Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 октября 2014, 12:40
 Екатерина Шаронова 3565

Саратовский ТЮЗ представляет на сцене белгородского драмтеатра три спектакля

А щепкинцы отправились в Саратов и с 1 по 3 октября покажут тамошнему зрителю трагифарс «Куклы», мелодраму «Одноклассники» и сказку «По зелёным холмам океана».

Саратовский ТЮЗ представляет на сцене белгородского драмтеатра три спектакля Спектакль «Велосипед с красными колёсами». Фото Михаила Гаврюшова
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Только недавно БГАДТ имени М. С. Щепкина принимал артистов Сыктывкарской драмы и в минувшие выходные открыл 79-й творческий сезон, а уже подошло время вторых обменных гастролей. В этот раз к нам прибыли актёры Саратовского академического театра юного зрителя имени Ю. П. Киселёва – старейшего в мире профессионального театра для детей (с 1918 года). И первый их спектакль «Самоубийца» Михаила Бычкова белгородские театралы увидели вчера.

От классики до «новой драмы»

Репертуар саратовского театра оказался невероятно многогранным: здесь и русская классика (Островский, Гоголь, Достоевский), и зарубежная (Шекспир, Мольер, Ибсен), и, как и положено ТЮЗу, множество детских постановок, ведь рассчитан он на аудиторию «от 8 лет до 80», от самых маленьких до самых мудрых. Любопытно, что саратовцы восприняли идею театральных лабораторий (принадлежит театральному критику, директору и организатору многочисленных форумов, эксперту «Золотой Маски» Олегу Лоевскому) и совсем скоро проведут уже десятую. В рамках лаборатории молодые режиссёры исследуют современные драматургические тексты и набивают свои шишки.

«В течение 3–4 дней режиссёр должен представить эскиз предполагаемого спектакля. Часто очень интересные работы выходят. Случается, что лабораторный опыт вырастает в полноценный спектакль, который становится репертуарным. За те девять лабораторий, которые мы организовали, открыли порядка 60 новых текстов, порядка 40 опробовали в сценических условиях и около десятка постановок вошли в наш репертуар. Такой формат позволяет в молодом режиссёре распознать талант», – рассказывает народный артист России Юрий Ошеров, художественный руководитель саратовского ТЮЗа имени Ю. П. Киселёва.

  • Сцена из спектакля «Велосипед с красными колёсами».

  • Сцена из спектакля «Велосипед с красными колёсами».

  • Сцена из спектакля «Велосипед с красными колёсами».

  • Сцена из спектакля «Велосипед с красными колёсами».

Alma mater белгородских артистов

Воронеж, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары, Иваново, Самара – саратовцы представляют во многих российских городах. Выезжают и за рубеж. Франция, Польша, Югославия, Хорватия, Болгария, Япония, Италия, США, Германии – впечатляющая география гастролей, не правда ли?

«Конечно, нельзя сравнивать сегодняшнюю практику гастролей с разработанной сеткой, которая существовала в советский период. Тогда эти гастроли полностью обеспечивало государство, теперь мы сами. И срок сегодняшних гастролей – три дня – достаточно короткий. Должно быть дней 20–25. Но это вопрос исключительно финансовый», – комментирует Юрий Ошеров.

«Всё же в этом году мы почувствовали изменения. Наконец, состоялись обменные гастроли, которые без поддержки государства просто невозможны», – добавляет Анатолий Барсуков, директор саратовского ТЮЗа имени Ю. П. Киселёва.

Впечатляют и творческие связи гостей. Например, входящий в десятку лучших мировых режиссёров Маттиас Лангхофф поставил в саратовском ТЮЗе спектакль «Софокл. Эдип, тиран». И в многолетней истории коллектива это была первая постановка, которую в 2013-м номинировали на «Золотую маску», причём сразу в трёх номинациях этой престижнейшей театральной премии России («Лучший драматический спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая работа художника в драматическом театре»). И с этой же постановкой год назад коллектив отправился во Францию, где участвовал в двух фестивалях – в Дижоне и Меце. Или совместный детский проект саратовского ТЮЗа и Дрезденского театра молодого поколения, с которым они путешествовали минувшей весной в Швейцарию и Лихтенштейн («...и над нами светят звёзды»).

«Белгород и Саратов связывают давние творческие отношения. Народный артист России Виталий Стариков, заслуженные артисты России Виталий и Оксана Бгавины, Вероника Васильева, Владимир Володин, Эвелина Ткачёва, Татьяна Макарова, театральная молодёжь – Оксана Катанская, Алексей Колчев, Илья Васильев, Роман Рощин – воспитанники саратовской театральной школы. С гастролями к нам приезжали студенты театрального отделения Саратовской консерватории (класс выдающегося педагога Риммы Беляковой)», – поясняет Наталья Почернина, заместитель председателя местного отделения Союза театральных деятелей России.

«Белгород неспроста выбрали. И дело не только в связях. Известно, что в вашем театре ставят спектакли, которые признаны классическими, хорошими, мощными, репертуарным, которые часто становятся значимыми театральными событиями. И как мы будем показывать вам наши успехи, так и достижения белгородской труппы мы хотим представить саратовцам», – делает акцент Анатолий Барсуков.

  • Сцена из спектакля «Дядюшкин сон».

  • Сцена из спектакля «Дядюшкин сон».

  • Сцена из спектакля «Дядюшкин сон».

  • Сцена из спектакля «Дядюшкин сон».

«Самоубийца» расположил

Директор саратовского ТЮЗа говорит, что, объединив «Самоубийцу», «Велосипед с красными колёсами» и «Дядюшкин сон» в гастрольной программе для Белгорода, гости попытаются представить лицо своего театра. Что же, если судить по первому спектаклю, оно невероятно привлекательное.

Только имена на афишке трагикомедии «Самоубийца» заставили во что бы то ни стало этот спектакль посетить. Его режиссёр Михаил Бычков – лауреат премии имени К. С. Станиславского, известная персона театральной России (к слову, художественный руководитель Воронежского камерного театра). Его художник Николай Симонов работает со многими столичными театрами и оформляет постановки в провинции. За свои сценографические решения он становился лауреатом многих престижных театральных премий («Хрустальная Турандот», «Триумф», «Чайка» и др.). Его художник по костюмам Елена Степанова – дважды лауреат «Золотой маски».

Одноимённая пьеса в его основе – блестящее произведение советского классика Николая Эрдмана. Текст выпуклый, полный гротеска, иронии и вместе с тем мощной философии, невероятно метафизичный по своей природе. Через очень смешные реплики, ситуации, порождающие смех, способ существования актёров, мизансценический рисунок постепенно проступает трагедия «маленького человека», достоинство которого унижено, он теряет некую экзистенциальную опору, начинает тяготиться жизнью, ощущать её бесцветность, бессмысленность. Но пройдя через инициацию смертью (абсурдную ситуацию, в которой общество сначала внушает герою мысль о самоубийстве, планомерно ведёт к нему и завершает фальш-похоронами), человек обретает эту самую опору, осознав ценность жизни и утвердив – я жив, я живой, я живу. Я – индивидуум, и я хочу жить, жить достойно. И, видимо, герою, чтобы возлюбить жизнь, осознать человека высшей ценностью мироздания, просто необходимо было почувствовать близость смерти.

  • Сцена из спектакля «Самоубийца».

  • Сцена из спектакля «Самоубийца».

  • Сцена из спектакля «Самоубийца».

  • Сцена из спектакля «Самоубийца».

  • Сцена из спектакля «Самоубийца».

Любопытно наблюдать, как с развитием действия трансформируется сценическое пространство. От «фанерной» коммуналки с её предельно бытийным, вещным миром, где органична лишь болтовня по пустякам, какие-то мелкие житейские пересуды, – к пространству (где о той же фанере хочется говорить как о праматериале – дереве), напрочь лишённому каких бы то ни было маркеров, как некое чистилище, в котором ведутся диалоги об истинах, на которых держится мир.

«При всём ощущении режиссёром гротескности материала он очень нежно к нему подошёл. Его гротеск находится на уровне настоящих человеческих исканий больше, чем на уровне хорошего юмора и сатиры. Он размышляет над тем, как сильна борьба между отдельным человеком и человеческой массой, личностью и обществом. Мне кажется, это невероятно большая тема, которую закладывал в своё произведение Эрдман и которую вытащил Бычков», – делится Артём Кузин, исполнитель роли Подсекальникова.

«Один из столичных критиков, посмотревший наш спектакль, признался, что до него не рассматривал «Самоубийцу» как пьесу о «маленьком человеке». Есть там что-то даже от гоголевской «Шинели». И я согласна. А ещё у режиссёра есть очень точное, я бы сказала, сканирующее ощущение сегодняшнего времени: Быков подбирает классику для современности, для современного зрителя. И вот если сравнить эту историю о самоубийце и то, как развиваются события в нашей стране, не по себе становится от того, что написанное более 80 лет назад (в 1928-м) повторяется», – считает Елена Краснова, исполнительница роли Марии Лукьяновны, жены Подсекальникова.

Сегодня на сцене второй саратовский спектакль – «Велосипед с красными колёсами» Артура Артименьева. Волшебную озорную историю о мечте и настоящей дружбе сложили из сказок австралийской писательницы Руфь Парк. Юных белгородцев ждут захватывающие приключения трёх смешных зверьков – Лесной Мыши, Вомбата и Полосатого Кота.

Завершит гастроли саратовцев «Дядюшкин сон» Георгия Цхвиравы по одноимённой повести Ф. М. Достоевского (2 октября в 18:30). Цхвирава (кстати, художественный руководитель Омского академического театра драмы) поставил спектакль по инсценировке Михаила Бычкова. Бычков в интерпретации одной из редких комических вещей Достоевского, созданной писателем после десятилетнего творческого молчания (арест, тюрьма, каторга), выводит на первый план героиню Марью Александровну Москалёву. Она, если верить прессе о спектакле, – женский аналог Гамлета, «домашнего режиссёра в юбке»: с лёгкостью расписывает сюжеты и распределяет роли, делая окружающих персонажами собственной драмы. И всё это в хронотопе XIX века, провинциального городка Мордасова и его нравов – а между тем режиссёр обещает, что это поможет лучше понять день сегодняшний и, оценив иронию (комедия ведь!), сделать свои выводы.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×