11.12.2016, Воскресенье 01:24
  • 63,30
  • 67,21
  • 2,45
5 сентября 2016 г. 15:13:20

Нужны ли Белгороду ночные маршруты

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Семеро одного не ждут
Фото Вадима Заблоцкого

Белгород никак не назовёшь городом с активной ночной жизнью: круглосуточные магазины и ночные клубы можно по пальцам сосчитать, редкие массовые мероприятия заканчиваются максимум в 23:00, и как раз на них общественный транспорт дежурит. К тому же растущий парк собственных автомобилей, транспорт предприятий, доступность такси, в конце концов, говорят не в пользу регулярных поздних рейсов общественного транспорта.

Для тех, чья работа заканчивается ближе к полуночи, эти аргументы не аргументы.

«Я работаю в супермаркете, вторая смена у нас заканчивается в 23:00. Есть автобус, который едет в 23:10, иногда я успеваю на него, а если задерживаюсь, то тогда только на такси, – рассказывает Ольга. – От работы до дома поездка обходится в 140 рублей. Вот и считайте: 10 вторых смен – это 1 400 рублей, дороговато выходит. Мы ставили вопрос перед работодателем о развозе в ночное время: компания большая, могла бы себе это позволить. Нам сказали, что это ваши проблемы, а если кто‑то не может сам доехать домой, то мы найдём тех, кто сможет. На этом вопрос был закрыт».

Аналогичная ситуация у Олеси и её коллег. Они работают в бутике до 22:00 и говорят, что приходится ждать на остановке по 30–40 минут. Эти люди обеими руками за ночные автобусы.

Не оправдали доверие

Три года назад, когда в Белгороде активно реформировали общественный транспорт и выводили на линии новые красивые и вместительные автобусы, обещали и этот вопрос решить. Ночное движение планировали по основным направлениям, пересекающим город вдоль и поперёк: от аэропорта до улицы Есенина, от ж/д вокзала до Болховца и до аэропорта, от Энергомаша через Крейду – на Разумное. Автобусы ездили всего несколько дней, после чего в автопарке подсчитали, что пассажиров мало и это нецелесообразно.

«Сейчас в городе один ночной маршрут 1Н (ночной), – рассказывает начальник службы эксплуатации «Городского пассажирского транспорта» Алексей Тихонов. – Последний автобус отправляется от аэропорта в сторону Харьковской горы в 23:10. Он следует по проспекту Б. Хмельницкого и через Харгору возвращается в центр. Заезд в парк – в 00:30. Мы пробовали пустить четыре маршрута, но пассажиров очень мало, а мы предприятие, которое должно зарабатывать. Единственный наш источник дохода – это плата за проезд».

По его словам, тариф 15 рублей экономически необоснован и сильно занижен, однако само предприятие не может менять цены, поскольку их устанавливает правительство области. Последний раз тарифы поднимали три года назад, тогда стоимость подскочила сразу вполовину: с 10 до 15 рублей (это к вопросу о том, что если в вечернее время общественный транспорт будет не 15, а, например, 30 рублей). Тихонов уверен, что и тогда убытки будут выше прибыли, – людей на остановках в это время очень мало.

Муниципальный автопарк регулярно исследует изменение пассажиропотока. Пускают дополнительные автобусы и троллейбусы в определённое время, извещают об этом горожан через СМИ и объявления в транспорте. Пару недель наблюдают, сколько пассажиров ездит и есть ли экономическая выгода оставлять маршрут в расписании. Это нужно и для формирования планов по выручке, и для составления расписания, и чтобы установить интервалы движения.

«Пассажиропоток изменяется и по сезону, и по времени суток, – продолжает Алексей Тихонов. – Начиная с середины июня и до середины августа людей почти нет: все в отпусках, и интервалы движения в межпиковые часы, в том числе и после 20:00, максимальные – больше 20 минут. Но и в другое время года после восьми вечера пассажиропоток минимальный».

 

Бесперспективняк

Кроме муниципального, есть частный перевозчик – «Белкомтранс». Компания работает на 18 городских маршрутах и 39 пригородных, и, по словам инженера по безопасности дорожного движения Равиля Дармова, машины на маршрутах находятся до 23:30, хотя пассажиров в вечернее время мало и возить их невыгодно.

«Давно поднимался вопрос о том, чтобы увеличить стоимость проезда в ночное время в полтора раза или хотя бы до 20 рублей, но это не в наших полномочиях, – говорит он. – Сейчас эти вечерние рейсы с десяти до двенадцати ночи для нас убыточны, и если бы подняли стоимость проезда, то мы бы хоть немного перекрыли убытки. О прибыли здесь речи нет».

В департаменте городского хозяйства «БелПрессе» пояснили: себестоимость проезда в белгородских троллейбусах составляет 46,2 рубля, в автобусах – 29,2 рубля. Каждый вечер после 21:00 на маршрутах работает 70 единиц подвижного состава: 12 троллейбусов и 58 автобусов, и перспектив увеличения их количества нет.

В мэрии изучали вечерний пассажиропоток с девяти вечера до часу ночи на четырёх маршрутах: аэропорт – ул. Есенина, ж/д вокзал – аэропорт, «Энергомаш» – Крейда – Разумное и ж/д вокзал – Болховец. Он показал, что пассажиров нет, и поэтому вводить вечерний тариф и организовывать дополнительные ночные маршруты нецелесообразно.

А как у них

Во многих городах Европы ночные маршруты – привычное дело. В России такое только в Питере и Москве. В областных центрах только бесконечные обсуждения на городских форумах, что автобусы ночью нужны, а их нет и надо что‑то делать.

Только в Калуге работает ночной городской автобус. Он проходит от одного вокзала до другого через центр города и, по утверждению местных жителей, работает с советских времён. Специфика маршрута в том, что он привязан к расписанию поездов на Москву, поскольку многие калужане ездят на работу в столицу.


для комментариев используется HyperComments