• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
1 декабря 2014 г. 16:58:56

Белгородцев знакомят с исконно русскими музыкальными инструментами

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Русские народные
Фото Владимира Юрченко

Кто играл на кугиклах? Почему окарина прижилась на Белгородской земле? Как звучит гудок с лучком? Об этом и многом другом расскажет выставка «Мир народных музыкальных инструментов», представленная с 28 ноября в стенах музея народной культуры.

В ногу со временем

Каждый год в ноябре музей народной культуры открывает фонды для своих посетителей, устраивая своеобразный парад коллекций. В прошлом году белгородцев и гостей города посвящали в историю русского костюма. В следующем планируют устроить символическое чаепитие с презентацией коллекции старинных самоваров.

В этом году предпочтение отдали музыкальным инструментам. На выставке представлено около 60 экспонатов, много лет хранившихся в музейном фонде. На стендах отдельно представлены духовые, струнные, ударные и язычковые пневматические музыкальные инструменты.

«На всех инструментах играли наши бабушки и прабабушки. При этом в экспозиции представлены как традиционные белгородские инструменты, так и те, что относятся к другим областям. Например, пастуший рожок, изготовленный из бересты, был распространён в районах, находящихся к северу от Белгородской губернии», – пояснила научный сотрудник отдела научно-экспозиционной и выставочной работы Ольга Добросотских.

Флейта Пана и окарина

Так поэтично называют в народе кугиклы – духовой музыкальный инструмент, с виду похожий на многоствольчатую флейту. Название это родом из древнегреческих мифов. По легенде, бог лесов и полей Пан влюбился в прекрасную нимфу Сирингу и подошёл к ней, чтобы заговорить. Та, увидев его, от страха обратилась в бегство. Путь её пересекла река, у которой молодая красавица попросила помощи. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил её в тростник. Разочарованный Пан срезал несколько тростинок и соорудил из них свирель.

«Кугиклы изготавливались из бамбука, тростника или камыша и были чисто женским инструментом. Количество трубочек было разным – три или пять, и каждая из них имела своё название: гудень, подгудень, средник, пятушка. Как правило, трубочки между собой не соединяли, чтобы во время игры поменять их и перестроиться на новый лад», – пояснила Ольга Добросотских.

Диковинная окарина – её ещё называют глиняной свистковой флейтой – внешне похожа на традиционную русскую свистульку. Окарины различаются формой, размером и количеством отверстий для пальцев: число последних варьировалось от четырёх до тринадцати. Приблизительно современную форму окарина приобрела в XIX веке – её создал итальянец Джузеппе Донати. Возможно, тогда за ней и закрепилось нынешнее название, в переводе с итальянского языка – «гусёнок».

  • Кугиклы.

  • Трубочки в кугиклах часто не соединяли между собой.

  • Фрагмент экспозиции.

В руках плачет, кто слушает – скачет

Гудок с лучком – малораспространённый музыкальный инструмент из семейства струнных, прародитель современной скрипки. О нём говаривали в старину: «В лесу вырос, на стене вывес, в руках – плачет, кто слушает – скачет». Корпус гудка изготавливался из ели: давно подметили, что ель обладает хорошими музыкальными свойствами. Играли на нём с помощью лучка – своеобразного смычка, похожего на маленький охотничий лук. При этом инструмент или держали в наклонном положении на коленях, или устанавливали вертикально. Гудок, хранящийся в фонде музея народной культуры, восстановлен воронежским мастером по эскизам найденного на раскопках в древнем Новгороде древнего славянского гудка.

Отдельное место в экспозиции выставки занимают бронзовые колокола. Почти все они датируются началом прошлого столетия, но у каждого из них – своё имя и своя история. Постепенно в оркестрах колокола заменили металлофоны и ксилофоны, тоже представленные в экспозиции выставки.

  • Мастер-класс игры на народных инструментах.

  • Гудок с лучком.

  • Старинные бронзовые колокола.

Ещё одним активно использовавшимся ранее народным инструментом была коробочка. Название её оправдано формой: деревянный прямоугольник с резонаторной полостью внутри. Играли на ней просто: в правой руке держали палочку, которой ударяли по инструменту. Чтобы изменить извлекаемый звук, достаточно было поменять высоту коробки, что позволяла сделать складная конструкция, или прикрыть рукой резонаторное отверстие.

Музейный интерактив

Чтобы музыкальные инструменты не существовали сами по себе, организаторы экспозиции подготовили для посетителей интерактивно-выставочный проект. Первыми с ним познакомились те, кто пришёл открытие выставки. В полную силу проект стартует с сегодняшнего дня: по вторникам и четвергам сотрудники организуют для посетителей мастер-классы игры на музыкальных инструментах.

«Проект «Голоса народных инструментов» – это интерактивная программа, в рамках которой любой желающий познакомится с историей того или иного музыкального инструмента, услышит, как он звучит, и при желании попробует сыграть на нём сам. Вся наша выставка не случайно названа «Мир народных музыкальных инструментов», потому что наша цель – погрузить посетителей в мир музыки», – рассказала заведующая отделом научно-экспозиционной и выставочной работы музея Ольга Матвеева.

Продлится выставка в музее народной культуры до 25 января 2015 года.


для комментариев используется HyperComments