• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
24 ноября 2016 г. 14:56:49

Как белгородец снял первый в России цветной фильм

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
 «Спектроколор» Николая Анощенко
Николай Анощенко – авиатор и кинематографист

Нынешний Год российского кино богат на юбилейные даты: исполнилось 110 лет первой киносъемке государственного протокола, 105 лет первому полнометражному фильму и 85 лет первому звуковому и первому цветному фильму. Этот цветной документальный фильм «Праздник труда» был снят методом «Спектроколора», который изобрёл наш земляк Николай Анощенко.

К сожалению, те первые кадры цветного кино не сохранились. И всё же уникальные документы – некоторые находятся в фондах Белгородского государственного литературного музея – позволяют киноведам считать именно 1931 год началом развития отечественного цветного кинематографа.

Сохранившиеся в архиве Николая Дмитриевича Анощенко записи о работе над цветным кино и чертежи относятся к 1929 году. 23 апреля 1929 года Анощенко подал заявку в комитет по делам изобретений на созданный им «Обтюратор со спектральными фильтрами». Такой обтюратор он установил на французскую киносъёмочную камеру «ПАТЭ» и кинопроекционный отечественный аппарат «ТОМП». Спектральные фильтры красного и зелёного цветов, помещаемые в обтюратор, позволяли видеть на экране так называемые натуральные цвета. Этот метод Николая Анощенко получил название «Спектроколор».

7 ноября 1930 года газета «Кино» на первой полосе сообщила об изобретении в СССР цветного кино. Создателем оригинального, простого по конструкции и в применении аппарата газета назвала режиссёра-оператора «Востоккино» Николая Анощенко.

Аппарат «ПАТЭ», переделанный Николаем Анощенко для съёмки цветных фильмов спектральными фильтрами
Аппарат «ПАТЭ», переделанный Николаем Анощенко для съёмки цветных фильмов спектральными фильтрами

Первые пробные съёмки Анощенко предпринимает в конце 1930 года. А уже в апреле 1931 года управление Московской производственной базы кинотреста «Востоккино» направляет коменданту города Москвы следующее письмо:

«Московская производственная база «Востоккино» просит дать разрешение на право киносъёмки в натуральных цветах Первомайского парада и демонстрации на Красной площади и в районах прохождения колонн на улицах Москвы.

Съёмочная группа будет состоять из следующих лиц:

Ответственный руководитель съёмки – изобретатель, режиссёр-оператор т. Анощенко Н.Д.
Помощники оператора т. т. Домбровский В.В. и Мюргит М.М.

Ответственный исполнитель по техничес­кой части т. Мокшина В.Б.

Съёмка будет производиться со следующих точек: на Красной площади – возле Мавзолея и от Василия Блаженного; на площади Революции; на улицах города по пути следования колонн.

Система аппаратов – I камера Дебри ЖК и один аппарат «Патэ» со внутренними кассетами.

Просьба также выдать пропуск названным лицам на вход на Красную площадь и пропуск на машину для переезда группы по улицам города Москвы.

Настоящая цветная съёмка необходима для изготовления первой советской цветной фильмы Первомайского парада по советскому патенту цветных фильм системы научного работника т. Анощенко».

Обтюратор к кинопроекционному аппарату «ТОМП» для показа цветных фильмов, снятых спектральными фильтрами
Обтюратор к кинопроекционному аппарату «ТОМП» для показа цветных фильмов, снятых спектральными фильтрами

Разрешение было получено, и съёмки сос­тоялись. Запечатлев на киноплёнке парад и демонстрацию на Красной площади 1 Мая 1931 года, Николай Анощенко заложил традицию снимать торжества на Красной площади, которая сохраняется и в наше время.

Позитивная плёнка с отснятого на Красной площади и улицах Москвы негатива была готова к июлю. Просмотрев её 30 июля 1931 года, агитпропгруппа СЕПФа «Союзкино» в своём заключении отмечала:

«Хроника празднования 1-го мая, снятая режиссёром Анощенко, представляет собой интересный эксперимент с точки зрения создания советской цветной кинематографии. Как первый опыт, настоящая работа ещё не вполне разрешает проблемы цветного кино, но и в данном виде она требует широкой популяризации среди трудящихся масс с целью прив­лечения внимания широкой общественности к делу создания советского цветного кино».

Премьера хроники «Праздник труда» состоялась на открытии нового кинотеатра «Востоккино» в Москве 1 августа 1931 года. В продолжение некоторого времени «Праздник труда» демонстрировался в кинотеатре на коммерческой основе. В архиве Анощенко сохранился пригласительный билет, который свидетельствует, что 8 августа ячейка общества за пролетарское кино и фото при кинотеатре «Таганский» приглашала на дискуссионный просмотр цветного кино советского изобретателя, режиссёра Н.Д. Анощенко.

Архивные материалы, по которым мы восстановили историю появления первого хроникального отечественного фильма, впервые были представлены в Белгородском государственном литературном музее на выставке «Небо. Самолёт. Кино.», посвящённой 120-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Анощенко. При поддержке Министерства культуры РФ выставка получила статус передвижной, и в июне начался её путь по другим регионам России.




Справка БП

Анощенко Николай Дмитриевич (1894–1975) – известный авиатор и кинематографист. Родился в Белгороде в семье юриста. Учился сначала в мужской гимназии родного города, затем в московской, рано занялся авиамоделированием. В 1910 г. на первых в России состязаниях летающих моделей планеров в Москве занял призовое место и получил сереб­ряный жетон из рук председателя жюри Н.Е. Жуковского. Участвовал в Первой мировой войне, удостоен шес­ти боевых наград, в том числе ордена Святого Георгия.

5 мая 1917 г. первым в русской армии совершил прыжок с парашютом с привязного аэростата с высоты 720 метров. В советское время – начальник воздухоплавания Московского ­военного округа. В 1920 г. возглавил аэростатный отдел Авиадрома, совершил несколько полётов на аэростатах. Был организатором Всесоюзных соревнований по авиамоделированию, одним из основателей Добровольного общества друзей воздушного флота (ОДВФ).

В 1924 г. поступил в Московский институт кинематографии. Николай Анощенко – режиссёр девяти и оператор одиннадцати художественных и документальных фильмов. Оставил обширные машинописные мемуары с большим набором фотографий известных авиаторов и кинематографистов.


для комментариев используется HyperComments