Точно так почти 145 лет назад путешествовала по стране – из Санкт-Петербурга в Москву, Киев, Харьков – первая выставка художников-передвижников, членов Товарищества передвижных художественных выставок.
Их шестнадцать – как и в 1871 году. Они – живописцы, графики, дизайнеры, театральные художники, книжные иллюстраторы, мастера декоративно-прикладного искусства из Москвы, Санкт-Петербурга и Старого Оскола. «Разные сравнения» наших современников – посвящение художникам-реформаторам из позапрошлого века и их собственный полилог на тему искусства.
Открывшаяся в апреле в Старом Осколе выставка завершится поздней осенью в Москве. Около 100 работ – портреты, пейзажи, натюрморты, скульптуры, дизайнерские проекты на бумаге, книжные иллюстрации, макеты театральных декораций – погостят перед московской финальной точкой в Тарусе и Калуге.
Выставка близка по духу большому передвижному проекту Союза художников России «Россия». По словам куратора и дизайнера выставочного проекта, члена СХР Евгения Поликашина, около года экспозицию готовили в столице, а открыли в Белгородской области.
Старый Оскол, Валуйки и Белгород вошли в список городов, где будут экспонировать выставку, благодаря интересному обстоятельству: несколько лет назад сам Поликашин, по рождению москвич, приобрёл дом в Валуйском районе. Теперь он называет себя в какой‑то мере белгородским художником, а местные пейзажи не однажды обретали воплощение в работах Евгения и его супруги Людмилы.
«Пространство и время. Разные сравнения» – выставка, путешествующая не только во времени в аналогии с передвижниками – из 70-х годов позапрошлого столетия до наших дней – и по хронологии между поколениями, но и в пространстве: из города в город и сквозь творческие семьи и династии. Тому пример – супруги Евгений и Людмила Поликашины, Игорь и Татьяна Лукшт, Иван Миляев и Анна Ефимова и их сын Трифон, художница в четвёртом поколении Марфа Абакумцева.
Идея выставки, по мнению художников-экспонентов, – объединить в одном пространстве множество жанров и вовлечь в творческую беседу зрителей. Подчёркнуто белгородские пейзажи «Белые горы над селом Сухарево», «Тихая обитель» Людмилы и Евгения Поликашиных, книжные иллюстрации Андрея Никулина к «Одесским рассказам» Исаака Бабеля и «Философским повестям» Вольтера, отрисованный Анной Виноградовой Гарри Поттер (иллюстрации к роману Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»), портреты Марфы Абакумцевой («Портрет Марии Никоновой»), «Перформанс и инсталляция» и дизайнерские проекты Трифона Миляева Анны Виноградовой.
Совершенно органично в беседу вступают две старооскольские художницы – члены Творческого союза художников Москвы, директор Старооскольского художественного музея Елена Маркова с городскими пейзажами и брендом Старого Оскола – глиняной игрушкой, отражающейся на фоне пожилых домиков старого города, и главный хранитель музея Ирина Шаповалова с расписными, так похожими на жостовские подносами.
Елена Маркова расскажет позже, что «Разные сравнения» – не первое сотрудничество оскольчан с московскими художниками, плоды завязавшейся дружбы с Евгением Поликашиным. Его персональная выставка и выставки Ивана Миляева уже экспонировались в старооскольском художественном, а работы самой Марковой выставлялись в Московском общественном фонде культуры.
«Наша выставка – это и сравнение, и подобие, и даже некая провокация для нас, – говорит Евгений Поликашин. – Зрителю решать, что ему ближе».
Выставка завершится 25 августа.