• 65,81 ↑
  • 75,32 ↓
  • 2,33 ↓
7 июня 2018 г. 11:54:41

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Пуп Земли. Почему село Тростенец заслужило необычный памятный знак
Фото Владимира Юрченко

Село Тростенец, по мнению специалистов, находится как раз посредине Белгородской области. Скоро здесь установят знак, подтверждающий этот географический факт.

Селяне уже окрестили памятник «пупом Земли». Нам же использование народного названия показалось точным и по другим причинам. Вся история Тростенца и старания его жителей сохранить традиции говорят о том, что это особое место средоточия духовных и культурных ценностей. Поэтому мы попросили самих тростенчан поразмышлять, в чём заключается его уникальность.

Мы – везде

На карте Тростенец напоминает камень, венчающий кольцо дорог. К нему можно добраться только по кругу и специально, а никак не мимоходом. Доморощенные философы, возможно, увидят в этом символический смысл о единстве и целостности этого места. Сами же тростенчане, не привыкшие к заумным аналогиям, считают своё село обычной глубинкой. Но не обособленной, а открытой, откуда сыновья уходят в большой мир, чтобы сделать что‑то полезное.

«Из нашего села вышли и депутаты Верховного Совета, и космостроители, и инженеры. Большое число тростенчан трудится по всей стране в юридической сфере, учительствует. А культурные, исторические события? Какой праздник, конкурс ни возьми – от всемирных хоровых игр до исторических реконструкций,– везде нашего человека встретишь,– перечисляет руководитель фольклорного ансамбля «Истоки» Василий Алехин. – Интересно, что практически все уехавшие из села, рано или поздно возвращаются в родные края – тянут эти места с невероятной силой».

Василий Викторович уверен, что Тростенец для его жителей – своего рода оберег и защитник, который питает и помогает выстоять в любых испытаниях.

Василий Алехин, Мария Беседина, Ольга Алехина и Татьяна Ухаботина.
Василий Алехин, Мария Беседина, Ольга Алехина и Татьяна Ухаботина.
Фото Владимира Юрченко

В Тростенец

Эта уверенность подкрепляется жизненными примерами. Вот, например, какую историю рассказала об одном из старейших жителей села Николае Беседине его дочь Мария. Сама Мария Николаевна в 1980-е годы, получив диплом геолога, уехала под Нижневартовск искать нефть, а пять лет назад, выйдя на пенсию, вернулась в село.

«Моему папе, Николаю Беседину, от жизни крепко досталось. Отец его, бывший солдат царского Семёновского полка, георгиевский кавалер, скрывался от преследований Советской власти в Харькове. А маму в 1934 году колхозный объездчик до смерти забил за собранные колоски. И папа, которому было на тот момент одиннадцать, вместе с пятилетней сестрой вынужден был буквально бороться за жизнь», – рассказывает Мария Николаевна.

Через несколько лет Беседин-старший сумел‑таки забрать детей к себе в Харьков. Оттуда в 1942 году Николая Беседина призвали на фронт.

«Папа вспоминал, что на пересыльном пункте он встретил своего земляка, Сергея Абашина. Тот, предвидя, какой бой их ждёт, сказал что скорее всего они погибнут. «Ну нет, я пройду всё и вернусь в Тростенец», – рассказывает Мария Беседина об отцовской вере.

Николай Леонтьевич побывал в двух тяжелейших сражениях, из которых живыми вышли единицы. А в 1942 году под Смоленском попал в плен. Оказался в итальянском лагере на острове Сицилия. В 1945 году, когда пленных освободили англичане, солдату Беседину объяснили, что на родину ему лучше не возвращаться, ничего хорошего его там не ждёт.

Но он твердил одно: «Нет, я – в Тростенец». Конечно, в СССР его арестовали, приговорили к расстрелу, который потом заменили на 25 лет лагерей. Трижды он бежал из них, направляясь в родное село! Каждый раз его ловили, усугубляя наказание. Последнее заключение отбывал на Колыме. Но выжил, вернулся по амнис-тии в 1955 году.

Фото Владимира Юрченко

Не каже, так не каже

«Николай Леонтьевич, как и другие наши односельчане, пережившие подобное, никогда не были в селе изгоями, которых избегали или ненавидели»,– продолжает племянница Беседина, в прошлом учитель начальных классов местной школы Татьяна Ухаботина.

Вчерашних зеков, политзаключённых, «врагов родины» без оглядки на прошлое принимали в семьях, их не сторонились соседи.

Такую терпимость, толерантность, сострадание, по словам Василия Алехина, тоже можно отнести к особенностям местных отношений. Объясняются они тем, что во все времена в селе превыше всех общественных законов ценили законы человеческие, христианские.

А ещё простые люди здесь всегда проявляли деликатность.

«Помню, приехал Сергей Петрович Елфимов из Звёздного городка в отпуск. «А что он там делает?» – интересуются соседки у его родных. А им отвечают: «Да он не каже». «Не каже, так не каже», – тут же усмиряют они любопытство», – рассказывает Василий Алехин.

Редкое всё‑таки это умение – не лезть в душу, оставаясь душевными.

Занятия в ДК.
Занятия в ДК.
Фото Владимира Юрченко

Добро пожаловать!

В том, что тростенецкая душевность безгранична, убедилась Ольга Алехина, перебравшаяся в село в 1992 году с родителями из Казахстана.

«Так получилось, что однажды большую часть привезённых нами вещей украли. И соседи, узнав об этом, понесли нам, кто что мог: продукты, одежду. Никто не остался равнодушным. Это потрясло нас до слёз, – вспоминает Ольга Владимировна. – И, прожив в Тростенце много лет, я понимаю, что душевная доброта здесь лежит в основе всего жизненного уклада».

С открытым сердцем встретили в селе и семью Абасовых, оставившую Баку во время войны в 1990-е годы.

«Люди здесь настолько добрые, приветливые, отзывчивые, что мы сразу почувствовали себя родными, полюбили Тростенец всей душой. Уже то, что мы, не русские по национальности, исполняем русские народные песни, говорит о многом», – рассказала Розина Абасова, под началом которой сегодня поют три её дочери и несколько вокальных коллективов местного Дома культуры.

Отсюда – никуда

Супруги Анастасия и Сергей Андреевы – коренные тростенчане. Выросли на одной улице, вместе в детских играх сбивали коленки, с седьмого класса дружить стали. Так всю жизнь вместе и идут. Весело вспоминают молодость, прежнюю жизнь, хотя им‑то как раз совсем не просто было: на их поколении лежали рекордные колхозные урожаи и надои.

«Я в колхозе бухгалтером работала. Но скидки на то, что отчёт надо сдавать, никто не делал. Нужно было со всеми выйти свёклу прополоть и удобрения разбросать», – вспоминает Анастасия Васильевна.

К тому же своё хозяйство держали.

«Детей растили, огороды по 50 соток обрабатывали. Так что по пальцам можно посчитать, когда мы из села выезжали», – продолжает она.

Но нет в её словах никакого сожаления об упущенных возможностях или не увиденных заморских красотах.

«Не знаю, кто как, а я всегда понимала, какое у нас красивое село. Весной и осенью – особенно. Смотришь вдаль с пригорка – душа радуется. Так что мы отсюда – никуда», – уверяет Анастасия Андреева.

И правда, пусть не обижаются другие белгородцы, но такие дивные пейзажи, как в Тростенце, редко где встретишь. Поэтому неудивительно, что у людей, здесь живущих, и в душе, и в делах – сплошная гармония.

Фото Владимира Юрченко

По старинке

Тростенчане – образец того, как нужно беречь традиции. Не только песни: семейные истории, народные приметы, религиозные обряды.

Мало где у нас соблюдают строгое церковное правило: в пасхальные праздники посещать кладбище только на Радоницу. А в Тростенце делают как положено. Даже невоцерковлённый человек обязательно придёт в храм посвятить пасхальный кулич. Помимо Пасхи («какая атмосфера в этот день в селе, какой потрясающий аромат куличей висит в воздухе!»), особо чтят здесь престольный праздник Покров.

«Даже в обыденных разговорах люди подчёркивают это. «На Покров отдам», – говорят, занимая что‑то. Или, если хотят отблагодарить человека, приглашают: «Заходи на Покров», – дополняет Василий Алехин.

Не сомневайтесь, что капусту в селе квасят, как прадеды – только после Покрова, а молодой картофель не копают раньше Петрова дня.

«Это не предрассудки, а народная мудрость, которую предки наши веками копили, хранили. Всё это работает и сегодня», – уверена Ольга Алехина.

Фото Владимира Юрченко

Хорошо, что не молчат

Глава администрации Тростенецкого сельского поселения Светлана Бабина перечисляет достижения территории в благоустройстве, озеленении, развитии самоуправления. Тринадцать лет на руководящем посту научили её строго подходить к отчётности. Но нам, если честно, вместо цифр (к чему они, когда и так повсюду видна крепкая хозяйская рука?) хочется услышать её мнение о чертах тростенецкого характера.

«Вы знаете, я сама местная, для всех своя, – рассказывает Светлана Васильевна. – И мне напрямую могут высказать всё, что не нравится. Смелость это или неравнодушие, всё равно хорошо. Потому что людская инициатива– наша главная движущая сила. Важно, что людям не всё равно, как они живут, что их окружает, и власть – в тонусе».

Одной такой инициативой своих односельчан глава особенно гордится. Многочисленные обращения трос-тенчан «куда только можно» привлек-ли внимание к судьбе уникального деревянного сельского храма Покрова Пресвятой Богородицы, который в этом году отметит 136-летие. Светлана Васильевна верит, что наступит день, когда прихожане войдут в его укреплённые стены. Ведь вера у тростенчан в крови.

Светлана Бабина.
Светлана Бабина.
Фото Владимира Юрченко

Справка БП

Своё название село Тростенец получило от зарослей тростника, росшего по берегам протекавшей здесь реки Тростянки.

До революции 1917 года Тростенец насчитывал более двух тысяч жителей, главным занятием которых было земледелие. После октябрьских событий Тростенец стал центром сельского Совета, при котором организовали три колхоза.

Во время Великой Отечественной войны 265 тростенчан погибли на фронте, 67 пропали без вести.

В 1956 году здесь создали укрупнённый колхоз имени Крупской под руководством Николая Колосова, быстро ставший передовым.

Сегодня тростенецкую территорию для своей сельхоздеятельности используют несколько предприятий. В селе есть общеобразовательная школа, библиотека, почта, офис семейного врача, Дом культуры, магазины, в том числе передвижной, большая парковая зона. Среди многочисленных культурных событий села особенное место занимает фестиваль народного творчества «Покровские гостёбы», куда съезжаются коллективы из других регионов.

Население села сегодня 830 человек, из которых почти половина – трудоспособного возраста.


Памятный знак

В ходе конкурса на лучший проект памятного знака в селе Тростенец победила работа студентки БГТУ им. В.Г. Шухова Виолетты Антипенко. Её знак представляет собой круг, в который заключена карта Белгородской области с границами муниципалитетов и с акцентом на Тростенце. Высота будущего монумента, над которым работает белгородский скульптор Борис Сергиенко, 5,2 метра.


для комментариев используется HyperComments