• 59,04 ↓
  • 69,59 ↑
  • 2,32 ↓
6 мая 2017 г. 13:25:09

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
С любовью для армии. Как белгородцы в тылу поддерживали фронт
Фото Владимира Бабича

Рассказ о подвиге тружеников тыла обычно начинают словами: «ценой невероятных героических усилий», «жертвуя собой», «превозмогая трудности». Но современному человеку зачастую трудно понять, что именно приходилось преодолевать, какова была ноша труженика тыла и цена его вклада в Победу.

Документы Государственного архива новейшей истории Белгородской области приоткрыли нам подробности строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава и жизни белгородцев накануне Курской битвы в 1943 году.

Без сна и отдыха

Надо сказать, что строительство названной железнодорожной ветки в 1943 году было самой масштабной, но далеко не единственной мобилизацией крупных человеческих сил на нашей территории.

Тысячи белгородцев восстанавливали разрушенные зимними боями дороги. Они, согласно предписанию Курского обкома, должны были находиться «всегда в проезжем состоянии, шириною не менее 8 м». Для этого женщины и подростки подвозили (в основном на коровах) к дорожному полотну стройматериалы. Вручную отсыпали их песком, равняли, мостили щебнем, шлаком, жердями. Компенсируя недостаток рабочей силы, превышали суточную норму в 1,5–2 раза. Цель была одна: «направить все силы и знания на обеспечение фронтовых перевозок хорошими дорогами».

Всё до копейки

Жители поддерживали армию финансами: закупали облигации военного госзайма и передавали деньги на конкретные цели.

В январе по решению Курского бюро обкома начался сбор средств на постройку эскадрильи самолётов «Курский партизан» и танковой колонны. Жители Курской области (к которой относились многие районы нынешней Белгородской области) собрали более 18 млн рублей и 11 млн рублей облигациями госзаймов. За что получили личную благодарность Иосифа Сталина. В среднем собирали по 200–250 рублей с каждого трудоспособного человека.

Жители Городищевского сельского совета на эскадрилью самолётов за три месяца собрали 8,5 тыс. рублей деньгами и 21,8 тыс. рублей облигациями госзайма. Бехтеевцы – соответственно 12 тыс. рублей и 17,4 тыс. рублей, яблоновцы – 27 тыс. рублей и 34,5 тыс. рублей. В январе-феврале 1943 года корочанцы, боброводворцы, прохоровцы, волоконовцы и жители других районов современной Белгородской области только освободились от оккупантов. Колхозы и подворья были разграблены фашистами. Люди голодали, но продавали последнее, чтобы помочь Красной Армии. Чтобы выполнить и даже перевыполнить план, в каждом колхозе выбрали специальных уполномоченных и привлекли к агитационной работе «лучших патриотов и патриоток из числа колхозников». Агитировать, усугубляя положение населения, в тот момент было непросто. Но лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!» подразумевал полное отстранение от личных интересов.

Накормить бойцов

Никто не снимал с колхозников обязанности обеспечивать Красную Армию продуктами. По плану сбора продовольствия для фронта мясо, картофель, молоко, яйца, кожсырьё и шерсть закупали у селян «с оплатой наличными по государственным заготовительным ценам». Эти цены в разы отличались от рыночных. Но кто рассуждал о выгоде, когда у каждого на фронте был брат, отец, сын?.. Только в Прохоровском районе с февраля по апрель жители собрали 180 тонн мяса, 115,7 тонны молока, 12 тыс. яиц, 217 тонн зерна. Отправили 253 посылки на фронт и в госпитали.

Хлебный взнос

В феврале 1943 года сельсоветы получили приказ Курского обкома партии произвести в колхозах полный учёт продовольствия и фуража, установить вооружённую охрану на заготпунктах. Сдавать семенной фонд нельзя было никому ни при каких условиях: все понимали, что фронту нужен хлеб и посевную нужно провести в кратчайшие сроки.

В июне для всех сельсоветов установили норму по сдаче зерна. Самая сложная задача стояла перед волоконовцами – 250 тонн. Почти вполовину меньше следовало собрать хлеба боброводворцам (125 т), новооскольцам и чернянцам (100 т). Другим районам – от 50 до 80 т. План мясопоставок за год предстояло выполнить уже к июню.

В посевную включились школьники. Учащиеся Поромской школы Волоконовского района в мае 1943 года рапортовали, что засеяли для фонда обороны два гектара пришкольного участка и «с любовью обрабатывали их, чтобы дать больше хлеба и овощей для Красной Армии».

У фронтовой черты

А потом была уборочная, которая шла даже в непосредственной близости от Курской дуги. 18 июля секретарь Прохоровского райкома партии Катунин докладывал, что «7 сельсоветов подверглись сильной бомбардировке со стороны вражеской авиации, сожжено и разрушено до тысячи хозяйств колхозников, много общественных построек колхозов, организаций, убито и ранено до 200 мирных жителей. В 7 сельсоветах работы в колхозах почти полностью прекратились, т. к. они расположены недалеко от линии фронта». В то же время «в остальных 10 сельсоветах работы проходят нормально. Колхозы пашут пары, убирают сено, приступают к уборке урожая. Кроме того, за пять дней в районе построили четыре моста». Секретарь райкома спрашивал, как производить уборку в тех колхозах, которые расположены у переднего края. И дай тогда команду убирать хлеб под снарядами – убирали бы.

Красивые и сильные

На фотографиях строителей дороги Старый Оскол – Ржава – улыбающиеся девушки. На них светлые нарядные блузки, белоснежные косынки. Ноги босые. Можно подумать, что это иллюстрации к советскому мирному празднику. За кадром остался бешеный темп круглосуточной работы. 15–18-летние белгородки (мужчин были единицы) рыли траншеи глубиной шесть метров. При норме 3 куб. м грунта на человека в день вырабатывали 5,2–7,4 куб. м.

«Земля была усохшая, вязкая, словно спресованная глина. Мы её не копали, а грызли, – вспоминала впоследствии жительница села Заломное М. Малахова. – Землю на носилках поднимали на склоны: делали насыпи для будущего железнодорожного полотна. Бригады из разных районов распределили вдоль будущей железнодорожной ветки. В июле пошли проливные дожди с грозами, но работы не прекращались даже ночью. Слышались отголоски ближних боёв, в любую минуту можно было погибнуть под обстрелом вражеского самолёта (а таких случаев было много, не говоря уже о заваленных землёй и покалеченных балками и шпалами). От нервного и физического истощения люди часто выбывали из строя, болели».

Моральный дух

Чтобы поддержать моральный дух тружеников, работала большая команда политруков и агитаторов. В июне завезли пять тысяч газет: «Правду», «Известия», «Комсомольскую правду». Непосредственно на объекте выпускала многотиражку и боевые листки выездная редакция «Курской правды». На некоторых участках даже показывали кино, устраивали совместные с воинскими частями вечера художественной самодеятельности. Развернулось соревнование между комсомольскими бригадами.

Было и материальное поощрение. Как вспоминал житель села Архангельское А. Сергеев, «за каждый день работы на стройке дороги начислили по два трудодня. За них мы в тот год получили сравнительно высокую плату: по 0,5 кг зерна. Нынче это может вызвать улыбку, но в то время это было для нас спасением от голода». По окончании строительства обком наградил 79 лучших стахановцев (по 2–3 человека от колонны), десять человек получили по 200 рублей премии.

…На вопрос о том, как они выжили, выстояли, труженики той великой стройки обычно отвечают: «Молодость брала своё. Не хотели быть порабощёнными». Сегодня их, отдавших свою молодость ради Победы, осталось очень мало. Помните об этом.

Редакция благодарит директора Ганибо Юрия Коннова и специалиста отдела использования и публикации документов Илью Мирошниченко за помощь в подготовке материала.


Справка

Железная дорога протяжённостью 95 км Старый Оскол – Ржава построена вместо запланированных двух месяцев за 32 дня – с 15 июня по 15 июля 1943 года. Её прокладывали более 20 тысяч человек. Помимо железнодорожного полотна жители Курской и Белгородской областей, солдаты железнодорожных войск построили две станции и пять разъездов с водоснабжением и телефонной связью. Железнодорожный участок сыграл важную роль в победе на Курской дуге, обеспечивал армию боеприпасами.


для комментариев используется HyperComments