• 57,47 ↓
  • 67,56 ↓
  • 2,16 ↓
22 февраля 2017 г. 18:04:53

Как песко-соляная смесь борется с гололёдом, а горожане – со смесью

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Сóлоный путь. Что делают с белгородскими дорогами, чтобы они не скользили
Фото Наталии Козловой

В давние времена соль в Москву и другие города везли обозами с крымских озёр. Путь, который лежал и через нашу область, получил название сóлоного. В наше время солёными дороги становятся регулярно – стоит прийти гололёду. «БелПресса» узнала, насколько это эффективно и как влияет на окружающую среду.

Всыпать как следует

У дорожников есть три основных метода борьбы с гололёдом: фрикционный, химический и комбинированный. Фрикционный – это когда для лучшего сцепления дороги с колёсами и ногами по ней что‑нибудь рассыпают. Классический вариант – просеянный песок без глины. Шведы смешивают его с очень горячей водой и разбрызгивают по асфальту – так песок прилипает к наледи и не уезжает вместе с колёсами. Чище получится, если сыпать мраморную или гранитную крошку: она не тянется за ногами и шинами, а весной её можно собрать специальными пылесосами, чтобы следующей зимой использовать заново.

При химическом методе используются вещества, растапливающие лёд и снег. Чаще всего это хлорид натрия (знакомая всем соль, только не очищенная пищевая, а техническая), хлорид магния (несъедобная соль, которая эффективнее топит лёд, но и приводит к коррозии машин) или другие реагенты.

Комбинированный метод предполагает использование смесей, которые и плавят лёд, и делают его шершавым. Их‑то и применяют в Белгородской области.

«У нас в регионе в основном используется песко-соляная смесь, – рассказал первый замначальника областного департамента ЖКХ Сергей Некипелов. – Запасы смеси у каждого муниципального образования определяются в зависимости от протяжённости улично-дорожной сети – тротуаров, дорог, проездов».

Иллюстрация Любови Турбиной

Готовь смесь летом

В белгородских дворах с гололедицей борются управляющие компании, а на территориях, прилегающих к магазинам, кинотеатрам, аптекам и другим учреждениям, – их собственники. За уборку наледи с улиц областного центра отвечает Белгорблагоустройство.

«По распоряжению главы города мы заготавливаем 30 тыс. кубометров смеси к зиме. Делаем 15 тыс. кубов смеси в соотношении 30 % соли и 70 % песка. Оставшаяся смесь – в пропорции 1:1, – говорит и. о. главного инженера этого предприятия Даниил Медведев. – Это традиционный способ борьбы со льдом. Присутствие песка в противогололёдной смеси создаёт абразив. Даже если температура опускается до –15…–20, когда соль не работает, песок не даёт скользить».

Очевидно, что двух одинаковых зим не бывает, поэтому иногда смеси уходит больше, а иногда её хватает с лихвой.

«Если смесь остаётся, то мы её возвращаем в наши запасы – составляем специальные акты. Она не пропадает», – поясняет Медведев.

Этой зимой в центре Белгорода установили 30 ярких зелёных коробов с жёлтыми крышками. Предполагается, что подсыпать песок под колёса своего авто из этого ящика может любой водитель. Контейнеры не портят плитку, а смесь в них защищена от дождя и снега.

Ящик с песком на улице Попова.
Ящик с песком на улице Попова.
Фото Наталии Козловой

Приготовить хороший микс очень важно. Не верите – можете почитать объявления: правильную смесь фасуют по пакетам разного объёма и продают за немалые деньги. А казалось бы, песок и соль.

«В этом году мы запустили новую установку, которая может смешивать любые сыпучие материалы: песок, соль, гравий, гранит. Там есть возможность регулировать количество компонентов. Мы можем готовить абсолютно любые пропорции, – рассказывает инженер. – Отдельно подвозим на нашу базу на ул. Серафимовича соль, отдельно – песок, и уже там работает спецтехника, которая загружает их в смесительную установку».

Когда компоненты хорошо перемешаны, они равномерно покрывают дорогу.

«Сам принцип нашей работы заключается в том, чтобы не допустить гололёд. Мы мониторим погоду, у нас есть ответственный, дежурная смена. Ещё снег не пошёл, а мы начинаем предварительную обработку от льда – посыпаем дороги песко-соляной смесью. Это важно делать, потому что снегопад может начаться, когда город будет стоять в пробке, и мы не успеем обработать дороги и поймаем лёд», – рассказывает Медведев.

У Белгорблагоустройства есть многофункциональные КамАЗы: спереди отвал чистит снег, сзади из резервуара рассыпается противогололёдная смесь.
У Белгорблагоустройства есть многофункциональные КамАЗы: спереди отвал чистит снег, сзади из резервуара рассыпается противогололёдная смесь.
Фото Вадима Заблоцкого

На уборку Белгорода после окончания снегопада даётся шесть часов. Обычно этого времени хватает, чтобы очистить основные дороги: узкие улочки, где техника не пройдёт, быстро чистить не успевают. В этой ситуации приходится использовать ручной труд. Особого регламента по работе с песко-соляной смесью нет, поэтому дворникам достаточно быть в спецодежде и перчатках.

Как правило, за машинами, убирающими снег, едут те, которые рассыпают противогололёдную массу. Эффективной обработке мешают автомобили, стоящие вдоль дорог и на тротуарах.

«Коммунальная техника не может проехать рядом с припаркованной машиной, нужна дистанция. Это влечёт так называемое заужение проезжей части: машина отстояла припаркованной и уехала, а неочищенное место осталось. Если его не успеть убрать вовремя, то снег чуть-чуть оттает, затем замёрзнет и появится очень серьёзная проблема. Её решить можно только тяжёлыми погрузчиками. Обычная снегоуборочная техника: КамАЗы с отвалами не справятся, – рассказывает Медведев. – На дорогах водители не пропускают спецтехнику, вклиниваются в колонну, моргают, чтобы им дали обогнать. Культура уважения к дорожным службам у нас отстаёт».

Едкий вопрос

Снежно-ледяные валы, получившиеся после чистки дорог и тротуаров, желательно вывозить до того, как они начнут таять. Это важно не просто с эстетической точки зрения, а чтобы солёная вода не вредила газонам, деревьям и кустарникам.

«Мы стараемся минимизировать вред. Дополнительно весной мы проводим комплекс мероприятий: культивируем газоны вдоль бордюра по всему городу, подсеваем семена, добавляем удобрения, чтобы почва восстановилась, кустарники тоже прикармливаем. Ещё весной добавляем удобрения в поливомоечные машины, и смесь, которая, возможно, осталась на кустарниках, смывается, – поясняет Даниил Медведев. – Раствор соли небезвреден. В любом случае он оказывает воздействие. Но если правильно ухаживать за обувью, мыть животным лапы сразу после прогулки, то вреда он не нанесёт».

Фото Вадима Заблоцкого

Кто реально страдает от соли, так это братья наши меньшие. Сильные реагенты могут обжечь им лапы, вызвать сыпь, раздражать дыхательные пути.

«Для того чтобы говорить, насколько смесь, которой обрабатывают дороги, вредна, необходимо заключение экспертизы по этой смеси. У нас его нет, – рассказывает ветврач Белгородской городской станции по борьбе с болезнями животных Александр Жихарев. – На моей практике случались повреждения мягких тканей на конечностях, сходные по картине с химическим или термическим ожогом. Какого характера – без лабораторных исследований никто сказать не может, но очень похоже на то, что животное походило по реагентам. Если реагент попадает на лапки, то они зудят, животное их лижет. Отсюда появляются случаи интоксикации: отравления, рвоты. Летальных исходов не зафиксировано».

Коты по своей природе очень аккуратны и весьма брезгливы – они будут обходить реагенты стороной, хотя, конечно, есть и исключения. Собака же идёт со своим хозяином одной дорогой и нередко по соли. Если вы видите, что тротуар обработали и с него никуда не сойти, то, если это возможно, хотя бы отправьте собаку идти по газону. После прогулки специалисты советуют тщательно мыть лапы своим любимцам. Собакам можно надевать ботинки. Также в ветаптеках продают специальный воск для защиты лап, его тоже нужно хорошо смывать после прогулки.

Фото Владимира Юрченко

Песко-соляную смесь также часто винят в том, что от неё портится обувь. Здесь хорошо помнить поговорку «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Некачественные нитки и клей, используемые для пошива дешёвой обуви, первыми приходят в негодность при контакте с солью и водой, и ботинки разваливаются буквально на глазах.

Поэтому покупайте качественную обувь – не важно, из натуральной кожи она будет или нет. Самый страшный вред, который нанесёт ей песко-соляная смесь – белый узор по периметру. Эту метку нужно убрать губкой, обувь просушить при комнатной температуре (не на батарее). После смазать обувь кремом или обработать спреем. Не забывайте наносить защитный крем или отталкивающий спрей перед прогулкой. Надев обувь с хорошей толстой подошвой с выраженным рельефом, вы сможете удержаться на ногах, даже если тротуар не обработали от льда.

Кстати, иногда на кожаной обуви соляные следы проступают сами собой, даже если не ходить по обработанному тротуару. Это может произойти, если шкура была выделана с применением солей. Избавиться от них можно так же, как и от следов реагентов.

Если с обувью всё просто – снял, высушил, обработал, то с машиной дело обстоит куда серьёзнее. Досаду водителей понять можно: с одной стороны, без соли и песка далеко не уедешь, с другой – коррозия разъедает кузов, гниют детали, шины приходят в негодность, да и сама машина вечно в грязной жиже – хоть мой, хоть не мой.

Но вот как раз мыть‑то машину нужно, и как можно чаще. Специалисты советуют особенно хорошо отмывать днище, колёса, арки. Также рекомендуют обрабатывать лакокрасочное покрытие машины после мойки специальным воском и не забывать о регулярной антикоррозийной обработке авто. И ещё один совет – держите хорошую дистанцию от машин, разбрасывающих реагенты.


для комментариев используется HyperComments