Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 декабря 2015, 14:47
 Елена Байтингер 3392

Сокровищница белгородских театров

Около 150 предметов театрально-декорационного искусства экспонируют в выставочном зале «Родина»

Сокровищница белгородских театров Фото Владимира Юрченко
  • Елена Байтингер
  • Статья

В 2015-м региональное отделение Союза театральных деятелей России отметило 60-летие. В завершение юбилейного года белгородские театральные художники, сценографы преподнесли подарок всем любителям театра: эскизы и макеты декораций, театральные куклы и костюмы, архивные фотоснимки и предметы реквизита представили в рамках выставки «Магия театра», открывшейся 22 декабря.

Редкая, удивительная, выставка-праздник – именно так характеризовали её и зрители, и сами организаторы, которым удалось в одном пространстве собрать около 150 работ художников драматического и кукольного театров, а также тех, кто находится в свободном плавании… Сразу два региональных творческих союза – театральных деятелей и художников – объединились для создания экспозиции, и неспроста: история обоих тесно связана.

Сами по себе произведения искусства

Выпускники Харьковского художественного института Марат Парахненко (1936–2005) и Александр Мамонтов (1928–2013), приехавшие в Белгород в 1962-м, стояли у истоков белгородского Союза художников. Мамонтов же стал первым главным художником нашего обновлённого драмтеатра. Впоследствии этот пост занимали и Парахненко, и Григорий Гритчин (все трое – заслуженные художники России).

За плечами у каждого – оформление нескольких десятков спектаклей на сценах российских театров. Для выставки их работами поделился Белгородский художественный музей: это эскизы декораций к «Операции на сердце» А. Софронова, спектаклю П. Павловского «Павел Пугачёв и его товарищи», «Дом» Ф. Абрамова (работы Мамонтова), «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Вдали от Родины», «Следствие начинается сегодня», «41-й», к сказке Л. Филатова «Про Федота Стрельца» (работы Гритчина), декорации к спектаклю Ю. Семенова «ТАСС уполномочен заявить» (1982–84), к спектаклю Б. Нушича «Госпожа Министерша», к спектаклю А. Фадеева «Разгром» (работы Парахненко) и др.

Марина Шепорнёва, ученица и преемница Марата Парахненко, которая после его ухода заняла должность главного художника Белгородской драмы, говорит:

«Они подходили к созданию эскизов прежде всего как живописцы. Их работы – сами по себе произведения искусства. В театральном эскизе главное – лаконичность и понятность образа: художнику нужно уловить суть произведения и различными художественными средствами его донести. И в этом они были настоящими мастерами».

  • Худрук белгородской драмы Виталий Слободчук.

Искусство устраивать сцены

В отличие от своего наставника Шепорнёва, пришедшая в театр из декоративно-прикладного искусства, предпочитает работать с макетами:

«Обязательно нужно соблюсти масштаб – это очень важно. Ведь уже на стадии его изготовления художник должен представлять взаимодействие актёра с пространством, определить, откуда он будет появляться, куда заходить, как перемещаться, – поэтому все проходы-выходы должны быть выверены буквально до сантиметра».

Макет декораций к спектаклю по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» – точная копия сцены в миниатюре: изящная беседка, крошечная лавочка, в центре – фонтанчик, по сторонам – гобеленовые ширмы с изображением пасторальных сцен. Не хватает лишь персонажей.

«Со стороны кажется, что ты в куклы играешь. А ведь на самом деле это тяжёлый, серьёзный труд, – говорит художница, рассказывая о работе над спектаклем. – Все макеты обязательно нужно показать режиссёру. И хорошо, если вы видите одинаково и приходите к общему решению. А если нет – придётся всё переделывать».

Создавать мини-миры художница может из всего, что попадётся под руку: в ход идут пенокартон, бумага, пластик, проволока, ткань, тюль, сетка, краски… И вот готово новое сценическое пространство: водружённые на вращающуюся основу кровать, ящики, бочки, дерево, опавшие листья и чердачные крыши – макет сцены для спектакля «Зимы не будет» по пьесе В. Ольшанского.

«То же самое в итоге мы воплотили на сцене. Только в спектакле листья с дерева падали всё время, и в центр падал луч света, чего в макете, к сожалению, не передашь. Но всё в масштабе – даже эти деревянные ящички!» – демонстрирует Шепорнёва.

В ноябре на сцене Белгородской драмы состоялась премьера спектакля по пьесе сербского драматурга Синиши Ковачевича «Сыновья моих братьев». Марина работала в том числе над костюмами главных героев:

«Спектакль военный, трагический. Но поскольку действие происходит не на Земле, а в каком-то потустороннем мире, то и костюмы я решила сделать необычными, почти белыми, вместо того чтобы буквально воспроизвести военную форму».

А показав изнанку» своей работы, Марина заманивает зрителей в театр – оценить, что же получилось в итоге:

«По сценарию актёры должны пройти как бы сквозь плотную стену. И как мне это сделать? Из каких материалов? Верёвки, резинки, ткань, сетка? Я просто измучилась. Но нашла выход. Какой – не скажу, пусть пока будет секретом. Приходите в театр – и увидите!»

Трудно с положительным героем

Первыми посетителями «Магии театра» ещё до официального открытия стали белгородские первоклашки. По словам директора выставочного зала Натальи Гончаренко, сотрудникам пришлось немного поволноваться за сохранность экспонатов. Несомненно, речь шла прежде всего о тех из них, что предоставил Белгородский государственный театр кукол.

Многие годы главным его художником работал Андрей Лукомский. Сегодня он много сотрудничает с разными театрами России, Европы и Америки (к примеру, в Тамбове он поставил «Гуси-лебеди», в Тольятти – «Машеньку и медведя», в Туле – «Серую Шейку», а в Америке – «Кто сказал мяу»). Оформив более 50 спектаклей, мастер признаётся:

«Выяснил, что сложнее всего сделать положительного героя. Как ни странно. Когда есть отрицательный персонаж, злодей, там понятно, за что зацепиться. А когда герой весь положительный – мучительно думаешь: что же вытащить из него? Получается, что он никакой: хороший, но никакой, его просто нет. И очень сложно это передать».

На выставке увидим его Церемониймейстера и Короля (к спектаклю «Золушка»), эскизы кукол к «Коту в сапогах», эскизы декораций к постановке «Петушок – золотой гребешок», эскиз сценографии к «Золотому ослу Насреддина», к «Снегурочке», «Холстомеру».

«Персонажи во многих произведениях одни и те же – медведи, волки, зайцы… И у зрителя срабатывает стереотип: он уже видел их в мультиках, других спектаклях, и, приходя в театр, ожидает снова увидеть нечто похожее. И мне, как художнику, каждый раз приходится искать новый образ, чтобы не было повторов, потому что нужно делать уже новый спектакль».

Представлены работы и Марии Браковенко, которая совместно с группой художников разрабатывала проект Куклограда и оформляла витрину театра (куклы в ней выполнены по её эскизам). «70 рассказов попугая», «Свинопас», «Пастушка и Трубочист», «Дюймовочка», гоголевские «Записки сумасшедшего» и «Нос», шекспировский «Макбет», опера Вагнера «Золото Рейна» – она работала и над кукольными, и над драматическими спектаклями:

«Однако в последнее время куклами почти не занимаюсь – разве что интерьерными», – признаётся художница.

Ольга Попова, Наталья Расковалова, Татьяна Ещенко, Андрей Климов – в экспозиции представлены работы 17 авторов. Увидеть их зрители смогут до 17 января.

В праздничные дни выставочный зал «Родина» будет работать 2, 3, 5, 6, 8, 9 и 10 января с 11:00 до 17:00. Выходные – 1, 4 и 7 января.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×