Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 августа 2015, 15:27
 Катерина Шаронова 3828

Саша, зачем Гагарина распял?

Известный райтер из Перми рассказал белгородцам, как его арт-проекты проявляют кризисы современного общества

Саша, зачем Гагарина распял? Мастер-класс Александра Жунёва в Белгороде. Фото из сообщества https://vk.com/club76631918
  • Катерина Шаронова
  • Статья

Художник Александр Жунёв молод, талантлив и уже сделал достаточно для того, чтобы считаться мастером стрит-арта. В Белгороде он рассказал про свои оригинальные и некоторые скандальные произведения, про взгляд на визуальное искусство улиц, а в детском лагере имени Гагарина вместе с белгородскими авторами оформил арт-стену.

Тольяттинская Библиотека Автограда выиграла крупный грант Фонда Михаила Прохорова и теперь воплощает проект «Уличный лекторий»: развивает уличную культуру с помощью образовательных технологий. Один из его элементов – лекции и мастер-классы профессионалов, так или иначе связанных со стрит-артом. Белгородская государственная универсальная научная библиотека стала партнёром тольяттинского грантообладателя и первой на своей площадке приняла Александра Жунёва.

Искусство приведёт к терпимости

Весна 2015-го. Жунёв задумывается над новым уличным проектом и обращает внимание на дату 12 апреля. Пасха и День космонавтики – два великих праздника. И хорошая возможность для художника создать арт-объект, который примирил бы религиозный и научный типы сознания, вообще примирил бы нас друг с другом. Ведь совсем недавно прогремел скандал вокруг новосибирского «Тангейзера» – и люди в своём споре по этому и схожим поводам снова размежевались на два лагеря, pro и contra.

И вот на невзрачной панельке на Советской улице возникает «Гагарин. Распятие» – образ первого космонавта решён как мученик ради научного прогресса. Прошли сутки – и постер Саши уже счищали болгаркой. Жунёвым занялась полиция, прокуратура подключилась. Беседу провели с культурологами, представителями церкви. Решили, что чувства верующих его «распятый Гагарин» не оскорбляет. Отпустили.

«Гагарин. Распятие».
«Гагарин. Распятие».
Фото из личного архива художника

А дискуссия с её вопросами так и осталась открытой. Когда мы стали жертвами секуляризации и перестали различать, что есть сакральное, а что профанное, что свято, а что нет? Когда чувства верующих действительно оскорбляют, а когда оскорбляют сами верующие? Может ли церковь вмешиваться в процессы развития искусства? И как распознать, искусство ли перед нами или его иллюзия? Имеет ли границы свобода художника?

Меня интересовали мотивы Жунёва. И свой ответ я получила. Это не было провокацией. Как и не было самопиаром. Художник говорит – и ему веришь. Он располагает, кажется искренним и настоящим. Конечно, Саша предполагал, что появятся негативные мнения зрителей, потому и разместил постер довольно высоко над землёй – «чтобы не заплевали». Но, даже осознавая общественные настроения, не думал, что дело дойдёт до большого скандала.

«Я чувствую и реагирую на то, что происходит вокруг меня. Моё подсознание подсказывает наиболее острые ситуации, процессы, происходящие с людьми сегодня. И тогда я высказываюсь об этом в своих произведениях. А реакцию, которую они вызывают, воспринимал бы как социологический срез. Скажем, обсуждения, возникшие в связи с «Гагариным. Распятие», и есть главный смысл его создания (собственно, современное искусство тем и отличается, что представляет собой объект + контекст – прим. авт.), – поясняет пермский райтер. – Иными словами – поймите, какие мысли и чувства это изображение у вас вызывает. Если сильные, негативные – постарайтесь успокоиться. Учитесь терпимости, чуткости, учитесь слышать друг друга, возможно, тогда мы оправимся от социальной глухоты, безразличия и замкнутости исключительно на своих интересах».

Из ничего выйдет всё

«Так уж выходит, но по какой-то причине большинство из нас привлекает негатив», – скажет Жунёв.

И будет прав. Поищите в Интернете его имя и фамилию – в первую очередь прочитаете о «распятом Гагарине». Между тем художник – автор большого количества оригинальных арт-объектов.
Воплощает он их где угодно. Как-то Саша украшал фасад пермского музучилища – рисовал портрет Петра Ильича Чайковского. И совершенно случайно из списанного рояля породил бабочку – тот, расстроенный и ненужный, обернулся великолепной красавицей, мимо которой никому не пройти безразличным. Привлекает и иллюзия, что создал Жунёв: он разукрасил крышку, второе крыло – отражение в зеркале, возле которого стоит инструмент.

И из чего угодно: фанера (объёмный вариант логотипа Пермского края – пёстрый мишка), поддоны (инсталляция для арт-велопарада феста «Камва») и даже опавшие листья (инсталляция «Читай – не пролистывай»).

Или из колючей проволоки. Вот, к примеру, его инсталляция «Колючий гимн» (для Международного гражданского форума «Пилорама» в Мемориальном центре истории политических репрессий «Пермь-36»). Забор. На нём – нотный стан и скрипичный ключ из колючки. Слова из изоленты складываются в гимн Страны Советов. Назойливо повторяется в нём слово «свобода» и назойлива мысль: что же это за мир-перевёртыш такой, где поют про свободу, в то время как люди корчатся в духовной агонии и страшно умирают в застенках лагерей. Как чьё-то глумление...

Кстати, далеко не всегда стрит-арт Жунёва определяет протест или инакомыслие. Он может просто захотеть – и украсить городское пространство. Когда райтер обратил внимание на безликие электрошкафы, они получили вторую жизнь. Теперь смотрят на мир из ярких одежд мило-забавного Спанч Боба или визуально интерпретируют буддистскую истину недеяния зла, отрешённости от неистинного. В то время как таксофоны художник превратил в молчаливых рыб, застывших с открытыми ртами (серия «Рыбофоны» в рамках феста «Живая Пермь»). А молодая золотая рыбка и престарелый сом, по его воле, вступили в «Неравный рыбий брак». Остроумно ведь, согласитесь.

  • Чайковский на музучилище.

  • Списанный рояль в музучилище.

  • Пермский медведь.

  • «Рыбофоны».

Путь райтера

По-настоящему первым масштабным и успешным проектом для Жунёва стал «Есенин». Портрет-гигант русского поэта райтер изобразил на одной из невзрачных заброшенных панелек. Стоило ему завершить работу, как город о нём заговорил. С этой муралью в Пермь приходит стрит-арт-культура, а её автор начинает обретать здесь свою дорогу.

Любопытно, что художник разграничивает понятия «граффити» и «стрит-арт». Стрит-арт вырос из граффити, и граффити – часть уличного искусства в широком смысле. Но Жунёв намеренно противопоставляет граффити стрит-арту, указывая на полярности их стратегий: самопрезентация и самоутверждение автора в первом случае, социальная ориентированность – во втором (протест, эстетизация городского пространства).

«Граффити – элемент ряда субкультур, хип-хопа, к примеру. Это чужая культура. Если ты её воспроизводишь, ты думаешь о ней, зависишь от неё. Тогда будь готов всё время кого-то догонять. Мне это не интересно. Я пытаюсь придумать то, что отличает меня от других авторов не только в Перми, но и в России и мире», – комментирует Саша.

И, видимо, по этой причине, отвечая на вопрос, может ли Белгород, не имея ни стрит-арт-традиции, ни райтерского сообщества, быстро преодолеть многолетний путь других городов (Екатеринбурга, Новосибирска например), он твёрдо говорит: «Да». Главное, чтобы появился человек, который начал бы создавать что-то необычное.

  • Лекция Александра Жунёва в Белгороде.

  • Жунёв и белгородские авторы в лагере имени Гагарина.

«Ищите своё, не пытайтесь копировать известное. Смотрите в сети, чем занимаются райтеры в России, по всему миру. Придумывайте. Подключайте своих друзей, обретайте единомышленников. Сегодня стрит-арт динамично развивается – выделяют гранты, проводят фесты, организовывают арт-пространства... Вписывайтесь. Формируйте своё направление. Рано или поздно, но вы достигнете успеха», – уверен Жунёв.

Правда, он начал путь райтера, испытав мощное влияние среды Музея современного искусства «ПЕРММ». В 2008-м известный галерист и арт-менеджер Марат Гельман создал его в Перми, превратив город в экспериментальную площадку, – и развитие местного художественного ландшафта пошло по новому вектору. Импульс к саморазвитию от этого феномена получил и Жунёв. И своей возможности он не упустил.

Особенно художник вспоминает мастер-класс популярного райтера Майкла Дженкинса, который благодаря Гельману провёл в Перми мастер-класс по созданию скульптур из скотча. И кто знает, возможно, под влиянием его технологии Саша изобрёл свою технику – рисунки из цветного скотча на сетке-рабице. Чайковский, литературный отец русского футуризма Василий Каменский, художник Николай Ге... – удивительные портреты великих творцов сделаны именно в этой технике.

Кудым-Ош живёт сегодня

Пермская земля знаменита пермским звериным стилем. Уникальная художественная бронзовая металлопластика III–XII веков – один из самых загадочных культурных феноменов Евразии. Образы её героев родом из фольклора коми и угорских народов. Человеколось и человеколось-птица, посредник между людьми и богами, – главные из них. С ними и работал Жунёв, создавая многофигурную композицию «Вместе против змея» (для выставки «Транзитная зона» в Музее современного искусства). Повторив форму бляшки (такие до сих пор находят на территории его края), Саша вписал в её границы многофигурную композицию. Человеколось (небесный лик) сливается с птицей (души, верхний мир небесных божеств). Вместе они поражают зелёного змия (нижний невидимый мир) – символ денег.

«Стремлюсь средствами изобразительного искусства подчёркивать самость народа, его уникальность, его аутентичность», – откроет Жунёв один из главных своих принципов и покажет, пожалуй, лучший из своих проектов – «Кудым-Ош».

Есть в коми-пермяцкой мифологии культурный герой Кудым-Ош – богатырь-медведь, обладавший сверхъестественной силой. Легенда гласит, что именно он основал город Кудымкар. Райтер отправился туда и в рамках местной программы «Культурная перезагрузка» воплотил идею гигантской мурали по мотивам национального эпоса. Представьте себе дом в шесть этажей. Смотришь на его фронтальный фасад – видишь гигантские колосья и окна-зёрна. Двигаешься к торцу здания – и вдруг открывается: Кудым-Ош смотрит на тебя, и пока он будет в поле твоего зрения, его глаза будут за тобой следить. 3D-эффект, когда колоски превращаются в богатырское лицо, потрясает.

Видео Александра Жунёва

 

Тот же эффект художник использует, работая над 3D-рисунком «Ильмаринен, кузнец счастья» для петрозаводского кинотеатра «Калевала». И снова эпос, в этом случае карело-финский. Небесный бог-кузнец Ильмаринен своим чудо-молотом выковал небо, солнце и луну. Миф повествует и о том, что ему-то человеческий род обязан появлением на земле огня и железа. Изображение Ильмаринена складывается из определённой точки зрения, поменяйте её – и оно разложится на плоскости, превратится в нечто совсем другое.

Игры восприятия

Вообще, Жунёв часто в своих работах играет с пространством, подчиняя эту игру мысли о том, что не всё, что мы видим, истинно.

«Каждый смотрит на мир своими глазами. Как мы его воспринимаем – так он и будет нам представляться. Кто-то увидит, что в глазу отражается морская волна, а кто-то – разлив нефти в Карибском бассейне (который случился в дни создания росписи – прим. авт.). Там заложено и то, и то, но любопытно, что обнаружите вы...» – рассказывает Жунёв о мурали «Угол зрения».

А иногда он говорит об этом прямо: «Зри в корень». Один из идолов Острова Пасхи перекочевал в Пермь, в одно из необычных её мест, где всё время раздаётся скрипящий, скрежещущий звук. Жунёв участвовал в крупнейшем стрит-арт-фесте страны «Стенограффия» и именно в идола-моаи превратил водонапорную башню, возвышающуюся на высоту девятиэтажки. А если отойти подальше, то в поле зрения попадёт забор перед нею. И можно будет разобрать: «Зри в корень».

  • Ильмаринен.

  • Человеколось-птица.

  • «Зри в корень».

«Не стоит слепо доверять тем, кто рассказывает, как всё было в прошлом. Постоянно задавайте себе вопросы. Ищите ответы и не ждите, что быстро или вообще их найдёте», – считает художник, обращая своими работами к тайнам планеты, которые остаются непознанными до сих пор.

Вот так произведения Жунёва лечат депрессию городской среды, превращая её в арт-пространство. Населяют его образами и смыслами, заставляя горожан увидеть себя и мир вокруг. Показывают какую-то иную, совсем нездешнюю жизнь.


Следите за расписанием лекций и мастер-классов других лекторов проекта «Уличный лекторий» в Белгороде в группе «Новое поколение выбирает чтение».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×