Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 мая 2014, 11:00
 Наталья Почернина 5330

«С любовью... Петрович»

В Белгородском филиале Российского фонда культуры экспонируется мемориальная выставка работ народного мастера Белгородской области, художника-керамиста Юрия Агафонова «С любовью... Петрович»

«С любовью... Петрович» Юрий Агафонов. Фото Владимира Юрченко
  • Наталья Почернина
  • Статья

«Петрович – давно уже не отчество. Это имя, образ жизни, профессия и судьба», – написал об Агафонове в книге отзывов однажды посетитель персональной выставки мастера. Теперь это тёплое, душевное слово «Петрович» навсегда останется в названии последней выставки мастера. Она открылась в день его 75-летия – 10 мая, до своего юбилея Юрий Петрович не дожил ровно три месяца.

Он был своего рода талисманом белгородской арт-среды. Агафонова часто можно было встретить на художественных выставках, концертах классической музыки, театральных премьерах, городских праздниках, при этом определение «светский человек» ему не подходило. Скорее уж «светлый»! И обликом, в котором сочеталось серебро волос, ясность и чистота взгляда, солнечная, добрая улыбка, и душой, по-детски трепетно настроенной на восприятие красоты и гармонии.

Юрий Агафонов родился в городе Чистополе, на левом берегу Камы. Окончив школу, работал на железной дороге в Сибири, на Чистопольском судоремонтном заводе. Позже, уже попробовав себя в качестве художника-оформителя на производстве, поступил в знаменитое Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В. М. Васнецова на отделение художественной керамики. Получив диплом, Юрий Петрович отправился по распределению в Воронежскую область на Рамонский промкомбинат мастером по росписи художественной керамики.

Через два года Агафонову поступило предложение от руководства Борисовской фабрики художественной керамики. В то время предприятию нужен был профессиональный художник-керамист, который бы наладил выпуск изделий народных промыслов. Задача ставилась сложная: не просто производить посуду и прочие предметы быта, но и возродить утраченные традиции гончарного ремесла, создать узнаваемый борисовский стиль, в котором отражалась бы история района и области.

Юрий Петрович с увлечением взялся за новое дело – изучал музейные материалы, общался с краеведами, выпытывал у местных жителей старинные секреты гончарного дела. А ещё – собирал кувшины, крынки, макитры, горшки, другую посуду, которой пользовались обитатели Борисовской слободы в начале XIX века. Жители посёлка приносили ему образцы народной керамики, а потомственные гончары Михаил Моргун и Николай Ткаченко по просьбе мастера вылепили свистульки в виде домашних животных, фигурок человека с петухом или курицей. Такие изделия-забавы лепили их предки, но ни в местном, ни в областном краеведческом музее образцов традиционного промысла не сохранилось. Возможно, так и потерялись бы секреты изготовления этих незатейливых игрушек, если бы не Юрий Агафонов. И совсем не удивительно, что местный люд, по-крестьянски не слишком доверчивый к чужакам, признал Петровича своим!

Керамика Юрия Агафонова.
Керамика Юрия Агафонова.
Фото Владимира Юрченко

«Местные жители относились к нему с неподдельным почтением, – вспоминает искусствовед Максим Баранов. – Достаточно было спросить любого прохожего в этом достаточно крупном посёлке, как, мол, найти главного художника-керамиста Петровича (а проделывал я это ради любопытства не раз), он уверенно указывал в сторону фабрики или в направлении его дома. Юрий Петрович на много лет абсолютно органично вжился в новый для себя социум, отдавая силы и знания развитию фабричного производства».

Борисовская земля издавна славилась традициями не только гончарного ремесла, но и лозоплетения, даже в советские времена в посёлке существовал кустарный цех по производству изделий из лозы. Агафонов, заинтересовавшись этой народной техникой, освоил её, создал первые образцы изделий, в которых керамика органично сочеталась с лозой. Начинание мастера получило одобрение областного художественного совета по декоративно-прикладному искусству и Московского научно-исследовательского института художественной промышленности. Керамика в обрамлении лозы, хранящая тепло рук мастера и тепло родной земли, надолго станет фирменным стилем изделий борисовской фабрики.

В 1975 году вышло постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», в котором партия рекомендовала уделить особое внимание работе профессиональных художников и мастеров на предприятиях художественных промыслов. Юрий Петрович становится главным художником фабрики, вскоре на работу были приглашены несколько выпускниц Абрамцевского художественно-промышленного училища: Екатерина Безрукавникова, Елена Бекетова, Елена Кардеева, Ирина Семихина. Благодаря молодому пополнению на фабрике был создан экспериментальный участок по выпуску малосерийных и уникальных единичных изделий.

Много лет спустя «абрамцевское братство» художников-керамистов ярко заявит о себе на традиционных выставках выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища (в их число входят также художники Станислав Дымов, Галина и Владимир Аксёновы) в Белгородском фонде культуры. Декоративные расписные панно и тарелки, изысканные наборы посуды и жанровые композиции мелкой пластики, изящные вазы и статуэтки – в каждом случае художественное решение, техника, материалы очень точно соответствовали авторскому замыслу, создаваемому образу и настроению работы. Эти изделия не только выполняют прикладную функцию, но и украшают, облагораживают наш быт. И, конечно, от пристального взгляда посетителей выставок не могла ускользнуть художественная общность работ борисовских мастеров. Острая наблюдательность, внимание к деталям, ярко характерные образы и бездна доброго, мягкого юмора – всё это характерно для «абрамцевского кружка» наших керамистов, камертоном которого был Юрий Агафонов.

  • Акварель Юрия Агафонова

  • Юрий Агафонов.

За годы работы Агафонова на Борисовской фабрике художественной керамики им было создано и внедрено в производство более 200 образцов художественных изделий. Творческая деятельность мастера была отмечена дипломами и медалями всероссийских и всесоюзных выставок народных промыслов, смотров-конкурсов работников ведущих профессий отрасли. Он был участником 40 художественных выставок, в том числе и международных – в Болгарии, Румынии, Польше. И неслучайно, когда было учреждено почётное звание народного мастера Белгородской области, удостоверение № 1 экспертная комиссия единогласно постановила вручить именно Юрию Агафонову.

После выхода на пенсию в 2000 году Юрий Петрович переезжает в Белгород, трудится сначала в городском Центре народного творчества, затем – в областном. Не всё складывалось гладко, а жаловаться Агафонов не любил да и не умел. Просто уходил в работу, чтобы творить из глины свой прекрасный, наполненный теплом, светом и любовью мир.

Увидеть произведения керамики и акварели Юрия Агафонова в Белгородском фонде культуры можно до конца июня. Белгородский государственный художественный музей также подготовил экспозицию его работ под названием «Рукотворных дел мастер...».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×