• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
20 января 2015 г. 15:48:10

Зампредседателя Общественной палаты региона о том, как инициативы белгородцев способствуют построению гражданского общества

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru

В 2014 году гражданское общество Белгородской области продолжило развиваться как система институтов, обеспечивающих реализацию и взаимосогласование гражданских прав и свобод с правами сообществ и общества в целом.

Как отмечается в Ежегодном докладе ОП РФ за 2014 г. «события уходящего года со всей очевидностью показали, что государство и гражданское общество России не являются антиподами… Вызовы, с которыми столкнулась Россия в 2014 году – украинский кризис, воссоединение с Крымом, попытки международной изоляции и экономического давления, – показали высшую ценность общенационального единения… Поступательное развитие России может быть обеспечено только сплочением, гражданской солидарностью, взаимной ответственностью и сотрудничеством государства и общества…».

Демография

На сегодняшний день одним из главных общественных институтов остаётся семья, и её роль в развитии государства и общества постоянно растёт. В 2014 году была утверждена Концепция государственной семейной политики до 2025 года. Ожидается, что в ближайшее десятилетие будет сформирована система мер, позволяющая семье чувствовать себя уверенной и защищённой от различных рисков.

Белгородская область ныне – один из субъектов Российской Федерации с растущей рождаемостью. Несмотря на достижения в семейной политике на территории области, гражданское общество считает необходимым обеспечить популяризацию семейных ценностей, традиционной семьи, брака и многодетности. Внимание гражданского общества к проблемам детей-сирот выросло, однако на этом направлении предстоит ещё многое сделать.

Достигнутый в 2014 году уровень доверия, как показывает практика, напрямую зависит от доверия людей к институтам гражданского общества. Значительное влияние на рост доверия людей к ним оказало совершенствование деятельности Общественной палаты Белгородской области и её комиссий в 2014 году, создание муниципальных общественных палат в городах и районах области, складывание первого положительного опыта их деятельности.

Важным элементом контроля являлась экспертиза законопроектов. Общественная палата области, её комиссии, актив крупнейших общественных организаций систематически проводил оценку готовящихся законодательных и нормативных актов. Одновременно значительное внимание уделялось тому, как действуют законы, особенно местные. Рекомендации после проведения экспертизы готовящихся законопроектов широко использовались в комитетах Белгородской областной Думы, Советами депутатов на муниципальном уровне.

Главная составляющая общественного контроля – взаимодействие общественности с государственными органами. Надо признать, что в 2014 году ни одно обращение Общественной палаты области в государственные органы, в органы местного самоуправления городов и районов не остались без развёрнутых и аргументированных ответов. В то же время остаётся много вопросов к тому, каким образом должны функционировать механизмы общественного контроля. В 2015 году новому, четвёртому составу Общественной палаты области предстоит эти механизмы отработать, сделать их более эффективными и результативными.

Уровень доверия между людьми в России и её субъектах пока ещё остаётся невысоким. Так, более чем три четверти граждан считают, что в целом в отношениях с людьми следует быть осторожными. Лишь каждый пятый полагает, что большинству людей можно доверять. Практически подобные же результаты получены социологами при изучении факторов доверия людей друг к другу в Белгородской области. Как результат, более половины белгородцев в 2014 году не участвовали в общественных мероприятиях на своих территориях. И хотя этот показатель несколько лучше, чем по России, он не может не беспокоить лидеров и актив гражданского общества.

По оценкам белгородских социологов (см. «Разработка и реализация стратегии формирования солидарного общества в Белгородской области. – Белгород, 2014 – с. 46) Губернатору Белгородской области доверяют 68,3% опрошенных, правительству области – 40,8%, Белгородской областной Думе – 40%. Средний показатель доверия органам государственной власти составляет около 50%.

Среди важнейших направлений, где вырос уровень участия граждан, а следовательно, и доверия к общественным инициативам, – реализация на территории Белгородской области социальных проектов «Управдом» и «Народный контроль», «Школа грамотного потребителя».

За 2014 год проведено массовое обучение активных жильцов и ветеранов-активистов применению законодательства и норм в области управления ЖКХ, грамотного использования своих прав. Расширилась просветительская деятельность через массовое распространение юридической, экономической и социальной информации, необходимой собственникам жилья. Это тем более важно, что большинство обращений граждан в общественную приёмную Общественной палаты области, общественные приёмные городских и районных общественных палат связаны с нарушением прав граждан в сфере ЖКХ, объясняются многочисленными нерешёнными обычными житейскими проблемами людей.

Общая ситуация в этой сфере такова, что органам местного самоуправления в городах и районах области пока не удаётся остановить волну жалоб и заявлений граждан на невыполнение соответствующими структурами ЖКХ своих договорных обязательств. Люди задают правомерные вопросы о том, что, оплачивая услуги, они не получают адекватного их качества. Одновременно и в среде граждан остаётся немалое количество людей, которые не выполняют договорных обязательств, несвоевременно оплачивают услуги ЖКХ или имеют значительные задолженности по оплате предоставленных услуг. Очевидно, что в гражданском обществе наиболее актуальной задачей является воспитание у граждан правовой культуры и законопослушания.

Под руководством общественных палат области, городов и районов улучшилась работа по изучению и рассмотрению практики работы социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе и тех, которые получили гранты из областного бюджета. В гражданском обществе сложилась система внесения предложений по повышению эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Немало таких предложений поступило от лидеров общественных организаций области в общественную приёмную Общественной палаты области.

Определённую положительную работу на этом направлении проводила комиссия по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты области. Совместно с департаментом экономического развития Белгородской области осуществлялся контроль за избыточным регулирующим воздействием на субъекты предпринимательства Белгородской области и формированием цены и качества продовольственной продукции.

Во взаимодействии с департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области осуществлялся общественный контроль за качеством услуг в сфере ЖКХ, проводился анализ оценки гражданским обществом хода реформ в этой сфере. Надо признать, что от общественных организаций, отдельных граждан поступило немало дельных предложений по улучшению ситуации в системе ЖКХ, однако в большинстве случаев они пока остаются нереализованными.

В 2014 году возросла активность регионального отделения общественной организации «Опора России», что позволило вовлечь в процессы гражданского общества средний класс, предпринимательское сообщество, граждан, работающих в сфере предпринимательства по найму. Анализируя ситуацию в гражданском обществе Белгородской области, необходимо отметить всё нарастающие настроения в предпринимательском сообществе, которые сопровождаются настойчивым желанием, чтобы был наложен мораторий на все решения, ухудшающие условия для ведения бизнеса. Предпринимательское сообщество считает, что необходимо осуществление общественного контроля: за затратами государственных корпораций и ведущих компаний с государственным участием; за методами и практикой разработки бюджетов и бюджетных программ, ходом их реализации; за деятельностью федеральных органов исполнительной власти на территории Белгородской области по созданию благоприятных условий для деятельности регионального бизнеса; за распределением инвестиционных и финансовых ресурсов.

Равенство

Нельзя не видеть, что в гражданском обществе нарастает негативное отношение к неравенству в доходах, которые являются сверхвысокими и в большинстве случаев не легитимными. Полученные белгородскими социологами данные свидетельствуют об остроте проблемы равенства в гражданском обществе Белгородчины, значительно актуализирована в последнее время многогранная проблема социальной справедливости. Применительно к самореализации в экономической деятельности белгородцев беспокоит прежде всего растущее неравенство в возможностях и уже только затем неравенство в доходах. Негативные эмоции определённой части белгородцев связаны с невозможностью ими реализовать минимальные социальные стандарты в рамках избранной профессии по месту своей работы. Гражданское общество области 2014 года со всей очевидностью демонстрирует, что абсолютное большинство белгородцев сделало выбор в пользу формирования общества равных возможностей, что является и устойчивой социокультурной нормой в России в целом. Органы государственной власти региона не должны недооценивать эти тенденции, обязаны предпринимать усилия для выравнивания возможностей людей в достижении ими приемлемых для них стандартов жизни.

Одновременно следует проводить комплексную воспитательную и просветительскую работу в среде людей, имеющих значительные доходы, для формирования у них стимулов к меценатству, благотворительности, социально приемлемым формам жизнедеятельности. Очевидно, что гражданское общество не приемлет стереотипов поведения «новых русских», когда ими демонстрируется богатство, роскошь, пренебрежение к людям среднего и небольшого достатка. Жизнь «на показ» наносит огромный ущерб работе по формированию солидарного общества, а те слои общества, которые не готовы овладевать культурой соборного сообщества, выступают тормозом в реализации областной Стратегии формирования солидарного общества на Белгородчине.

Высокую ответственность белгородцы возлагают на некоммерческий сектор как организационную основу гражданского общества. В 2014 году на территории Белгородской области функционировало 1050 общественных организаций (объединений), 367 религиозных организаций, 289 социальных, благотворительных и иных фондов, 1201 ассоциация и союз, в том числе профессиональных. Численность членов таких организаций и объединений колеблется от нескольких десятков до нескольких человек. Как и в России в целом, НКО на Белгородчине пока не преодолели следующие проблемы: 1) недостаточная профессионализация НКО. Нередко сами общественные организации ориентируются скорее на контроль за выполнением социальных полномочий, чем на самостоятельное предоставление услуг населению; 2) низкий уровень доверия. Как показывают все существующие социологические исследования, в России уровень доверия некоммерческому сектору невысок. Многие люди мало знают об их практической деятельности.

В 2014 году Комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты области в целом обеспечивала информационное сопровождение деятельности региональной Общественной палаты, в том числе – поддержку официального сайта www.op31.ru, публикации в СМИ, анонсирование приёма граждан в телевизионном и радиоэфире, участие в выпуске журнала «Белгородское солидарное общество» и т. д. Вместе с тем надо объективно признать, что многие жители области ещё недостаточно осведомлены о деятельности областной, городских и районных общественных палат, многих общественных организаций.

В мае 2014 года в рамках круглого стола «Соблюдение Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части обеспечения права на доступ к информации» Комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты представила рейтинг информационной открытости органов власти, крупных бизнес-структур и других организаций региона. Актуальность и значимость данной проблемы обусловлены тем, что современные массмедиа являются важным элементом гражданского общества и связующим звеном между властью, бизнесом и широкой общественностью. Следует отметить, что в настоящее время в Белгородской области сохраняется негативная тенденция, характеризующаяся постоянным нарушением права СМИ на доступ к информации. Руководители органов власти, муниципальных учреждений, бизнес-структур часто допускают нарушения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», игнорируя редакционные запросы, нарушая семидневный срок предоставления ответа, ограничиваясь «отписками». При этом они, по сути, отказывают в информации не конкретному журналисту или редакции, а аудитории СМИ – жителям Белгородской области, чьи налоги тратятся на содержание данных государственных и муниципальных служащих. Кроме того, государственные и муниципальные служащие нарушают действующее законодательство Российской Федерации – нормы информационного права.

Интернет

Необходимость развития институтов гражданского общества, повышения роли общественности в решении многообразных проблем региона, прежде всего воспитания подрастающего поколения, требует особого отношения к Интернету как главному и наиболее привлекательному источнику информации для молодёжи, для детской и подростковой аудитории. Современная медийная среда оказывает далеко не положительное влияние на формирование нравственных ценностей и жизненных установок. Ценности, которые транслирует подавляющее большинство медийных каналов для детей и подростков, не имеют ничего общего с ценностями формирующегося солидарного общества Белгородчины. ЮНЕСКО провозгласило медиа-образование педагогикой XXI века. Комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты области провела круглый стол «Развитие медиаобразования как элемента нравственного воспитания детей и подростков в Белгородской области». По его результатам департамент образования Белгородской области выступил с инициативой пилотного проекта по внедрению элементов медиа-образования в учебный процесс, а редакция областного детского журнала «Большая переменка» запустила проект «Пресса в образовании».

Негативное влияние Интернета очевидно, и общественным организациям области необходимо выработать скоординированные Концепцию и Стратегию деятельности на этом направлении. В интернет-пространстве должно появляться, в том числе и при участии гражданского общества Белгородчины, всё больше высоконравственных и духовно-культурных ресурсов, которыми могло бы пользоваться как взрослое население, так и молодёжь.

Как и в предшествующие годы, важнейшим ресурсом для расширения гражданской активности является «самовоспроизводство»: чем больше людей оказываются благоприобретателями их деятельности, тем более привлекательной она становится для людей. Личный пример, гражданское подвижничество стало наиболее мощным двигателем роста рядов многих общественных организаций. Практика деятельности граждан, включившихся в общественную деятельность, показывает, что ими инициируются всё более интересные и более крупные проекты, которые должны быть ресурсообеспеченными. В этой связи от государственных органов власти, органов власти на уровне городских и районных муниципальных образований, от бизнес-структур требуется более целенаправленная и активная грантовая, спонсорская поддержка инициатив институтов гражданского общества и отдельных активистов.

2014 год обнаружил настоятельную потребность в создании на уровне городов и районов образовательных центров для членов муниципальных общественных палат, лидеров общественных организаций и гражданских активистов. Специалисты органов власти всех уровней в Белгородской области должны оказывать образовательную, методическую и иную помощь гражданам, желающим включиться в разнообразные формы социального творчества. Повышение профессионализма в общественной деятельности могло бы сдвинуть с места проблему участия гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. Следует отметить, что гражданское общество области негативно относится к огромному потоку разговоров о борьбе с коррупцией и реально видит, что антикоррупционная политика пока не даёт желаемого результата. Остро эту проблему в очередной раз обозначил в ежегодном Послании Федеральному собранию РФ Президент России Владимир Путин. Очевидно, пока гражданское общество не будет в состоянии активно участвовать в антикоррупционных общественных акциях, многое из того, что относится к противодействию коррупции, останется благим пожеланием.

Общественная активность

Общественная палата области систематически отслеживала в 2014 году социальные сдвиги в общественной активности граждан, сопоставляла общероссийскую и региональную классификации с точки зрения проявления гражданами общественной, социальной активности. В гражданском обществе Белгородской области можно выделить следующие типологические группы: группа «реальной» активности – в неё входят люди, проявляющие разную степень активности в реальной жизни: активисты – не институализированные добровольцы, включённые в помогающее поведение, самоорганизацию по месту жительства; волонтёры – институализированные добровольцы, включённые в деятельность тех или иных НКО, благотворительных фондов, обществ самопомощи и т. д.; группа «виртуальной» активности – в эту группу входят респонденты, в повседневной жизни не участвующие в общественной деятельности, но активно пользующиеся Интернетом; группа с отсутствием общественной активности – в эту группу входят те, кто не включён ни в реальную добровольческую активность, ни в виртуальную активность, замкнутые на личных проблемах.

Как показывает анализ, в 2014 году число белгородцев, занимающихся добровольной и безвозмездной общественной деятельностью, выросло на 3% (в 2013 году – 22%, в 2014 году – 25%). Рост обеспечен за счёт притока в в эту сферу деятельности нового пополнения молодёжи.

Как и в 2013 году, в 2014 году благотворительная деятельность белгородцев реализовывалась в двух формах – через добровольческую активность и посредством денежных пожертвований.

Добровольческая деятельность представляет собой важнейшую практику гражданского общества. Добровольчество принято подразделять на формальное и неформальное. Основное отличие заключается в том, что первое связано с деятельностью в какой-либо организации, а второе – нет. На Белгородчине, как и в России, в современных условиях более развито неформальное добровольчество. Новая волна интереса граждан к благотворительности и добровольчеству возникла на фоне событий на Украине в 2014 году. Белгородцы в очередной раз продемонстрировали свою солидарность с братским украинским народом и несмотря ни на какие происки антироссийских и антиукраинских сил содействовали реализации благотворительных программ для жителей Новороссии, для поддержки нового субъекта РФ – Республики Крым, для всемерной помощи беженцам из Донецкой и Луганской областей.

Впервые за последние годы, в 2014 году гражданский активизм становится существенным фактором в жизни общества. С помощью него гражданское общество области считает возможным реализовать такие свои ценности, как взаимопомощь и солидарность. По оценкам белгородских социологов (см. «Разработка и реализация стратегии формирования солидарного общества в Белгородской области. – Белгород, 2014. – с. 32) белгородцы достаточно хорошо представляют, что такое солидарное общество: 47,18% опрошенных отметили, что это общество, объединённое общими ценностями и взаимной ответственностью его граждан. По мнению белгородцев, наиболее важным в отношениях с ближайшим окружением являются: доверие – 36,40% опрошенных, взаимопомощь – 33,00%, порядочность – 24,30%, культура общения, вежливость – 21,80%. Характеризуя отношения в трудовом коллективе, белгородцы на первое место поставили уважение – 34,40%, на второе профессионализм – 29,50%, на третье – сотрудничество – 27,00%, на четвёртое – коллективизм – 22,90%, на пятое – трудолюбие – 20,90%.

Оценить гражданское общество Белгородчины невозможно без понимания того, что граждане считают наиболее важным в отношениях между людьми в нашей области. Из опрошенных белгородцев в 2014 году наиболее важным в отношениях между людьми – 29,90% назвали справедливость, 22,20% – духовность, общественную мораль, 20,80% – безопасность, 20,40% – культуру общения, вежливость.

О настроениях в гражданском обществе Белгородчины говорят и некоторые тревожные данные. Так, при оценке удовлетворённости качеством человеческих отношений только 37,50% опрошенных высказали удовлетворённость отношением к ним со стороны представителей власти. При этом, высказывая неудовлетворённость качеством человеческих отношений, белгородцы на первое место по степени неудовлетворённости поставили сотрудников государственных и муниципальных учреждений. Во многом такие данные объясняются и тем, что 33,7% опрошенных белгородцев не удовлетворены уровнем безопасности своей жизни. Среди угроз жизни белгородцы выделяют высокий уровень преступности (37,39%), возможность войны (35,91%), болезни, невозможность получить качественную медицинскую помощь (32,05%), несоблюдение прав граждан (28,97%), распространение социальных болезней (28,78%), неблагоприятную экологию (28,19%).

Следует отметить, что эксперты Общественной палаты Российской Федерации единодушны в том, что неоднозначно воздействует на ситуацию в гражданском обществе экономическая и политическая система, сложившаяся в стране в целом. С одной стороны, на федеральном уровне необходимость развития общественной инициативы, общественного контроля всячески подчёркивается, активно идёт процесс внедрения принципов открытости в работу органов власти. С другой –
взаимоотношения между различными уровнями власти и особенно межбюджетные отношения сегодня объективно оказываются тормозом развития самостоятельности муниципалитетов и в том числе – развития гражданской инициативы на их территории.

Необходимо отметить, что лидеры общественных организаций области активно выступают за расширение использования процедуры проведения общественных слушаний. По их мнению, это не только активизирует граждан, которые пока ещё не участвуют в проектном творчестве в гражданском обществе, но придаст системность и комплексность работы формирующихся институтов гражданского общества.

Требует дальнейшего совершенствования внедрение института ТОСов. Территориальное общественное самоуправление является важной, может быть, даже ключевой формой локального местного сообщества, формой самоорганизации граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, выражения своей гражданской активности в муниципалитете. В одних муниципальных образованиях Белгородской области уже накоплен значительный положительный опыт таких социальных практик, в других работа только разворачивается. Между тем, как показывает изучение положительного опыта в других регионах, особым спросом у общественности пользуется деятельность региональных центров общественного контроля, особенно в сфере ЖКХ.

В практику работы первых центров на территории Белгородской области вошли: мониторинг ситуации в сфере ЖКХ, анализ правоприменительной практики и общественная экспертиза проектов нормативно-правовых актов; создание реестров региональных некоммерческих организаций, работающих в сфере ЖКХ, и объединение их усилий для решения общих задач; организация широкого общественного обсуждения в субъекте РФ проблем, существующих в сфере ЖКХ, и путей их решения; обсуждение с участниками рынка проектов нормативно-правовых актов и правоприменительной практики; выявление системных проблем и пробелов федерального законодательства в сфере ЖКХ.

В современных условиях на территории Белгородской области активная общественная жизнь не умещается только в рамки формальных организаций. Её центром становятся не столько некоммерческие организации, сколько неформальные группы активистов и всевозможные столь же неформальные сети. Можно отметить новые бурно развивающиеся явления в сфере активизма. К ним относятся: самостоятельная роль интернет-активности и заметная роль интернет-коммуникаций в традиционных общественных практиках; повсеместное распространение городского гражданского творчества, добровольчества и благотворительности; гражданская активность идеологизированных (политизированных) групп; сети, мобилизующие многих других людей по поводу стихийных бедствий (пожары, наводнения).

В этой связи огромное значение имеет деятельность общественных организаций по формированию правовой культуры и защите прав граждан. Центральной проблемой остаётся недостаточная проработанность законодательного регулирования защиты прав потерпевших. В ходе обсуждений в Общественной палате России отмечалось, что ежегодно в стране потерпевшими становятся более 10 млн человек. Более 60% не обращаются в полицию, а предпринимают самостоятельные действия по восстановлению справедливости, вплоть до самосуда, более 10% правонарушений совершаются теми, кто ранее был жертвой преступления. Для абсолютного большинства потерпевших недоступны услуги адвокатов, отсутствует реальный механизм получения компенсаций, прописанный в 52 статье Конституции РФ. Четвёртому составу Общественной палаты области надо обратить особое внимание на правозащитную деятельность, так как в гражданском обществе она становится одним из главных направлений.

Сохранить единство

Сохранение межнационального мира и согласия, противостояние попыткам расшатать единство нашей страны, посеять этническую и религиозную вражду – это важнейшая составляющая успешного развития гражданского общества в России. В 2013 году Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной национальной политики России, в обсуждении которой активно участвовала Общественная палата Белгородской области.

Большую роль в проведении национальной политики в Белгородской области имеет государственная поддержка деятельности некоммерческих организаций, в том числе национальных объединений. Большая часть проблем в сфере межэтнических взаимоотношений обусловлены ситуацией в области миграции. Одна из проблем последних лет – ежегодные миграционные потоки из стран ближнего зарубежья в Белгородскую область значительного количества мигрантов. Одна из актуальных, но пока не решённых задач – создание адаптационных центров. К её решению могут быть привлечены в том числе и общественные организации.

Дискуссия о соблюдении свободы совести и вероисповедания в современном российском обществе активно ведётся на протяжении последних лет. Общественная палата области не первый год является площадкой диалога общества и церкви, обсуждает принципы и рамки государственно-конфессиональных отношений.

Экспертами Общественной палаты Российской Федерации было подчёркнуто, что большинство россиян не разделяют точку зрения, что религиозные организации должны ограничиваться лишь богослужебной деятельностью. Россияне приветствуют широкую социальную деятельность Русской Православной Церкви, исламских и иных религиозных организаций в надежде, что это поможет преодолеть отдельные социальные недуги российского общества, в первую очередь, падение морально-нравственных устоев. В частности, россияне поддерживают идею передать под управление религиозных организаций часть детских домов и домов престарелых.

Актуальность проблемы военно-патриотического воспитания ещё более возрастает в связи с проведением реформы системы образования в России. Одной из функций учебных заведений становится формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных качеств личности, являющихся основой гражданского самоопределения и самореализации молодого человека.

В то же время в 2014 году в стране остаётся так и не созданной единая общефедеральная система военно-патриотического воспитания граждан. В этой связи следует отметить, что в Белгородской области уже на протяжении многих лет реализуются крупные проекты и программы военно-патриотического воспитания, что в положительном плане выделяет Белгородскую область на фоне других субъектов Российской Федерации.

Значительную роль в военно-патриотическом воспитании белгородцев играет комиссия по делам ветеранов и инвалидов Общественной палаты области. На заседаниях комиссии рассматривались наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизненных проблем ветеранов и инвалидов.

В гражданском обществе Белгородчины в 2014 году замечен рост социального спроса и активности в сфере массового спорта и физической культуры. Постоянно уделяют внимание массовому спорту, посещают спортивные занятия, занимаются физкультурой более половины белгородцев (52% в Российской Федерации). Вместе с тем у людей значительный спрос на организаторов в области физической культуры, на тех людей, которые могли бы обеспечить активность в области массового спорта по месту жительства. Надо признать, что органы государственной власти, общественные организации пока ещё не могут ответить должным образом на этот вызов, наибольшую активность проявляют те граждане, которые в области спорта действуют на профессиональной основе. Следует также учитывать, что более трёх четвертей белгородцев позитивно восприняли постепенное введение норм ГТО.

В заключение необходимо отметить, что самое яркое явление в жизни гражданского общества 2014 года – это рост активизма, добровольчества и благотворительности. Патриотический подъём, внимание к проблемам страны, образования, культуры, семьи не должны быть упущены властью. Всемерная реальная поддержка гражданского общества – залог успеха в работе по преодолению кризисных явлений в экономике страны, прекрасный шанс дать мощный импульс экономическому и политическому развитию России.

Печатается в сокращении. Полная версия доклада доступна на сайте Общественной палаты Белгородской области www.op31.ru


для комментариев используется HyperComments