Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2015, 17:42
 Анна Кущенко 3469

С колокольчиком и штемпелем

В областном центре открыли выставку «Из истории почтовой службы Белгородского края»

С колокольчиком и штемпелем Колокольчики указом 1860 года разрешили использовать только почтовой службе. Фото Анны Кущенко
  • Анна Кущенко
  • Статья

Экспозицию в Белгородском краеведческом музее составили предметы из личной коллекции краеведа Александра Лимарова. На ней можно увидеть почтовые отправления, конверты и другие тематические вещи, самые старшие из которых датированы серединой XIX века.

От первой марки к коллекции

«В детстве меня поразила марка с двуглавым царским орлом. Потом, когда я оканчивал школу, то увлекся коллекционированием и продолжаю этим заниматься до сих пор. Считается, что собирание марок – выгодное вложение денег. Но я знаю: то, что сейчас покупаю втридорога, моя дочь за такие деньги никогда не продаст. Но для меня это интересно. Даже часть денег, подаренных на свадьбу, я с согласия жены потратил на коллекцию», – рассказал Александр Лимаров.

С марками связано много интересных мировых историй. Однажды один коллекционер обнаружил под ними скрытую переписку влюблённой пары. Известен и случай, когда выпущенная 4-миллионным тиражом марка с изображением картины Сезанна помогла вернуть украденное полотно. Первые коллекционеры отпаривали и смывали знаки почтовой оплаты с конвертов. По словам Лимарова, он тоже сначала собирал только марки, но потом понял, что сами по себе они несут мало информации. Интерес вызывает письмо и открытка целиком. Порой они могут рассказать удивительные вещи.

Эволюция почты

История российской почты во многом связана с Ямским приказом (орган центрального государственного управления в допетровской Руси в XVI – начале XVIII века, который отвечал за регулярные почтовые и транзитные перевозки (ямскую гоньбу) – прим. авт.), который нанимал ямщиков, перевозивших корреспонденцию. У них не было регламента по времени, почта могла и не дойти до адресата. В середине XVII века организовали почту по типу немецкой, но подчинялась она не частному лицу, а государству.

С приходом Петра I почтовая система совершенствуется. Но государственную корреспонденцию могли доставлять только в крупные города, такие как Курск, Белгород. Чтобы почтовое отправление прибыло, например, в Томаровку, приходилось искать дополнительные способы отправки из Белгорода. Эту проблему решили во времена правления Александра II, когда начали развивать земскую почту.

1 января 1886 года на территории Харьковской и Курской губерний образовали единый почтово-телеграфный округ с центром управления в Харькове. К концу XIX века почти все районы империи были охвачены регулярной почтовой связью.

В 1922 году все почтово-телеграфные учреждения губернии вошли в состав Орловского округа связи, а в 1924-м были переданы в управление Воронежского округа. В следующем году действовало 136 почтово-телеграфных предприятий, 26 вспомогательных пунктов и 4 радиостанции.

  • Письмо борисовского протоиерея, ещё домарочное: выписка из метрической книги, посланная в 1833 году.

  • Александр Лимаров.

  • Обёртка бандероли, адресованной директору Белгородской мужской гимназии.

История в письмах и открытках

В экспозиции разместился и план Белгородской почтовой конторы, найденный в Российском государственном архиве. Сначала её хотели построить рядом с нынешним областным  управлением образования на улице Преображенской, но потом передумали и разместили в районе Свято-Троицкого бульвара.

Со временем каждой почтовой конторе был присвоен свой номер. На точечных штемпелях стояли определённые цифры. В Москве – 1, в Петербурге – 2, а в Белгороде – 222. Круглые штемпели впервые появились на страховых расписках. В коллекции Лимарова такой оттиск  встречается на расписке 1879 года.

На выставке можно увидеть и схему третьей Белгородской крепости с указанием ямской слободы. Она включала 30 дворов и располагалась в том районе, где сейчас находятся магазин «1 000 мелочей» и военная часть.

Интересно и письмо борисовского протоиерея, ещё домарочное и без штампов. Это выписка из метрической книги, посланная в 1833 году.

Ещё один уникальный экспонат – открытка, которую купцы Полуэктов и Поляков послали в парижский магазин с просьбой выслать им каталог женской и детской одежды. Есть на выставке открытки, посланные судьям, врачам.

  • Бубенцы.

  • Проект постройки почтовой конторы в Белгороде.

  • Интерьер почтовой конторы начала XX века.

На одном из стендов открытка, примечательная тем, что на ней стоит овальный штемпель почтовой конторы вокзала, усовершенствованный в советское время. Средств на новый штемпель не было, но реформа русской орфографии 1918 года предполагала новое написание слова «Белгород», поэтому одну букву из него убрали, одну переправили, а штемпелем пользовались до 1939 года.

Старинная бандерольная обёртка, телеграмма директору мужской гимназии с вопросом о вакантных местах, рекламные открытки с информацией о наших знаменитых меловых заводах… Экспонаты выставки многое могут рассказать о мирном времени. Но есть и те, которые относятся к войне. Например, письмо отправленное в Томаровку в начале Первой мировой и вскрытое военной цензурой, о чём говорит соответствующая отметка. В то время на территории области размещались лагеря для пленных чехов и словаков. Первая мировая была более гуманной по сравнению со Второй, и военнопленные обеих сторон могли отправлять письма на родину. В экспозиции представлены специальные карточки, которыми они пользовались. На них треугольные отметки военной цензуры Австро-Венгрии, прямоугольные отметки русской цензуры и штемпеля Ивнянского сахарного завода, а также Красной Яруги. Это письма чехов в Прагу.

Привлекает внимание и почтовая карточка с оплаченным ответом. На одной стороне писали адрес, текст письма. Получатель отрывал вторую половину и писал ответ. Кстати, на этой карточке стоит герб Временного правительства.

Помимо почтовых отправлений, Александр Лимаров собирает старинные поддужные колокольчики. Они использовались в качестве спецсигнала в почтовых и курьерских тройках с конца XVIII до начала XX века. Колокольчики оповещали о приближении тройки, и смотритель успевал вовремя приготовить смену уставшим лошадям. В сухую и ясную погоду они были слышны за пять вёрст (примерно 4,7 км – прим. ред.). В 1860 году Сенат издал указ, запретивший использовать в упряжке колокольчики всем, кто не имеет отношения к почте. Тогда вместо них под дугу стали вешать бубенцы, которые тоже представлены на выставке.

Посетители также могут познакомиться с воссозданным интерьером почтовой конторы начала XX века.

Выставка продлится до 25 октября.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×