04.12.2016, Воскресенье 23:23
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
24 сентября 2015 г. 12:07:27

Новый сезон Старооскольский театр для детей и молодёжи вновь проведёт в гастрольном режиме

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Сцена на чемоданах
Семён Лосев. Фото Владимира Бабича

Театр гастролирует в своём городе с прошлого года – с момента закрытия здания театра на реконструкцию.

Места маловато

«Мы выехали из нашего здания, когда у нас в репертуаре было 34 спектакля. Представляете, сколько это декораций!  – спрашивает Семён Лосев, художественный руководитель театра, и сам же отвечает. – Всё имущество рассеяно по городу».  

Спектакли театра временно идут на сценах старооскольского Центра культуры и искусств и с нового сезона – в приспособленном помещении дома в микрорайоне Макаренко. Здесь теперь – основная база. Театр вселился сюда несколько месяцев назад, сделали ремонт, оборудовали зрительный зал на полсотни мест.

«Мы всё привели в порядок, и стало довольно уютно, хотя места маловато. Мой кабинет – тоже репетиционная площадка, – заметил худрук. – Храним тут часть мебели, кроме того, в репетиционном зале придумали площадку, некий аналог малой сцены, на которой можно играть некоторые из наших спектаклей. Не такие, конечно, как «Старшая сестра», «Осенний марафон»... Но здесь мы выпустили премьеру по новеллам Валентина Красногорова «Прелести измены», 24 октября впервые сыграем новую серию его же новелл «Идеальная семья», в ноябре выпустим спектакль о Наполеоне, переносим сюда сказки «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Колобок», «Мальмулю», песни на стихи Агнии Барто «Когда мне было восемь лет».  Здесь мы можем  в свободные часы репетировать».

Драма актёра

Сейчас Семёну Лосеву помимо задач творческих приходится думать, как сохранить труппу.

«Сроки ремонта, видимо, ещё удлинятся, – говорит Семён Михайлович. – И моя задача – спланировать работу труппы таким образом, чтобы не получилось так, что ремонт закончился, а труппы нет. Пока никто не разлетается, все остались».

По словам худрука, репертуар выбирают очень тщательно. Не все авторы в него попадают, только лучшая литература – русская, советская, зарубежная. Одна женщина после спектакля «Последний срок» в книге отзывов написала: «Когда зал аплодировал стоя, мне хотелось перед артистами, перед театром встать на колени».

«Актёры это душой понимают, что мы играем такие вещи. И это их держит, – взволнованно говорит Лосев. – Но тут вопрос: сколько времени мы так сможем держаться? Сроки окончания ремонта перенесены, а из репертуара пропали многие названия.  Если кто-то в труппе не занят в игровом процессе, он начинает психологически болеть. Артист – амбициозная, тщеславная профессия. Если человек не занят, ему становится плохо. И моя задача – во всём этом коловороте придумать так, чтобы каждый участвовал хотя бы в репетиционном процессе и знал, что у него есть актёрское будущее».

Спасти театр

Даже в походных условиях театр должен развиваться, считает Лосев. Развитие – это постановка новых спектаклей, премьеры. Это и педагогическая работа с труппой, развитие вглубь, работа  «на растяжку амплуа», на расширение актёрских возможностей.

«Может ли театр существовать бездотационно? – худрук неожиданно задаёт вопрос, ответ на который вроде бы очевиден. – Нам дают зарплату. А средства на декорации, костюмы? Предположим, мы заработаем, сделаем один спектакль. А что будет потом? Без новых названий зритель просто утратит к нам интерес. Провинциальный театр должен раз в три месяца выпускать премьеру. Если он этого не делает, он гибнет. 20 лет назад труппа Севастопольского театра юного зрителя разделилась. Одна часть, на мой взгляд, лучшая переехала в Старый Оскол. В Севастополе театр возглавляет Людмила Оршанская, и вот только что она получила на год три миллиона рублей на пять спектаклей. И 10 миллионов на развитие технических средств. Для провинциального театра – сумма прекрасная. Если бы нам досталось полмиллиона, мы бы смогли выпустить шесть премьер, спокойно и хорошо работали бы целый год. У нас таких денег нет. Что делать? Нам говорят: зарабатывайте. Сцену Центра культуры и искусств нам дают четыре раза в месяц, по воскресеньям. Мы платим аренду. И нам жить в таких условиях ещё как минимум год».

Тем не менее выход есть даже из этой, как кажется, безвыходной ситуации, считает Лосев.

«Если город заинтересован в жизни театра, должен быть создан, во-первых, совет попечителей, во-вторых, совет гарантов театра. В Риге, где я 22 года работал в Театре русской драмы, такой совет существовал. Театр предоставлял планы, разработанную смету. Совет осуществлял жёсткий контроль, но помогал – собрал деньги и создал фонд охраны театра. В Севастополе мне сообщили, что у них совет попечителей возглавляет мэр. Вот и мы хотим обратиться с этой инициативой к главе города».

24 августа Семён Лосев провёл сбор труппы. 30 августа театр начал давать спектакли, чтобы, говорит худрук, «каким-то образом заработать деньги». Первый спектакль – «Прелести измены» по пьесе Валентина Красногорова. А официальное открытие XXI сезона театра состоялось 20 сентября в помещении  Центра культуры и искусств.

Последний срок?

О том, как проходит капитальный ремонт театра, рассказал заместитель начальника департамента по строительству администрации округа Михаил Лобазнов:

«Все работы, которые мы должны провести на этом объекте, состоят из двух частей. Первая – реставрация старого здания, являющегося объектом культурного наследия, площадью 2 700 квадратных метров. Здесь закончены в полном объёме демонтажные работы. Выполнены новые монолитные перекрытия, заменены металлические конструкции ферм покрытия. Идёт монтаж кровли, внутренняя черновая отделка и устройство инженерных сетей. Помимо этого рядом возводится дополнительно новое здание площадью 3 300 квадратов. Уже готов цокольный этаж со всеми внутренними стенами, начинается кладка первого этажа. Губернатор ставил задачу завершить все работы к 1 сентября. Но, как вы сами видите, до окончания ещё далеко. Ведь реконструкция и строительство ведутся на внебюджетные деньги. И финансирование не всегда идёт так интенсивно, как нам хотелось бы».


для комментариев используется HyperComments