• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
25 сентября 2014 г. 12:13:28

В Строителе школьники собрали робота для теплиц, зарубежный аналог которого стоит десятки тысяч долларов

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Робот: безымянный, но перспективный
Фото Владимира Юрченко

В России производится менее 1 % роботов, выпускаемых в мире. Обидно. А в обычной школе № 3 города Строителя Белгородской области ребята под руководством учителя информатики сделали робота, который способен контролировать микроклимат в теплицах.

Кружок робототехники появился в школе с приходом молодого учителя Никиты Шумакова. Сейчас Никите Александровичу всего 24 года, здесь он работает второй год, а весь педагогический стаж – пять лет. Когда успел столько отработать? Оказалось, Никита сначала окончил колледж, потом ушёл в армию, отслужил и пришёл в сельскую школу учителем труда. Через три года перевёлся в школу № 3 в Строителе, но уже учителем информатики. Заочно учился в вузе. Теперь он преподаватель в четвёртом поколении.

«Сначала я решил сделать школьное радио. Ко мне стали подтягиваться мальчишки, заинтересовались, – вспоминает Никита Александрович историю кружка, – на каникулах приходили и вместе со мной тянули проводку. Были и ребята, которые хорошо соображали в программировании, занимались в радиокружке при Доме творчества. Идея сделать робота пришла в голову не мне, а Тимуру Грибову, сейчас он уже студент первого курса «технолога». Сначала мы задумывали его как учебную платформу. Дело в том, что сейчас программирование в школе изучается на примере задач, а их решать не очень интересно. Школьникам гораздо интереснее собрать что-то, запрограммировать и увидеть, как этот механизм будет работать. Я заказал необходимые компоненты, и мы начали создавать обучающего робота. Если его покупать, то стоимость готового комплекта будет около 20 тысяч рублей. Мы же посчитали и пришли к выводу, что аналогичного робота можно собрать за полторы-две тысячи рублей. Роботы, которых поставляют в школы, рассчитаны на второй-третий класс, в них всё примитивно и понятно, и старшеклассникам работать с ним не интересно. Им хочется уже сделать, сконструировать что-то своё, своими руками».

Фото Владимира Юрченко

Потом в школе узнали о конкурсе «Мы – белгородцы! Думай, решай, действуй!» и решили в нём поучаствовать. В номинацию «Робототехника» кроме кружка из Строителя никто работ не представил, а Никите Шумакову предложили переделать проект, чтобы он подошёл для номинации «Альтернативная энергетика».

«Тогда у нас и родилась идея сделать передвижную метеостанцию, которая бы собирала данные, и на их основе регулировался бы микроклимат теплиц. Мы доработали робота, поставили необходимые датчики. Сделать настоящего робота, переделать модель не проблема, схема такая же. Но дело в том, что всё это собирается, как говорится, на коленке. Если бы нашёлся заказчик, – мечтает учитель, – поставил нам конкретную задачу, мы нашли бы способы, как её решить. Не хочется работать вслепую».

На роботе, имя ребята ему ещё не придумали, установлено около десятка различных датчиков. Он имеет два режима передвижения – ручной (управляется оператором) и автоматический. У него установлены ультразвуковые датчики расстояния, запрограммированные таким образом, что робот будет объезжать препятствия и никогда ни с чем не столкнётся.

«На платформе установлены датчики расстояния, давления, температуры, влажности воздуха. Есть также датчик осадков, который способен определять интенсивность осадков и их тип. Я изучал вопрос использования роботов в сельском хозяйстве, – говорит Никита Александрович, – и во многих источниках пишут, что это одна из отраслей, где их применение на самом низком уровне как у нас в стране, так и в мире. Что касается тепличных роботов, то их изготавливает единственная корпорация, которая находится в Америке. Стоимость их роботов – несколько десятков тысяч долларов. Они немного другие – могут сами, например, расставлять цветочные горшки, поливать. В принципе это и для нас посильная задача. Я задумывался о том, чтобы собрать нечто подобное, механизм захвата стоит порядка 300 рублей. Единственная проблема: данные компоненты у нас в России обходятся очень дорого, приходится их заказывать за рубежом».

Фото Владимира Юрченко

Модель, которую собрали школьники, обошлась всего в полторы тысячи рублей. Разработчики готовы сделать производственный вариант, который выйдет дороже прототипа, но гораздо дешевле американского аналога.

«Нам хотя бы окупить затраты, – бескорыстно размышляет Никита Шумаков, – для нас главное – получить нужный кому-то результат, увидеть его в работе».

К сожалению, у молодого школьного учителя нет контактов с владельцами теплиц, которые могли бы заинтересоваться и сделать заказ. Да к тому же непонятно, как это будет выглядеть с правовой точки зрения. Робот пока не запатентован: процедура непростая и дорогая.

Сейчас кружковцы работают над новой идеей. Никита Шумаков с одиннадцатиклассником Ильёй Белкиным задумали сделать самодвижущегося робота, который сможет перемещаться по заданному маршруту.

«Передвижная платформа будет служить как транспортировочная, в пределах одного предприятия либо цеха. Он будет, – раскрывает секрет изобретатель, – ориентироваться по элементарной линии на полу, которую можно провести обычной краской. И на этой платформе мы хотим установить автоматически подключаемый полный привод. То есть в зависимости от нагрузки смогут подключаться двигатели на каждое колесо».

Никита Александрович также уверен, что модные сегодня «умные дома» очень дорого обходятся владельцам. Например, оборудовать баню с электропечью устройством, позволяющим заблаговременно и издалека протопить её, можно приблизительно за 3,5 тысячи рублей. Педагог искренне удивляется и не понимает, почему фирмы берут за эту услугу огромные деньги.

В своей работе школьники используют не только покупные детали. В дело идут элементы устаревшей или испорченной бытовой техники, компьютеров и даже детские игрушки. Один кружковец смастерил для своей бабушки из старой стиральной машины активаторного типа современный аппарат для стирки с дистанционным управлением. Свои запасы мальчишки уже все «подчистили», поэтому если у кого-то пылится ненужная старая техника, то её с удовольствием примут в дар.

Кабинет, где можно мастерить роботов, в школе есть, ребята и руководитель довольны, единственное, что хотелось бы, говорит учитель, иметь паяльную станцию. Такая станция позволяет работать с очень тонкими компонентами и к тому же более качественно. Она стоит около четырёх тысяч рублей. Семьи у Никиты пока нет, поэтому на свою зарплату начинающего педагога он не жалуется, но четыре тысячи – это для него существенная сумма, и суперпаяльник остаётся мечтой. Очевидно, что таким умным, увлечённым, талантливым ребятам нужно создавать все условия, только твори, молодёжь. Но кто-то должен ими заинтересоваться, заняться, найти спонсоров… Пока с этим проблемы, а всего-то и нужно – немного участия, немного денег.


для комментариев используется HyperComments