Бесформатные девяностые
В советские годы областной радиокомитет радовал белгородскую детвору программой «Пионерский галстук». По сути, это была всё та же «Пионерская зорька», только в региональном преломлении. Программа продвигала идеалы ленинизма и рассказывала об идеальных пионерах, призванных служить примером белгородской ребятне.
В постсоветской России первопроходцем по части радиопроектов для детей и подростков стала радиостанция «Вавилон». Однажды воскресным утром 1996 года в эфире первой (и на тот момент единственной) FM-радиостанции областного центра появились белгородские школьницы Алина и Дарья.
Поначалу девочки хотели сделать хит-парад для подростков, но в итоге выбрали иной вариант. Программа «Музыкальная пирамидка» почти сразу обрела первых поклонников. В каждом выпуске юные ведущие говорили на какую-нибудь тему (любовь, животные и т. д.) и рассказывали увлекательные факты, которые собирали в умных книжках. Интернета на тот момент не было, поэтому девочки честно готовились к выпускам в библиотеке.
«Жёсткого формата в современном понимании у нас не было, – вспоминает тогдашняя ведущая Алина Певзнер. – Даже музыку мы могли подбирать какую угодно – от русского попа и зарубежного рока вплоть до советских бардов».
Параллельно с «Музыкальной пирамидкой» двое десятиклассников из Белгорода – Вадим Рязанцев и Катя Стефанова – запустили молодёжную программу «Музыкальный круиз», ориентированную на старшеклассников.
«Мы рассказывали о зарубежных группах и исполнителях, – отмечает Вадим Рязанцев, ныне возглавляющий службу информации «Дорожного радио». – Это сейчас всё доступно в википедиях, а тогда мы пользовались рубрикой «Рок-энциклопедия» в подростковом журнале «Ровесник» и рассказами о музыкантах из журнала «Саратога». Был интерактив с конкурсом: дозвонившиеся ребята отвечали на вопросы и получали от нас призы. Сейчас всё это привычные форматы, но тогда каждое нововведение воспринималось как нечто неординарное».
Обе программы прекратили существование в конце 90-х, когда не смену «Вавилону» пришла «Европа плюс». В формат столичной радиостанции самобытные белгородские проекты не вписались.
Сказочные двухтысячные
В 2000-е детский проект появляется в белгородском эфире «Радио России». В 10-минутной еженедельной программе «Светлячок» журналист Олег Денисенко предстаёт сразу в двух амплуа – Книгочея и Светлячка. Причём если роль Книгочея в диалогах он озвучивает своим обычным голосом, то для голоса Светлячка прибегает к помощи техники. Получается более тонкий, детский голосок.
Формат программы напоминает телепередачу «Спокойной ночи, малыши!». Два героя общаются в радиоэфире на свободную тему, задают вопросы на эрудицию и находят на них ответы, а затем слушают сказку. Часть сказок создатели программы тоже записывают по ролям сами.
Передача выходила около трёх лет и даже заняла второе место в конкурсе на лучшую радиопрограмму на Всероссийском фестивале медиапроектов для детей и юношества «Мир Бибигона», который состоялся в 2010 году в Твери. Но вскоре проект закрыли.
«В какой-то момент мы просто поняли, что проект исчерпал себя, – поясняет руководитель службы радиовещания ГТРК «Белгород»Оксана Быкова. – Мы перепели все основные детские песенки, рассказали уйму сказок и поняли, что дальше программа развиваться не будет».
Некоторое время на радио «Мира Белогорья» выходили сказки, которые готовила журналист Светлана Гайдар. Живые и остроумные истории про ёжиков, домовых, стеснительных жаб и синих мышек сейчас доступны в архиве программы в социальной сети «ВКонтакте».
Детский «Мир»
В силу дороговизны производства детские проекты на белгородском телевидении развития не получили. В начале 2000-х на телеканале «Магнит» около двух лет выходила детская программа «Шурики-Мурики». Кукольными персонажами – котом Муриком и мышонком Шуриком– управляла актриса Белгородского театра кукол Фаина Тазеева, а ведущей была журналист Наталья Филь.
«Программу мы делали почти на коленках, – вспоминает Наталья Филь. – Сами рисовали и клеили декорации, шили кукол, сочиняли тексты, организовывали конкурсы для маленьких телезрителей. Доходило до того, что вместе с Шуриком и Муриком мы выезжали в школы, на детские площадки, в парки».
Одна из основных идей Международного дня детского телевидения и радиовещания состоит в том, чтобы ребёнок сам попробовал себя в роли работника телерадиокомпании. На ТРК «Мир Белогорья» регулярно проводят экскурсии для школьников. Любопытной детворе показывают закулисье телеэфира и даже дают попробовать себя в роли тележурналистов.
Собственного детского производства на «Мире Белогорья» нет: слишком дорого и накладно. Впрочем, это не означает, что детских программ или мультфильмов на канале нет. Белгородские телевизионщики закупают у московских коллег лучшие передачи для детей и подростков, придирчиво выбирая такой контент, который не противоречит ценностям главного областного телеканала. В приоритете – продукция семейного православного телеканала «Радость моя», советские фильмы и анимация. По отзывам зрителей, из линейки собственно белгородских программ подрастающее поколение уважает программу «Ручная работа», ориентированную на любителей хендмейда.