• 62,90 ↑
  • 73,13 ↓
  • 2,39 ↑
23 января 2014 г. 15:25:15

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Сказка не должна кончаться!
Юрий Литвинов - белгородский поэт, прозаик, драматург. Фото Владимира Юрченко

Сегодня, 23 января, в Белгородском государственном литературном музее состоялся вечер-портрет «Сказка не должна кончаться...», посвящённый 60-летию белгородского поэта, прозаика, драматурга, сказочника, члена Союза писателей России, члена Союза театральных деятелей России, лауреата литературной премии «Прохоровское поле» Юрия Литвинова.

Юрий Литвинов ушёл из жизни 19 мая 2013 года... Полгода не дожил до своего юбилея – 3 января 2014-го... Ровесник Белгородской области и самый что ни на есть коренной белгородец, он, согласно русской пословице, где родился – там и пригодился. И немудрено, что, взяв из детства любовь к книге, склонность к фантазёрству и вкус к лицедейству (без посещения театрального кружка в городском Доме пионеров, разумеется, не обошлось!), Юрий пригодился и белгородской литературе, и Белгородскому театру кукол.

В «куклы» он пришёл в середине 1970-х актёром с неоконченным культпросветовским образованием. Что, впрочем, не помешало ему сыграть свыше 20 ролей – от Марианны в «Золушке» до Адама в «Божественной комедии», которую и по сей день театралы со стажем вспоминают с придыханием в голосе. Просто в те времена в молодом театре делали ставку не на мастеров и мастериц (да и где их было взять?), а на дерзкую, нахальную, жадную до интересной работы и впечатлений жизни творческую молодёжь...  Тогда же Юрий стал посещать занятия литературной студии «Современник», которую вёл поэт Игорь Чернухин.

«Уже в те годы стихи молодого поэта отличались выразительной оригинальностью мышления и свежестью поэтических образов», – напишет впоследствии в предисловии к сборнику своего ученика «Две книги стихотворений».

Работа в театре, первые литературные опыты, в том числе и драматургические, театром спровоцированные, привели Юрия Литвинова на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). Учился у настоящих мастеров советского кино: Николая Крючечникова и Аркадия Инина, а диплом с отличием  ему вручил председатель экзаменационной комиссии, известный драматург Виктор Мережко. Кстати, дипломную работу Юрия – киноповесть «Пух, или Беспечность потерпевших» – признали лучшей на курсе (она затем откроет авторский сборник «Происки прозы»).

Казалось бы: «В Москву! В Москву!». Но, как писал сам Юрий Литвинов, «…советский кинематограф приказал долго жить. В постсоветские кино и литературу в начале 90-х потянулось так много страшного и отвратительного, что я не на шутку испугался. И схоронился по недосягаемому для реальности адресу: Козявкин переулок, дом Единственный».

Где эта улица, где этот дом – хорошо знали друзья  Юрия: здесь, в белгородском предместье, собирались артисты, режиссёры, литераторы, художники… Здесь звучали стихи и песни, задушевные разговоры и яростные споры… Здесь рождались и воплощались самые сказочные замыслы…

«Дипломом подтверждённые навыки драматурга», как скромно и самоиронично аттестовал свои профессиональные компетенции Юрий, весьма кстати пришлись в тот период истории Белгородского театра кукол, когда труппу возглавила Ирина Лебедева – умный, тонкий, интеллигентный, широко образованный режиссёр. Именно она способствовала тому, чтобы талантливый драматург стал заведующим литературно-драматургической частью театра. Одной из первых пьес, написанных им для родного театра, стала «Кукляндия» – сказочное путешествие по кукольной стране, которая раскинулась по пяти континентам и населена куклами разных видов и конструкций. В театре теней разыгрывалась индийская сказка, марионетки знакомили зрителей с германской, а перчаточные куклы изображали театр русского Петрушки. И это только половина маршрута сказочных путешественников!

«Пьеса и спектакль как бы провоцировали театр на поиск и освоение новых приёмов кукловождения и шире – на поиски новой философии кукольного театра», – пишет об этой работе в книге, посвящённой истории Белгородского театра кукол, заслуженный деятель искусств Украины Ростислав Коломиец.

Фото из архива Юрия Литвинова.

С тех пор имя драматурга Юрия Литвинова регулярно появляется в афише Белгородского театра кукол – всего здесь поставили 13 его пьес и интермедий. Пробовал себя он и в режиссуре, писал тексты песен для спектаклей. Большая заслуга принадлежит Юрию Литвинову в поиске произведений современной драматургии для театра кукол и создании архива театра, в организации таких масштабных театральных акций, как Международный фестиваль «Белгородская забава» и гастрольный тур-фестиваль театров ЦФО «Майская карусель», празднование дня сказочника и проведение в театре мероприятий традиционной Недели детской книги...

Кино, театр, литература – на перекрёстках этих искусств в творчестве Юрия Литвинова возникали «странные сближенья». Яркая, зримая образность, сочность красок его прозы рождают в воображении читателя почти кинематографические картинки. А для оформления сборника стихов поэт предложил художнику идею – разместить на полях каждой нечётной страницы книги изображение пёрышка. При быстром перелистывании возникал эффект анимации, постепенного движения пёрышка – с небес к земле. «Ну хотя бы таким образом я отдам дань своему киношному образованию!» – шутил по этому поводу Юрий.

Талантливый актёр, он и свои стихи читал не так, как обычно читают поэты – нараспев, повинуясь поэтическому ритму и музыке. Он преподносил текст иначе: в многообразии выразительных интонаций, пауз и прочих актёрских «фишечек». Артистизм натуры Юрия Литвинова проявился и в истории с литературной мистификацией, когда в одной из белгородских газет он опубликовал цикл стихотворений от имени Анны Ярвиной, сельской учительницы.

А цикл русских хокку другой литвиновской ипостаси – Ли (Литвинов) Юм (Юрий Михайлович)-И! Литературная забава – писать трёхстишия в духе японской поэзии – родилась в среде молодых белгородских поэтов в начале 1980-х годов. Но именно Юрий решил придать этой игре характер если не серьёзных поисков, то хотя бы ученических изысканий и стал соблюдать законы японского стихосложения в русской транскрипции. Опыты сочинения хокку и танка (пятистиший) воплотились в изысканной по форме и содержанию книге под названием «Три ри», что в японской традиции означает жизненный путь человека.

Появлению цикла «почти сказок» Юрия Литвинова способствовала его дружба с газетами «Смена» и «Белгородские известия». В течение нескольких лет автор дарил читателям добрые, светлые и мудрые новогодние истории. Сюжет самой первой из них – «Пленительная роль, или Капитуляция действительности» – конечно же, взят из «ёлочных» будней артистов, хорошо знакомых семье сказочника и кукольницы Литвиновых. Но преображённый фантазией сказочника рассказ об актрисе в роли Деда Мороза становится притчей о волшебной силе искусства. Той самой силе, что заставляет поверить в чудо не только маленьких зрителей, но и того, кто «работает волшебником». Той самой силе, что заставляет капитулировать унылую, неприглядную, «неудачную» действительность...

Сотрудничество Юрия Литвинова с белгородскими СМИ не ограничивалось публикацией художественных произведений: регулярно появлялись на страницах местных газет его рецензии на спектакли и фильмы, зарисовки о людях театра, о выставках и художниках (со многими из которых его связывала многолетняя дружба). И всегда его материалы были образцом единства формы и содержания, оригинальности авторского стиля и высокого отношения к слову... Наверное, такого же отношения к слову искал он у молодых, поэтому так увлечённо работал в составе жюри фестивалей авторской песни и поэзии. И когда находил среди графоманского шлака проблески поэтической породы, немедленно звонил друзьям-журналистам: «Знаешь, мне тут встретились интересные стихи. Прочти, если не затруднит...»

…Пока ещё трудно привыкнуть к мысли, что никогда в телефонной трубке не услышать его высокий, звонкий, с мажорными интонациями голос: «Добрейший день, весёлая минутка! Как поживаете, сударыня? Кажется, давно мы не озорничали!» И не последует предложение придумать какой-нибудь сумасшедший проект, который уж точно заставит капитулировать действительность и поверить в то, что сказка не должна кончаться...


для комментариев используется HyperComments