки баян, в колледже я стал бегать по 3 км, а после покорил марафон», – рассказывает инструктор.
После колледжа последовали бакалавриат и магистратура в БелГУ, а сейчас – аспирантура.
С малышами Михаил впервые встретился на педагогической практике, а когда учился в вузе, его пригласили подработать инструктором по физкультуре в одном из детских садов Белгорода. И вот уже девять лет он работает инструктором по физической культуре в детском саду № 15 и ведёт группы юных футболистов и баскетболистов в других дошкольных учреждениях.
Футбол для малышей
Знаете ли вы, что первым в Белгороде футболом с детсадовцами начал заниматься Михаил Гребцов? А прежде детский футбол культивировался только в спортшколах и с семилетнего возраста.
Шесть лет назад Михаил стал проводить тренировки по футболу в своём детском саду. Но как добиться, чтобы от занятия к занятию результаты у ребят росли? И он разработал программу на 72 занятия в год. Сегодня эту её используют в детском футбольном клубе «Стрела».
«Занятия маленьких футболистов – это же не только какие‑то тренировочные моменты, это ещё и общее физическое развитие, и знание психологии маленьких детей. А здесь у Михаила отличный опыт», – говорит Вадим Старков, основатель клуба «Стрела», активно сотрудничающий с Гребцовым.
Отправляемся в полёт
А как относятся окружающие к тому, что он работает в детском саду?
«Сначала было неловко говорить, кем работаю, – признаётся Михаил. – Но реакция собеседников, особенно мужчин, меня успокоила. Как ты с детьми справляешься? – спрашивают они. – Я тут с одним с ума схожу…»
А Михаилу с детьми намного проще, чем со взрослыми. Во‑первых, у детей отличное чувство юмора и они вместе много шутят и смеются на занятиях, а во‑вторых, для детей главное – чтобы было интересно.
«С малышами я оживляю занятия, – говорит Гребцов. – Держу, к примеру, в руках игрушку и говорю: «К вам в гости пришёл котик. Будем с ним играть?» Не просто поднимаем руки, а становимся лётчиками. Старшие должны соревноваться: соперничество вызывает интерес к занятиям».
Одна из его работ, опубликованная в журнале «Дошкольное воспитание», рассказывает об информационном обеспечении физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.
«Как‑то я на занятии показывал нарисованного на листе бумаги человечка, и дети должны были повторять его движения. Да не просто повторять, а подумать, как их сделать, то есть у детей начало работать воображение. Затем человечек переселился в компьютерную программу, и теперь ребята видят его на большом экране. А если, например, там схема расстановки для какой‑нибудь игры? Чтобы выполнить такое упражнение, надо хорошенько подумать», – рассказывает Михаил.
Компьютер и лекции
Компьютер стал его помощником в реализации региональных программ «Играйте на здоровье» и «Выходи играть во двор» доктора педагогических наук, профессора кафедры дошкольного образования БелГУ Людмилы Волошиной.
«У Михаила немало интересных разработок, поэтому мы приглашаем его вести лекции, студенты ходят к нему на открытые занятия», – говорит Людмила Николаевна.
Кстати, Гребцов для программ «Играйте на здоровье» и «Выходи играть во двор» подготовил рекомендации, которые помогают практикам вести занятия по футболу в дошкольном учреждении.
«Но для этого детям надо иметь чёткое представление, что такое футбол, как в него играть и что для этого нужно, – считает Михаил. – И здесь очень хорошо помогают компьютерные презентации. С их помощью я всё показываю и рассказываю детям, а затем, на заключительном занятии, на том же материале проверяю, как они его усвоили».
Покруче марафона
Михаил – марафонец, на чемпионате России финишировал восьмым. Но считает, что роль Деда Мороза на детсадовских утренниках – испытание покруче марафона.
«В течение нескольких предновогодних дней по три утренника в разных детских садах. А перед этим месяц подготовки, ведь только оригинальных сценариев 15 штук», – улыбается он.
В наше время, когда существует большое количество неполных семей, для многих деток Михаил Гребцов, может быть, первый в их жизни мужчина, с которым они запросто общаются. И поэтому приходится во всём быть для детей примером.