Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 января 2016, 17:31
 Беседовал Вячеслав Кобзарев  5775

Сергей Курганский: Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Начальник регионального управления культуры рассказал «Белгородским известиям» о ценности народных традиций и диалога с молодёжью

Сергей Курганский: Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе Сергей Курганский. Фото Алёны Антоновой
  • Беседовал Вячеслав Кобзарев
  • Статья

Состояние отечественной культуры – одна из главных проблемных тем современности. Начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский рассказал нам не только о том, как он связал свою жизнь с этой отраслью, но и о многих других вещах: какие задачи стоят перед региональной сферой культуры, зачем каждому району нужен фестиваль и кого можно считать по-настоящему культурным человеком.


Логичное переплетение

– Сергей Иванович, какие вехи определяют вашу жизнь?

– Родился я в Белгороде. И, на мой взгляд, приход в сферу культуры был предопределён ещё в детстве, когда я поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. И первая запись в моей трудовой книжке – преподаватель музыкальной школы № 1. После музучилища поступил в Белгородский государственный педагогический институт (ныне БелГУ) на факультет русского языка и литературы. Был ленинским стипендиатом (получал 90 рублей в месяц) и вечерами работал по совместительству преподавателем в музыкальной школе. Получив диплом, преподавал на факультете иностранных граждан, полтора года армии. Именно армия научила меня в прямом и переносном смысле держать удар. 18 лет руководил отделом культуры Белгородского горисполкома.

В 1995 году, работая в городском управлении культуры, защитил диссертацию, посвящённую ценностным основам современного культурного процесса. Сейчас преподаю культурологию и мировую художественную культуру в Белгородском государственном институте искусств и культуры (БГИИК). К этому вузу у меня особые чувства: шесть лет, с 2002 года, был его ректором, защитил докторскую, стал профессором. А в 2008 году возглавил управление культуры области.

– Ваш жизненный путь – это призвание или стечение обстоятельств?

– Любая жизнь – это переплетение призвания и обстоятельств. В моём случае больше превалировало призвание. С одной стороны, организаторская стезя – заместитель секретаря комитета комсомола в музыкальном училище, секретарь факультетского комитета ВЛКСМ в пединституте. С другой стороны, музыкальная линия жизни была со мной всегда. И потом всё логичным образом переплелось. Я доволен таким совмещением.

Две стороны

– Вы курируете сферу, которая, казалось бы, с трудом поддаётся администрированию. Каким образом в вас уживаются чиновник и деятель культуры?

– Как ни парадоксально, но в нашей отрасли нет ничего сверхъестественного в плане административного процесса. Конечно, творческий аспект присутствует: при утверждении концертной программы творческого коллектива я наравне со всеми членами экспертного совета обсуждаю его номера, выступления, сцены. Высказываю своё мнение, но настаивать не могу, не имею права. Для сравнения: в советские времена ансамбль в ресторане должен был иметь 70 % отечественного репертуара и только 30 % – зарубежного. И раньше музыканты не имели права отступить от этих пропорций, таково было предписание. Сегодня же управлять культурным процессом – значит предвидеть его динамику, планировать, быть координатором.

С другой стороны, управление в сфере культуры – это создание благоприятных условий для творческого процесса. В первую очередь это материально-техническое состояние учреждений культуры, укомплектованность штатов, соблюдение финансовой дисциплины. А вот здесь уже нужна твёрдая рука, и не стесняюсь порой быть и жёстким, и авторитарным.

Вот два аспекта культурного процесса. Творческий – деятельность артистов, использование их таланта, образования, опыта. И административный – создание благоприятных условий для их работы. Друг другу они не противоречат и во мне вполне уживаются. Правда, есть и ещё один момент – социальная ответственность художника. И свобода творчества имеет свои границы. Особенно это важно, когда речь идёт о публичном пространстве. И для государства важно, что и как здесь происходит. Принципиально, что власть в культуре должна не только выполнять регулирующие функции (другие и более демократические, чем в советское время), но и финансировать творческий процесс, помогать ему материально и методически. И министр культуры Владимир Мединский хорошо сказал по этому поводу: «Пусть у нас на клумбе культуры растут разные цветы, но государство должно поддерживать и поливать те, которые дают хорошие, добрые всходы и полезны для нас».

Фестиваль «Маланья».
Фестиваль «Маланья».
Фото Вадима Заблоцкого

Культурный код

– Ваше мнение о месте и роли современной российской культуры в духовной жизни общества и государства? И как должна воздействовать на человека региональная культура?

– В эпоху глобализации у каждого нормального человека и у любого государства есть закономерное и глубинное желание – сохранить свою национальную идентификацию. Слепое следование штампам ведёт к потере своего национального лица: теряется генетическая связь с историей, предками, пресекается преемственность культуры.

Каждый регион имеет свои особенности, свой культурный код, свою изюминку. Сейчас управление работает над тем, чтобы каждый район смог уловить и выразить свою культурную самобытность. Этим делом мы стали заниматься три года назад. И в результате появился культурный календарь, в который включили более ста уникальных событий. Например, фестиваль «Я – русский крестьянин» в Волоконовском районе. Грайворон традиционно славен своими хороводами, и мы помним массовый хоровод, попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Можно отметить разработку и воплощение фестивалей веника и клубники в Валуйском районе. Наша задача – передать грядущим поколениям самобытный культурный код нации.

Два года назад зародилась инициатива, которую можно обозначить термином «культура online». Ежемесячно, по выходным, управление организует творческий десант в один из районов, сразу на 15–20 культплощадок – это районные и сельские ДК, актовые залы учреждений и учебных заведений. Кстати, у нас в области порядка 750 учреждений культуры. Благодаря инициативе губернатора на сегодня они почти полностью капитально отремонтированы.

В такой десант отправляются все творческие силы нашей филармонии, театров – драматического и кукол, особо отмечу участие коллектива БГИИК с его креативной и красочной программой. Подключаются региональные отделения Союза писателей и Союза художников России. Интересно, что полотна наших земляков – обычно 30–40 картин – находятся в местной экспозиции целый месяц и потом переезжают в другой район.

В рамках программы «Культура online» мы открыли и виртуальный концертный зал. Сейчас в восьми районах может идти прямая трансляция из Концертного зала имени Чайковского. Представляет огромный интерес и проект «Театральная провинция» с участием столичных театров («Ленком», Московский художественный театр имени Чехова, «Современник» и другие), где идёт демонстрация живых спектаклей. Ещё одна инициатива – запись на дисках творческих коллективов белгородской филармонии.

– По вашему мнению, в чём заключается изюминка Белгородской области в культурном плане? Чем мы сильны и уникальны?

– Самое главное: у нас в Белгородской области живёт сельская культура. Трудно назвать другие регионы, где бы ещё сохранилась народная культура в глубинке. Ну и каждое шестое учреждение культуры в регионе – это модельный культурный центр. Это наше ноу-хау. Модельный дом культуры – это передовой стандарт со всем арсеналом современных культурных средств. Это информационные услуги, целый ряд творческих коллективов и специалистов по разным направлениям, расширенный штатный состав. Сейчас у нас 140 модельных ДК.

Другое направление – это формирование культурных брендов наших районов, когда частью культурного образа той или иной территории становятся самобытные творческие коллективы со своим народным, старинным репертуаром.

– Как помогает регионам министерство культуры?

– Сейчас министерство участвует в софинансировании строительства центров культурного развития. В нашей области они уже открыты в Валуйках и Шебекино. По формам работы, оснащению, методическому сопровождению они ориентированы на молодёжь. Главная наша задача – найти наиболее оптимальные формы и методы культурного процесса, которые были бы интересны для молодёжи. В противном случае через 10–15 лет все дворцы культуры будут стоять пустыми. Разумеется, мы не можем этого допустить.

Жить в диалоге

– Можете ли вы согласиться с распространённым мнением о том, что сегодня культурная сфера находится в упадке? Если да, то где это проявляется больше и что с этим делать?

– Главную проблему я назвал – нам нужен диалог с молодыми людьми. Надо искать новые подходы для повышения интереса молодёжи к своей культуре, укреплению связей между поколениями. Если работа учреждений культуры будет отвечать запросам нашей молодёжи, значит, государство проводит правильную политику. Если этого не будет – печально. Надо вспомнить знаменитые слова Пушкина: «Люди всегда недовольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее цветами своего воображения».

– Какое содержание вы вкладываете в понятие «внутренняя культура»? Какой человек для вас культурный, а какой – нет?

– Мне кажется, что понятие «культурный человек» предполагает наличие определённого уровня общей культуры. Нравственную планку – когда человек не может сделать плохо другому человеку, заставить его страдать, когда есть моральное отторжение всего подлого и низкого. Это библейская заповедь: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. И, на мой взгляд, человек с внутренней культурой – это человек с врождённой интеллигентностью. Может быть, рабочий человек, который не знает искусство Возрождения, не является знатоком прозы и поэзии золотого и серебряного веков, но он интеллигент по своей природе. Деликатность является обязательным условием внутренней культуры.

– Когда у вас появляется свободное время, как удаётся его использовать?

– Мы с женой три раза в неделю посещаем спортзал, чтобы быть в тонусе. Я с детства люблю читать и при всей загруженности стараюсь час в день уделять чтению хорошей книги – это замечательный отдых и соприкосновение с умной мыслью и словом. Среди недавно прочитанного книги: «Сын человеческий» Александра Меня, «Несвятые святые» епископа Тихона (Шевкунова), «Обитель» Захара Прилепина, «Мифы о России» Владимира Мединского. Когда ухожу в отпуск – перечитываю книги, запавшие в душу. И новые, и старые, проверенные временем. Читаю медленно и смакую каждую фразу. И наслаждаюсь слогом, образами, темой. Только так могут читаться Пушкин, Лермонтов, Чехов, Бунин, Куприн, Булгаков и другие корифеи русского слова.

– Сергей Иванович, пожалуйста, расскажите о своей семье.

– Моя семья тоже связана с миром культуры. Жена закончила консерваторию и преподаёт фортепиано в институте искусств и культуры, кандидат педагогических наук. Сын закончил исторический факультет БелГУ, магистратуру БГИИК и является кандидатом философских наук. В настоящий момент руководит Центром молодёжных инициатив. Я горжусь, что его избрали членом Общественной палаты России. Дочь работает в БГИИК, защитила диссертацию и стала кандидатом наук. Мне нравится, что они занимаются своим любимым делом и трудятся в такой удивительной сфере, как культура. И главное моё богатство – одна внучка и два внука.

– Можете ли вы себя назвать счастливым человеком?

– Конечно! У меня прекрасная семья: жена, дети и внуки. Великий Толстой говорил, что счастлив тот, кто счастлив у себя дома. И у меня есть любимая работа, которой я посвятил половину жизни. Поэтому могу сказать с радостью: я – счастливый человек!


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×