• 57,57 ↑
  • 67,93 ↑
  • 2,17 ↑
30 июля 2017 г. 20:36:17

В этом году День военно-морского флота отмечают 30 июля

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Секретный «Белгород». Почему корабль с именем областного центра 24 года не спускают на воду
Памятная сувенирная доска «Белгород». Фото из блога kuleshovoleg.livejournal.com

Заканчивается День ВМФ на «БелПрессе» рассказом о самом таинственном и необычном корабле, названном в честь областного центра, – атомной подводной лодке специального назначения «Белгород».

Как «Белгород» имя получил

Атомный подводный крейсер К-329 проекта 949А «Антей» заложили на стапелях завода «Севмаш» в Северодвинске 24 июля 1992 года. 6 апреля 1993 года он получил название «Белгород».

«Почему корабль назвали именно так, я не знаю, – признаётся первый командир подлодки Владилен Абхалимов. – В советское время у подводных лодок вообще не было наименований, только тактические номера. С началом перестройки кому‑то пришла в голову идея называть подлодки в честь городов. Обычно ходатайство о присвоении названия тому или иному кораблю администрация города или края направляла главкому ВМФ, который и принимал окончательное решение».

По словам Абхалимова, новые атомные подлодки, которые закладывали в начале 1990-х, уже на стапеле получали имена областных центров: «Орёл», «Томск», «Воронеж», «Тамбов»… Среди них был и «Белгород». Правда, судьба могла сложиться иначе.

«В Гаджиево (военно-морской базе Северного флота – прим. авт.) базировался атомный подводный крейсер стратегического назначения К-18 проекта 667БДРМ «Дельфин». В 1995 году командир подлодки капитан I ранга Андрей Безкоровайный (он, кстати, сейчас живёт в Строителе) приехал в Белгород, встретился с мэром и предложил, чтобы город взял шефство над стратегом. Тогдашний градоначальник Георгий Голиков с делегацией ездил к морякам в Гаджиево. Главкому ВМФ направили ходатайство о присвоении подлодке имени «Белгород», но оттуда пришёл ответ: мол, ребята, извините, но имя «Белгород» уже присвоено строящемуся подводному крейсеру класса «Антей». Позже К-18 получил название «Карелия», под которым служит и по сей день», – рассказал Владилен Васильевич.

 

Подводная лодка «Белгород» в цехах «Севмаша».
Подводная лодка «Белгород» в цехах «Севмаша».
Фото www.oosif.ru

Не родившийся «Антей»

В 1994 году капитан I ранга Владилен Абхалимов был назначен командиром подлодки «Белгород» и приступил к формированию экипажа. В 1995-м подводники приехали на учёбу в Обнинск, в учебный центр ВМФ.

«В 1996 году по плану мы должны были пройти стажировку на кораблях аналогичного проекта – к тому моменту в строю уже были К-119 «Воронеж» и К-141 «Курск». После планировалось ехать на завод, чтобы принимать «Белгород» в цехе. Но строительство корабля заморозили. Экипаж подлодки «Томск», который учился с нами в Обнинске, успел получить свой крейсер. А вот команду заложенного после «Белгорода» такого же «Волгограда» так и не сформировали. Его разобрали на стапелях, потому что там было всего 10 % готовности», – вспоминает Абхалимов.

«Белгород» был готов на 85 %. Капитан считает, что если бы финансовые возможности государства позволяли это сделать, субмарину бы достроили. Но денег тогда не нашлось. Сегодня же достройка подлодки по проекту 949А попросту неактуальна. Нишу стратегических лодок заняли «Бореи» – атомоходы проекта 955. Вместо вооружённых крылатыми ракетами «батонов» (так моряки прозвали «Антеи» за характерную форму корпуса – прим. авт.) разработали «Ясени» – многоцелевые подлодки проекта 885. Да и за 20 лет вся аппаратура, которая была уже смонтирована в корпусе «Белгорода», морально устарела.

«Как только стало понятно, что лодку не будут достраивать, я уволился, – вспоминает Абхалимов. – А молодых офицеров разбросали по разным лодкам такого же проекта. Девять человек попали как раз на печально знаменитый «Курск».

 

Представители Белгородского землячества на встрече с экипажем «Белгорода» в Обнинске.
Представители Белгородского землячества на встрече с экипажем «Белгорода» в Обнинске.
Фото www.belzem.ru

В сентябре 2000 года, после трагической гибели К-141 «Курск», строительство «Белгорода» возобновили. К концу 2004 года корпус был готов, но финансирование вновь урезали. В 2006 году тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов объявил, что «Белгород» в состав флота вводить не будут. Судьба корабля вновь повисла в воздухе. И лишь через шесть лет тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что субмарину достроят по специальному проекту 09852.

20 декабря 2012 года подлодку перезаложили на «Севмаше». Тогда же сделали официальное заявление, что новая субмарина будет заниматься необычными задачами: проводить научные исследования в удалённых районах мирового океана, участвовать в поисково-спасательных операциях, испытывать новое научное оборудование. Для этого подлодку оснастят спасательными глубоководными и автономными необитаемыми подводными аппаратами.

«Это вполне возможно, – считает Владилен Абхалимов. – Идея сама по себе не нова: на флоте уже были подлодки, которые использовались в качестве носителей глубоководных и спасательных аппаратов — те же подлодки проекта 940 «Ленок». С другой стороны, почти готовая лодка стоит на стапеле – занимает место, проще говоря. Прочный корпус готов, и с ним надо что‑то делать. Пилить жалко. Почему бы не переоборудовать под какую‑то конкретную задачу?»

Возможно, самая большая подлодка

На фото с церемонии перезакладки отчётливо видна папка с символикой города Белгорода. На этой же фотографии – главный заказчик подлодки специального назначения: рядом с тогдашним главкомом ВМФ Виктором Чирковым документы подписывает вице-адмирал Алексей Буриличев — начальник Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны РФ.

 

Подписание документов о перезакладе подлодки «Белгород»
Подписание документов о перезакладе подлодки «Белгород»

ГУГИ — одно из самых секретных подразделений. По неофициальным данным, российские гидронавты занимаются разведывательной деятельностью: прослушивают кабели связи, устанавливают датчики движения, а также собирают с морского дна обломки кораблей, самолётов и спутников. Именно в это подразделение планируется передать новую субмарину в 2018 году.

В связи с секретностью о «Белгороде» после перезакладки известно крайне мало. В 2015 году на зарубежном сайте hisutton.com появилась статья с инфографикой, в которой перечислено оснащение «Белгорода». Корабль будет переносить автономную глубоководную станцию проекта 18510 «Нельма» («Палтус» по классификации НАТО), глубоководные необитаемые аппараты типа «Клавесин-2Р-РМ», а вооружён будет колоссальной торпедой «Статус-6» (по классификации НАТО – «Каньон») с ядерными боеголовками.

«Торпеды, скорее всего, останутся как средство самообороны: как‑то надо себя защищать, – рассмотрев иллюстрацию, констатировал Владилен Абхалимов. – Что касается огромной торпеды «Статус-6»: когда строилась первая советская атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол», изначально планировалось вооружить её огромной торпедой длиной 28 м и диаметром около 1,5 м. Это было оружие с ядерной боеголовкой для поражения морских баз противника. Ещё в процессе проектирования от неё отказались».

 

В апреле 2017 года «Известия» сообщали, что новая субмарина станет самой большой в российском флоте. Вместо ракетного отсека в корпус подлодки врезана новая секция длиной около 30 м под шлюзовые камеры, где экипаж будет переходить в глубоководные аппараты. Из‑за этого длина корпуса увеличится со стандартных антеевских 154 до 184 м. Это сделает «Белгород» самым длинным подводным атомоходом в России. До этого рекорд принадлежал тяжёлым подлодкам проекта 941 «Акула» – 172,8 м.

Ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные в пресс-службе завода «Севмаш», где строится подлодка, не смогли, ссылаясь на то, что это закрытая информация.



Не забудьте прочитать также о подлодке «Старый Оскол», стоящей на вооружении Черноморского флота, и строящемся малом ракетном корабле «Грайворон».


для комментариев используется HyperComments