Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не только правильное произношение звука «р». А именно чёткую, размеренную речь, смысл которой не теряется в проглоченных окончаниях.
Игра звуков
Скороговорки – это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки чёткой дикции человека. Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Это весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают помериться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух.
Из глубины веков
На Руси скороговорки появились ещё в глубокую старину. Они помогали ребёнку быстрее освоить родную речь. Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора Владимир Даль, который опубликовал их в своей книге «Пословицы русского народа». Записи этих древних скороговорок отражают жизнь давно минувших веков. Многие скороговорки пришли к нам из глубины времён и являются элементом народного творчества. Благодаря им мы можем узнать, о чём велись разговоры в домах наших предков, ощутить колорит и особенности их языка: «Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд», «Из‑под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки». Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, построенные на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него.
Многогранность и универсальность
Вроде бы в скороговорках нет ничего необычного. Мы к ним привыкли с детства… Но если на них взглянуть повнимательнее, то перед нами откроется их многогранность, граничащая с универсальностью. Ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу. Тренировка дикции, то есть воспитание чёткой, ясной, членораздельной речи, необходима каждому ребёнку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития. Скороговорки могут стать вашим тренажёром для развития речевого аппарата. Помимо пользы в виде качественного развития речи и как следствие активизации работы головного мозга, что тоже нелишне в любом возрасте для продолжительной и осмысленной жизни, скороговорки доставляют невообразимое удовольствие и детям, и взрослым, являясь предметом задорного смеха, причиной непредвиденных комичных ситуаций, залогом замечательного настроения.
Не в тягость, а в радость
Скороговорки для детей были и остаются нелёгкими, но интересными играми. Попробуйте заниматься с ребёнком скороговорками хотя бы по 10–15 минут каждый день – и очень скоро увидите результат. Ваша последовательность в этом виде работы обязательно принесёт пользу для ребёнка. Освоить технологию применения этих игр и упражнений несложно. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
- не допускайте скуки во время занятий, постоянно подогревая интерес детей новыми творческими идеями;
- отложите занятие, если ребёнок расстроен, устал или хочет заняться делом, которое ему больше нравится;
- знайте меру и не перегружайте малыша. Помните, норма – понятие относительное;
- забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с ребёнком;
- искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами, добивайтесь того, чтобы занятия были не в тягость, а в радость. На одном занятии следует разучивать не больше одной скороговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время.
Тренируйтесь вместе с детьми
Работают над скороговорками для детей в такой последовательности:
1. Взрослый произносит скороговорку очень быстро и чётко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.
2. Теперь произнесите скороговорку в нормальном темпе. Спросите малыша: о чём она, все ли слова понятны.
3. Ещё раз закрепите правильное расположение органов артикуляции при произношении звука, часто повторяющегося в скороговорке.
4. Начинайте повторять скороговорку вместе с ребёнком в медленном темпе. Исправляйте малыша, если он неправильно произносит звуки.
5. Когда произношение закреплено, начинайте проговаривать предложение всё быстрее. Если у ребёнка возникают трудности, остановитесь пока на комфортной для него скорости произношения скороговорки.
6. Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется всё: машины, Интернет и, естественно, человеческая речь, что требует от нас ещё более высокой подготовки и глубоких знаний. Идти в ногу со временем или безнадёжно отстать от реальности дня – перед таким выбором стоим мы все.
Кстати
Для занятий с детьми можно использовать скороговорки, которые придумал белгородский журналист, краевед и писатель Борис Осыков. Его книжка так и называется – «Ровно сорок скороговорок».
1. Край, богатый мелом, – самый светлый на свете белом.
2. Предки смело и умело град поставили средь мела.
3. Постепи спешит гонец – светлый Северский Донец. Сын встречается с отцом: Дон сливается с Донцом.
4. На мелу село бело – белым снегом замело.
5. Белых лилий залив июль солнцем залил.
6. Сливы спели, спели, спели, так поспеть и не успели – их неспелыми поели.
7. Сова сове дала совет, не знал умней совета свет.
8. Чернохвоста, белобока громче всех трещит сорока.
9. Ах, сорока-белобока, у неё опять морока: хочет сосчитать сорока, сколько в небе облаков, сколько в поле сорняков.
10. Кукушка у лесной опушки считала Лушкины веснушки.
11. Пешеходный переход пешехода бережёт.
12. Чадо чудом уцелело – чемодан бананов съело.
13. Для шалуна Лёшки и для шалуньи Лушки спешат-спешат старушки в печи испечь ватрушки.
14. Чёрное в чане в чёрном чулане.
15. Руби дрова – топор остёр – и поскорей бросай в костёр.
16. Бобёр с бобрёнком на пригорке с утра зубрят скороговорки.
17. Сорок сорок стрекочет, сорок ворон их слушать не хочет. О чём стрекочет сорок сорок? О красоте скороговорок.
18. Белгородской тараторке нравятся скороговорки – белгородка тараторит, всех перескороговорит.
19. Ёж на пляже на часок иглы отложил в песок.
20. Носорога бегемот издавна терпеть не может – из‑за рога носорога зависть его гложет.
21. Сена – не Нева, не та синева.