• 63,39 ↓
  • 68,25 ↓
  • 2,46 ↑
10 ноября 2016 г. 15:58:28

Почему в Белгородской школе № 44 дети много двигаются

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Сначала яблоки – потом гранит науки
Фото Вадима Заблоцкого

Несколько загадочное понятие – «здоровьесберегающие образовательные технологии». Вроде бы все слышали, но далеко не каждый представляет, что оно означает на практике. Да и не кроется ли в нём некоторое противоречие: разве может современная школа со всеми её нагрузками заботиться о здоровье детей?

Забегая вперёд, заметим: может, и пример тому начальная школа-детский сад № 44 Белгорода, которая вошла в число победителей всероссийского конкурса, оценивающего деятельность образовательных учреждений с точки зрения сохранения здоровья обучающихся. И потому именно в эту школу направились корреспонденты «Белгородской правды», чтобы понять, что же это такое – технологии здоровьесбережения?

Школа на Крейде

Для начала нужно сказать, что 44-я школа – учреждение не совсем обычное. Первых учеников она приняла шесть лет назад и уже успела заявить о себе победами на всевозможных конкурсах – городских, областных, всероссийских. Школа является инновационной и стажировочной площадкой по разным направлениям на муниципальном и областном уровнях. Привлекает внимание и формат учреждения, объединяющий начальную школу и детский сад. Как и его расположение – в центре одного из микрорайонов Крейды, промышленной и не самой благополучной с экологической точки зрения территории Белгорода.

«Забота о здоровье учащихся стала одной из основных задач с самых первых дней работы учреждения», – говорит директор начальной школы-детского сада № 44 Лилия Каширина.

Ещё на этапе её строительства Лилия Ивановна собирала статистические данные, характеризующие уровень и характер заболеваемости жителей микрорайона. Хотя окружающая среда, уточняет директор, не единственный фактор, влияющий на состояние здоровья.

Тогда уже она знала, что в школе и вокруг неё будет много зелени – цветов и деревьев и обязательно будет бассейн для дошкольников и учеников школы.

Одновременно Каширина набирала команду педагогов, таких же неравнодушных, как она сама. И сейчас, спустя шесть лет, Лилия Ивановна с гордостью заявляет:

«Каждый педагог, работающий в нашей школе, – личность».

А значит, есть все шансы вырасти личностями и у их подопечных – 265 учащихся 1–4 классов и 242 дошколят.

Лилия Каширина.
Лилия Каширина.
Фото Вадима Заблоцкого

Танцы и айкидо

Первым делом заглядываем в детский сад. Малыши подготовительной группы много знают о здоровом питании, могут на картинках различить вредные и полезные продукты. Вместе с воспитателем Инной Уманец складывают пожелание «Будьте здоровы!»: читать они тоже умеют.

В соседней младшей группе урок хореографии, его ведут педагог дополнительного образования Наталья Ефимова и музыкальный руководитель Ольга Жуковская. Музыкальные занятия обязательны во всех группах, а хореографией воспитанники занимаются по запросу родителей.

У второклассников – урок физкультуры: преподаватель Арман Гевондян организовал для ребят командную эстафету с фитнес-мячами, и восторгу нет предела.

«Дети обожают этого педагога, с нетерпением ждут уроков физкультуры», – говорит директор.

С нетерпением дети ждут и занятий по айкидо. Это боевое искусство малыши осваивают уже в детском саду под руководством тренеров Олега Бекетова и Татьяны Кравченко.

На минутку заглядываем на занятие к педагогу-психологу Ольге Шеиной. Сейчас больше внимания требуют первоклашки. Особых проблем с адаптацией нет благодаря преемственности между детским садом и школой. Однако нужно научить ребятишек преодолевать агрессию или желание всё делать только по‑своему – такие моменты неизбежны в классе, где много лидеров. Педагог-психолог работает по собственной программе «Дерево добрых поступков», которую успешно защитила на региональном уровне.

«Я стараюсь научить детей выражать негативные эмоции конструктивными способами», – говорит Ольга Шеина.

Молодой педагог понимает, что благополучная психологическая атмосфера в детском коллективе – основа физического и духовного здоровья.

Именно на такое благополучие направлены несколько её программ.

  • Занятие ведёт педагог-психоло Ольга Шеина.

  • Урок физкультуры ведёт Арман Гевондян.

  • Занятие Инны Уманец.

Тайна яблока по‑английски

А о чём разговаривает с детьми учитель английского языка Татьяна Вергун? Конечно, о яблоках! Тем более что в октябре в Великобритании отмечается неофициальный праздник – День яблока. Англичанам принадлежит и известное высказывание: «Яблоко в день – и доктор не нужен».

Ученики Татьяны Вергун знают не только о пользе этого замечательного плода, но и о том, что именно яблоко изображено на гербах Корочи и Валуек. Педагог в числе первых начала вводить региональную составляющую на уроках английского языка.

Кстати, именно этот фрукт стал символом начальной школы-детского сада № 44. Есть здесь ассоциации и с ньютоновым яблоком, и с яблоком Стива Джобса. Но главный посыл символа для школьников такой: «Сначала грызём яблоко, затем – гранит науки».

Обязательная составная часть современной школы – медицинский кабинет. У фельдшера Оксаны Кармазиной забот хватает. В сентябре обследовали всех учащихся с помощью медицинского комплекса «Здоровый ребёнок», данные внесены в электронные медицинские карточки. В течение всего учебного года ведётся профилактическая и диагностическая работа и к его завершению уже можно проследить динамику основных параметров здоровья детей. Вся эта информация доступна родителям.

Татьяна Вергун.
Татьяна Вергун.
Фото Вадима Заблоцкого

Обучение в движении

С самого начала в школе стали вводить элементы системы академика Владимира Базарного. Но прежде Лилия Каширина досконально изучила систему, прочитала массу литературы и съездила в Подмосковье для встречи с Базарным.

И теперь в 44-й школе есть конторки, офтальмотренажёры, массажные коврики, сенсорные кресты, экологические панно. Но главное – есть следование основному принципу системы Базарного: чем больше ребёнок двигается, тем лучше он себя чувствует и тем лучше он усваивает учебный материал. А потому в образовательный процесс органично вплетены хореография, народные и спортивные танцы, айкидо и таэквондо, футбол и карате, оздоровительное плавание, хоровое пение, динамические паузы на свежем воздухе, физкультминутки на уроках и активные игры на переменах.

Принцип «обучение в движении» наряду с медико-профилактической составляющей стал основой комплексной трёхлетней программы «Наше здоровье – в наших руках», которую учреждение представляло на всероссийском конкурсе.

Выполнение этой программы стало возможным благодаря налаженной системе межведомственного взаимодействия. Начальная школа–детский сад активно сотрудничает с медицинскими учреждениями города, с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, правоохранительными органами.

Секрет красоты

«Сейчас мы хотим расширить эту программу и больше внимания уделять просветительской работе», – говорит директор.

А значит, в скором времени будет разработан цикл лекций, в том числе и по темам, заявленным родителями. Здоровому питанию, вероятно, будет посвящена не одна беседа.

«Кормят в нашей школе хорошо, – говорит Лилия Каширина. – Спасибо комбинату питания ЖБК-1».

А школьная столовая даже становилась городской стажировочной площадкой для изучения опыта и обучения специалистов по питанию. Но ведь дети кушают не только в школе, замечает директор. Уже в садик порой приходят трёхлетки, приученные к макаронам с сосисками. Но воспитатели – народ изобретательный. У них даже простой кефир превращается в «специальное йогуртное мороженое», а после каши все девочки становятся красавицами и умницами, а мальчики – силачами и смельчаками.

Директор Лилия Каширина, по собственному признанию, сторонник гуманной педагогики, «Школы радости» Сухомлинского. Василий Александрович был убеждён, что только добротой можно воспитать настоящего человека. И здорового духовно и физически. Именно к этому стремится коллектив начальной школы–детского сада № 44 Белгорода.


для комментариев используется HyperComments