11.12.2016, Воскресенье 16:47
  • 63,30
  • 67,21
  • 2,45
19 июля 2015 г. 15:04:55

Белгородский фотограф и путешественник экспонирует 70 фотофактов о стране, которую мы не знаем

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
«Северная Корея»: под солнцем социализма
Фото Алексея Германа

2015-й объявлен Годом дружбы между Россией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Одна из официальных причин такого решения – 70-летие освобождения Кореи от Японской империи и победы во Второй мировой войне. Этим датам известный фотограф Белгорода Алексей Герман посвятил новый выставочный проект «Северная Корея».

Далёкое делает близким

Проекты Германа не только фотографические. Они содержат и страноведческий потенциал. Европа, Азия, Африка, Антарктида, архипелаг Шпицберген, остров Гренландия, Южная Америка... – мастер создаёт их в своих путешествиях по миру и с 2007-го показывает нам удивительные места планеты, их уникальные лики, их неповторимую культуру.

Последнее из его странствий случилось в сентябре 2014-го. Тогда он оказался в Северной Корее – заповеднике социалистических идей особого вида (чучхе), до сих пор претворяемых в жизнь. За железный занавес Алексей попал благодаря товарищам-путешественникам. Они предложили отправиться в КНДР и помогли получить необходимые документы. Фотограф не раздумывая собрался в путь. И за 15 дней преодолел свыше 1 700 км по восточной стране. Сделал здесь тысячи разножанровых снимков: панорамы пейзажей, архитектурная фотография, жанровая и репортажная съёмка, групповые и индивидуальные портреты...

Для проекта мастер отобрал 70 лучших образцов. Как и всегда, выставка получилась хорошо продуманной, концептуальной, стильной. Вот только через несколько дней её автор получил приглашение от Ивана Чурсина, директора Центрального академического театра Российской армии, представить эти фотографии в Москве, в пространстве его театра. Здесь её экспонировали в течение месяца. За это время публикации о проекте появились в крупных южнокорейских СМИ: газете «Чжунган Ильбо» и информагентстве «Ньюсис», которые назвали Германа самым известным русским фотографом в Корее. Сегодня «Северная Корея» доступна белгородским зрителям.

Витрина идей Чучхе

В столицу Северной Кореи Алексей прилетел в составе совсем не большой группы из четырёх персон. В аэропорту Пхеньяна прошёл довольно пристальный контроль, но ничего из его личных вещей не изъяли. Говорят, обычно просят отдать мобильники и GPS-навигаторы.

«Мобильник у меня не отобрали. Но он всё равно был бесполезен – связь отсутствовала. Долго меня осматривали ещё из-за фотоаппаратуры. Оно и понятно: личность фотографа привлекает здесь особое внимание. Зная об этом, я взял минимум техники: вместо привычных 25 кг – только 8», – комментирует автор выставки.

Северокорейская практика заключается и в том, что к каждому прибывшему иностранцу прикрепляют одного или нескольких русскоговорящих гидов. Те повсюду сопровождают туриста и следят за тем, чтобы он не нарушил их многочисленных правил: не фотографировал то, что не положено, не заходил в магазин, не покидал один гостиницу, не сбивался с установленного маршрута... Германа и его спутников встретили Ким и Сун. Вместе они первым делом отправились в гостиницу – 47-этажную «Янгакто», расположенную на маленьком островке Рунгра, окружённом водами Тэндонгана. Многие городские панорамы «Северной Кореи» сняты отсюда.

  • Алексей Герман расказывает о выставке в галерее «Русское фото».

  • Городская панорама. Река Тэндоган.

  • Ночной Пхеньян.

«Что касается коммуникаций в гостинице, по телевизору можно было посмотреть множество каналов, в том числе и международных. Но, подозреваю, местным они не доступны. Интернета, правда, нет, вместо него – интранет. Примерно в шесть утра мы были уже на ногах. Завтрак. В машину – и в дорогу. День проходил очень насыщенно. А вот засыпал Пхеньян рано. Нам пришлось войти в этот ритм. Ведь для иностранца бесполезно пытаться куда-то выйти вечером, тем более – ночью. Не разрешено. Да и куда пойдёшь, будучи на изолированном острове...» – рассказывает Алексей.

В КНДР ваш ежедневный маршрут организуют за вас. Вы видите ровно столько, сколько позволено – такая заранее сформированная и уготованная картина мира. Впрочем, даже в подобной ситуации всё индивидуально. Кто-то всё равно выходит за рамки допустимого. Скажем, Герман фотографировал то, что считал нужным. И в этом смысле стеснённым себя не чувствовал.

«О 70 % сделанных мною снимков гиды просто не знали. Один из самых в этом смысле сложных кадров – военные на грузовике. Людей в форме фотографировать запрещено (между тем около 10 % населения – военные – прим. авт.). Сложность заключалась и в условиях съёмки. Делал [снимок] на противоходе: мы ехали в одну сторону, они – в другую. Скорость составила около 140 км/ч. Вы видите кадр таким, каким он был запечатлён», – поясняет фотограф.

Пока его «охрана» спала, Алексей сфотографировал и строительство гидроузла. Нехватка электроэнергии – одна из проблем Северной Кореи. Решают её создавая каскады гидроэлектростанций на крупных реках.

«Здесь, как и в других сферах в КНДР, превалирует ручной труд. Механики совсем малая доля. Зато много красных флагов и лозунгов. Но больше всего меня поразила история строительства дамбы между Жёлтым морем и Тэдонганом в 15 км от города Нампхо. Она была необходима – раньше морская вода смешивалась с пресной. И вот её проект разработали местные учёные. Строили вручную. Длина дамбы – 8 км, высота – 45 м. Непостижимо», – приводит факты Герман.

  • Военные на грузовике.

  • Строительство гидроузла.

Праздник корейских улыбок

В экспозицию вошли снимки с парада в честь победителей XVII Азиады – мультиспортивных Азиатских игр 2014. Стартовали они 19 сентября в южнокорейском Инчхоне. Спортсмены КНДР завоевали 11 золотых медалей. Весь Пхеньян ликовал. Одетые в красивые традиционные костюмы, исполняющие национальные танцы, миллионы людей приветствовали своих героев. Алексей запечатлел их искренние улыбки, их счастье. Удалось ему сфотографировать и Ри Джонгву. Тяжелоатлетка в категории «до 58 кг» завоевала золото и теперь, стоя там, перед своим народом, плакала. И, возможно, грань между фасадом и реальностью в этой стране уловить сложнее, чем где бы то ни было, именно это событие – жизнь как она есть.

«Я не увидел и тени наигранности на их лицах. Моё ощущение в тот момент – подлинная радость очень сплочённой нации», – делится фотограф.

  • Ри Джонгва.

Из Ивовой страны в пантеон вождей

На изумительных панорамах Пхеньяна – блочно-панельные коробки, широкие полупустые проспекты, мосты через речную ленту Тэндогана и, безусловно, миниатюры главных достопримечательностей столицы... Скажем, 105-этажная гостиница «Рюгён» – 330-метровый фантастический пирамидальный осколок, врезавшийся в городской ландшафт. Рюгён, или Ивовая страна – именно такое имя носил город в Средневековье. Спустя века он превратится в Пхеньян («уютную местность»), а по духу – в пантеон вождей.

«В северокорейской архитектуре встречаются и буддистские храмы, и католические, и протестантские костёлы, и православные соборы. Скажем, в 2006-м по инициативе Ким Чен Ира в Пхеньяне возвели Храм Живоначальной Троицы (в каталоге выставки есть портрет северокорейского православного священника оттуда – прим. авт.). Но, понятно, главные архитектурные объекты здесь сотворены именно во славу Ким Ир Сена и Ким Чен Ира», – поясняет Герман.

Вот на снимке – обзор площади имени Ким Ир Сена (главной, разумеется, в северокорейской столице). Снято со здания Национальной библиотеки КНДР. На заднем плане – один из самых старых и главных памятников Северной Кореи: башня идей Чучхе. Возвышается она на 170 м. А на самой её вершине – факел. Вот – Кымсусанский мемориальный дворец Солнца, или Мавзолей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

«Оттуда, разумеется, никаких кадров нет. Внутри мавзолея всё предельно жёстко регламентировано. Дресс-код и недопустимость съёмки», – говорит фотограф.

  • Православный священник.

  • Акробаты Национального цирка в Пхеньяне.

А вот – отлитые в бронзе и ослепительно сверкающие на солнце политические лидеры восстали на 30 м (кстати, данные эти разнятся), и снизу кажется, что их головы подпирают небесный свод. В этот скульптурный ансамбль входят и огромные фигуры военных и простых тружеников – изображение борьбы корейского народа протянулось на 200 м. За этим «Большим монументом» на холме Мансудэ расположен Музей Корейской революции.

На фото виден и фрагмент гигантской настенной мозаики (70 × 13 м), из которой складывается изображение священной горы Пэкту – с высочайшей точкой над уровнем моря 2 750 м. Туда, где в годы Второй мировой размещалась ставка корейского партизанского командования (по официальной версии, место рождения Ким Чен Ира – прим. авт.), Алексей и отправился.

Сказки северокорейской природы

«За последние десять лет мы первые из иностранцев, кто ступил на земли вблизи потухшего вулкана Пэктусана. Конечно, много отдали, чтобы туда слетать. Но это чудо точно того стоило», – удивляет белгородский путешественник.

  • Буддийский храм в заповеднике.

  • Пещера Рёнмун.

Побывал фотограф и в Кымгансане – Алмазных горах на юге КНДР. Их гряда протянулась на сотню километров в сторону демаркационной линии и границы с Южной Кореей. И в Мёхянсане – «горах таинственного аромата». Здесь Алексей спускался в пещеру Рёнмун с её красиво подсвеченными каменными цветами – сталактитами, сталагмитами и сталагнатами. Пешими туристическими тропками прошёл он по территории этих уникальных биосферных заповедников, прекрасных национальных парков.

Живописные виды, маленькие водопады, горные озёра и термальные источники, хвойные леса, древние буддистские монастыри – сегодня, созерцая «Северную Корею», мы открываем для себя великолепие природы этой страны, существующую в своей первозданной гармонии как будто вне времени.


для комментариев используется HyperComments