Плясать от утюга
Решение собирать коллекцию предметов домашнего быта пришло спонтанно.
«В бабушкином доме в селе Курском (бывшее Подровное – прим. авт.) мне на глаза попался чугунный утюг. Конечно, я его помню с детства, но тогда он у меня не вызывал особых эмоций, – рассказывает Валентина Алексеевна. – А тут вдруг как нахлынуло, бабушку вспомнила, она умерла в 1986 году. Деда своего, он без вести пропал на войне в 1943-м, а потом в Тульской области нашли его могилу, мы ездили к нему всей семьёй. И вот уже 15 лет это не даёт мне покоя…»
В коллекции Валентины Бочаровой утюги имеются в большом количестве. Начиная от тяжеленных, весом не меньше 10 кг, и заканчивая малюсенькими, чуть ли не игрушечными.
«Ещё в середине прошлого века пользовались утюгами на угле. Они похожи на небольшие печки: внутрь закладывались раскалённые угли. Видите, по бокам для тяги отверстия. Чтобы снова разжечь угли, в отверстия дули либо размахивали утюгом, – показывает, как это делалось раньше, Валентина Бочарова. – Глажка превращалась в настоящее силовое упражнение».
Бабушкины сокровища
Многое из того, что находится здесь, в небольших двух залах старооскольского Дома художника, приносили разные люди, а какие-то предметы покупала на блошином пятачке близлежащего рынка.
«Бабушки столько всего выносят: вазочки, статуэтки, рушники, салфетки. Некоторым предметам однозначно больше ста лет, – взволнованно говорит Валентина Алексеевна. – И мне страшно, что вдруг возьмут и всё это выбросят. Люди просто так отдают старые вещи. Я беру, что-то реставрирую сама, коллеги помогают».
На организованной ею выставке «Бабушкин сундук», как и положено, на почётном месте стоит граммофон со старой пластинкой Утёсова. Медный пузатый самовар, старинная одежда, керосинка, чернильные наборы и игрушки, фотоаппарат «Москва», часы с кукушкой, пионерская форма, прялки (одна из них принадлежала бабушке Валентины Алексеевны), древняя деревянная ступа с пестиком, одолженная на время местным коллекционером…
В зал вошла девушка – Анастасия Болдырева, студентка кооперативного техникума.
«Я была на выставке с подругами, так всё понравилось, захотелось что-то сделать для вас», – смущённо проговорила она и протянула несколько советских банкнот и запонки с гербом СССР.
Но самый ценный экспонат для Бочаровой – мамина швейная машинка. Маленькая Валя очень хотела стать швеёй. Часто наблюдала, как мама зимними вечерами мастерила одежонку для большой семьи.
«Нас пятеро детей, и всех нужно было одеть. Вот мама и старалась на этой машинке – такая была рукодельница. Всю жизнь проработала в колхозе свекловичницей», – вспоминает Валентина Бочарова.
А ещё она выезжает на раскопки – так называет поездки с сыном Романом по заброшенным деревенским домам.
«Старики уходят, а молодым сундуки да лавки с горшками не нужны», – говорит Валентина Алексеевна.
Гуляла корова
Огромный сундук она привезла из села Нижнее Чуфичево отдала какая-то женщина.
«Здесь находится настоящая летопись одной семьи. Вот смотрите, прямо на крышке», – открывает сундук Бочарова.
На внутренней стороне выпуклой крышки, рядом с нарисованным лубочным цветком, в беспорядке множественные каракули химическим карандашом: «Мяснянкин Василий Потапович родился 24 января 1929 года», «Гуляла корова, 6 августа 1942 года»… Самая поздняя надпись – «Родился (кто – уже не разобрать) 1974 года 12 апреля, пятница», первая – «Скончался папа 6 мая 1925 года».
«Люди записывали сюда самые главные события в жизни: кто когда родился, умер, женился. И про коров и коз, своих кормилиц, тоже не забывали», – говорит Валентина Алексеевна.
Есть в коллекции и напёрстки, среди них очень интересные экземпляры из Германии, Америки, Франции.
«Японский самый замысловатый. Немного скошенный, у него есть прорезь для ногтя. Некоторые – древние, найденные в старых домах. Количество напёрстков плавно приближается к двумстам, – рассказывает она. – Может, я и люблю их потому, что моя работа также связана с рукоделием».
Арт-квилт
– Непонятное слово!
– Зато точно определяет стиль моего творчества, – поясняет Валентина Алексеевна. – Это разновидность лоскутного шитья, в ней соединяются разнообразные техники работы с тканью: от росписи до вышивки. А я ещё использую авторские методики. Например, фотопечать по ткани, что у нас редкость. Зато какого эффекта можно добиться благодаря различной структуре тканей!
На стене – лоскутное панно «Поле». Без слов ясно, что изображено Прохоровское поле. Внизу в технике фотопечати – обгоревшие танки и изрытая земля, жёлтые пшеничные просторы и мирное голубое небо, в котором летит стая журавлей.
Валентина Бочарова окончила Курский университет, художник декоративно-прикладного творчества. В 2007 году стала членом Союза художников России. Со своими работами участвовала более чем в 70 российских и международных выставках – во Франции, Германии, Японии. Сейчас работает в старооскольском творческо-методическом центре заведующей отделом изобразительного искусства. Произведения Валентины Бочаровой находятся в городском художественном музее, в Белгородском музее народной культуры, музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление», в Российском доме народного творчества, в частных собраниях.
«Много времени занимает административная работа. Так что творчеством занимаюсь дома, в основном по ночам, – рассказывает Валентина Алексеевна. – Ещё столько надо сделать. Один из первых замыслов, который нужно воплотить в жизнь, это создание музея народного быта, – считает Валентина Алексеевна. – Он нужен нашему городу. Через 20–30 лет следующее поколение с удивлением будет рассматривать теперешние компьютеры и гаджеты. В таком музее никогда не будет недостатка в экспонатах».