Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 февраля 2016, 14:49
 Беседовала Ирина Дудка 1894

Руководитель УФАС по Белгородской области Сергей Петров: У нас фактически остался экономический «железный занавес»

Интервью с руководителем Белгородского управления антимонопольной службы

Руководитель УФАС по Белгородской области Сергей Петров: У нас фактически остался экономический «железный занавес» Сергей Петров. Фото Михаила Малыхина
  • Беседовала Ирина Дудка

ФАС России предлагает снизить цены на слабоалкогольную водку и ввести предельные индексы роста тарифов на жилищные услуги. О том, каков будет эффект, если инициативы пройдут, и почему высокие цены на бензин и продукты не становятся поводами для проверки антимонопольщиками, «Белгородским известиям» рассказал руководитель УФАС по Белгородской области Сергей Петров.

О продуктах

– Сергей Владимирович, сразу о наболевшем. Магазины меняют ценники, начиная с декабря, есть основания для проверки УФАС?

– Мы вообще не регулируем и не контролируем непосредственно цены на продукты. Мы в целом не имеем прямого права вмешиваться в действия хозяйствующих субъектов по установлению ими цен на продукцию, за редким исключением. Цены на продукты питания мы можем мониторить практически у всех, но применять меры воздействия вправе преимущественно к монополистам. На продуктовом рынке Белгородской области ни одного монополиста нет. Это в советское время цены устанавливались Госкомитетом по ценам, и они держались на одном уровне десятилетиями.

Сейчас цены диктует рынок, и максимум, что мы можем сделать – оштрафовать за сговор, если таковой найдём. И мы находили в 2009-11 годах, когда проверяли продавцов макарон, различной выпечки. Тогда в документах обнаружили договор между оптовым и розничным продавцами макарон по согласованной цене. Кроме того, мы выявляли договоры, по которым розничные продавцы продавали выпечку по цене, согласованной с изготовителем продукции. Штрафовали нарушителей, суды подтверждали нашу правоту.

Люди пишут нам жалобы на завышенные, по их мнению, цены на продукты в магазинах, но с этого года мы вообще не вправе принимать меры по заявлениям граждан, касающимся их личных прав и интересов. А вот юридические лица и индивидуальные предприниматели могут к нам обращаться. Если нарушаются права граждан, они могут жаловаться в Роспотребнадзор, жилинспекцию, иные контролирующие органы, теперь антимонопольные органы должны переадресовывать такие обращения граждан.

Изменения антимонопольного законодательства связаны с тем, что ФАС России выдавала больше предписаний, чем все остальные антимонопольные ведомства мира вместе взятые. При этом львиная доля этих предписаний была направлена на защиту прав и интересов конкретных граждан: квартиросъёмщиков, дачников, владельцев гаражей, земельных участков и тому подобных. Фактически ФАС России подменяла во многих случаях Роспотребнадзор, иные органы.

Далее антимонопольный сговор мог быть выявлен нами не только среди предпринимательских структур, относящихся к крупному бизнесу, но и, скажем, между двумя-тремя частными предпринимателями – представителями малого бизнеса. Теперь в антимонопольное законодательство внесены изменения, согласно которым для признания антиконкурентных действий со стороны хозяйствующих субъектов необходимо, чтобы они имели определённую монопольно высокую долю на том или ином рынке товаров, работ и услуг. Из-за этого количество подобных дел в отношении малого бизнеса резко снизилось, антимонопольное ведомство старается подобными делами не заниматься.

С ростом цен на продукты в начале 2015 года Белгородское УФАС участвовало в многочисленных проверках продавцов и производителей продуктов питания по всей области. Нарушений антимонопольного законодательства не выявлено. По итогам проверок другие ведомства нашли нарушения, в том числе, заключающиеся в превышении размера торговых надбавок, установленных ещё 20 лет назад. Но дело вот в чём. Региональный акт о предельных торговых надбавках на некоторые продукты с 2010 года пришёл в несоответствие со вступившим в силу Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В связи с этим по поручению ФАС России мы обжаловали его законность в суде. Областной суд отказался рассматривать иск по существу, так как ранее по подобному иску в 2001 году уже выносилось судебное решение. Мы обжаловали этот отказ в Верховном суде РФ и сегодня ждём его усмотрение.

О бензине

– По продуктам сговора нет, а что касается бензина? Нефть подешевела, а топливные компании продолжают держать цены.

– Постоянно этот вопрос поднимается: почему цена на бензин у нас растёт либо не меняется даже тогда, когда нефть в мире дешевеет. На этот вопрос ответил в прямом эфире президент России ещё в 2008 году: «за счёт людей с большими или даже средними доходами, которые всё-таки могут позволить себе иметь машины и покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем средства остро нуждающимся: безработным, инвалидам, пенсионерам, военно-служащим».

Что касается нарушения антимонопольного законодательства нефтяными компаниями, то такие выявлялись ФАС, нефтяников оштрафовали больше чем на 10 млрд рублей. Штрафы уплачены, сегодня нарушений нет. Наш внутренний розничный рынок практически не взаимосвязан с подобным рынком внешним. У нас фактически остался некий «железный занавес», скажем, заправки наших нефтяных компаний есть на Украине, в Прибалтике, Западной Европе, но у нас в стране их розничных продавцов ГСМ нет. По сути, у нас свой экономический анклав, и то, что происходит в мире, в том числе снижение цен на нефть, на нашем потребителе ГСМ мало отражается.

Мы проводили и постоянно проводим проверки топливных компаний. Закон о защите конкуренции может совершенно по-разному толковаться различными судами, и не всегда мы можем доказать, что нарушения есть. Особенно непросто это в спорах с нефтяными компаниями.  

Приведу примеры. У нас было дело об установлении и поддержании цен на ГСМ в отношении двух компаний в Старом Осколе. Они восемь раз единовременно установили и поддерживали одинаковые цены на бензин. Наше решение о наличии антиконкурентного сговора суды оставили в силе, нарушители заплатили штраф в 2,5 млн рублей. Вскоре подобные действия выявляем и со стороны газовых автомобильных заправок – 13 раз единовременно установили и поддерживали одинаковые цены на газ. УФАС признаёт сговор и штрафует продавцов газа. Но в суде продавец говорит о том, что меняет цену сразу после того, как едет на работу мимо заправки конкурента и видит, что у него она повысилась, а сговора нет. Суд отменяет наше решение и штрафы, так как произошло так называемое «зеркальное изменение цен». Более того, суд постановил, что мы вообще не должны были сравнивать эти заправки, поскольку один продавец работает только в городе, а другой – по всей области, на разных несопоставимых товарных рынках. То есть итоги рассмотрения в судах законности решений антимонопольного органа носят непредсказуемый характер.

О снижении цен

– ФАС России предлагает снизить до 150 рублей цену на слабоалкогольную водку 38 градусов, аргументируя это мерами борьбы с нелегальным рынком. Как вы считаете, будет ли эта мера эффективной?

– «Слабоалкогольная» водка крепостью 38 градусов – это нечто схожее с «экономичными» лампочками накаливания мощностью 99 Ватт, противопоставляемым «неэкономичным» 100 ваттным лампочкам.

Думаю, в борьбе с потреблением суррогатного алкоголя это вряд ли существенно поможет, особенно на селе, в малых городах и пригородах. Я родился и вырос на Старом городе, где все прекрасно друг друга знают. К сожалению, множество моих друзей детства, одноклассников уже на кладбище – в основном из-за зелёного змия. Всем известны местные адреса, где гонят и дёшево продают самогонную отраву, это свойственно сегодня не только частному сектору, но и многоэтажным микрорайонам. Недавно слышу старогородскую новость: местные самогонщицы разорены, нет сбыта зелья! Порадовался: наконец-то пресекли незаконный оборот. Ничего подобного, говорят старогородцы, просто появилась новая конкурентоспособная точка, подпольно торгующая дешёвой палёной водкой, дешевле самогона. Убеждён, путь борьбы с алкогольным суррогатом один: активная и открытая для общества работа правоохранителей по выявлению и жёсткому пресечению его изготовителей и продавцов на местах. Люди же только помогут в борьбе с источниками пойла и скажут спасибо за искоренение этой беды.

– Ещё одна инициатива ФАС касается услуг ЖКХ. Предлагается установить предельные индексы роста тарифов не только на коммунальные, но и на жилищные услуги. Как вы считаете, какой эффект это даст?

– Тарифы на водоснабжение, свет, газ, тепло устанавливает областная комиссия по ценам и тарифам, а тарифы на обслуживание жилья устанавливают представительные органы местного самоуправления. Я не припомню случая, когда территориальный антимонопольный орган признавал размер таких тарифов противоречащим антимонопольному законодательству либо такие принимались с нарушением установленной процедуры. Установлению тарифов предшествует непростая процедура расчёта их экономической обоснованности с участием многих специалистов. Тарифы не берутся с неба.

Но предельные индексы роста тарифов, с одной стороны, благо, а с другой, могут обанкротить тех же производителей и поставщиков потребляемых ресурсов. В убыток себе долго никто работать не сможет. Скажем, реформа энергетики привела к не тем последствиям, на которые рассчитывали. В Белгородской области всё неплохо, потому что процессы такого реформирования находились под жёстким контролем регионального руководства. А, к примеру, в Тверской области созданы около 300 независимых операторов по передаче электроэнергии. Они просто спекулируют на продаже электроэнергии, ничего не вкладывая в сети, и уже некоторые районы остаются без электричества. У нас этого нет, но в связи с тем, что разделили производство, передачу, продажу электроэнергии и отопление, оказалось, что в непростом положении находятся производители горячей воды для отопления, и стоит вопрос – как преодолеть негативный сценарий развития ситуации. Дорожает газ, соответственно, поднимают цены на тепло. Если будут экономически необоснованные предельные индексы, то может случиться так, что производитель тепла будет работать себе в убыток, и сколько это продлится? Это механизмы, по сути, нерыночные и требуют тщательного, безошибочного экономического обоснования.

О рекламе

– ФАС России и банк России договорились о содействии и совместных мерах в отношении рекламы недобросовестных финансовых структур. Часто ли встречаются такие нарушения у белгородских компаний?

– Речь идёт о финансовых структурах, которые предлагают людям потребительские займы или размещение средств под высокие проценты. Они в рекламе называют себя микрофинансовыми организациями, но при этом не зарегистрированы таковыми в Центробанке.

Закон о рекламе, в отличие от закона о конкуренции, конкретен и не позволяет двояко толковать понятия. Мы выявляем много нарушений в части финансовых услуг, но не со стороны банков, а со стороны продавцов и магазинов. К примеру, вывеска «Продаю косметику. Кредит». Написал «кредит» – это уже финансовая услуга, и нужно написать какой кредит, на каких условиях – наша основная претензия в том, что дана неполная информация о финансовых услугах.

Существует ложное мнение, что если есть реклама микрофинансовых организаций, то она уже как таковая с нарушениями – ничего подобного. Организация может и работает с нарушениями, но её реклама может и не противоречить закону. Или сейчас демонизированы, отчасти заслуженно, коллекторы. Но это не значит, что реклама коллекторского агентства изначально будет нарушать закон. И наоборот, у нас немало расчудесных газет, многократно нарушающих при этом законодательство о рекламе.

Последнее обращение по рекламе микрофинансовых организаций пришло к нам от регионального отделения Народного фронта. Сейчас мы анализируем тексты и изображения этой рекламы.

– Кстати, и в закон о рекламе ФАС предлагает внести изменения, которые затронут печатные СМИ. Какие это изменения и будут ли они ощутимы газетами и журналами?

– Изменения касаются рекламных площадей. Их предлагают увеличить в объёме одного номера с 40% до 45%. Я не думаю, что это сильно отразится на бюджете печатных изданий. Главное в газете – острые темы и проблемные материалы, которые делают газету интересной, а если их нет, то и реклама не поможет.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×