• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
12 февраля 2015 г. 12:30:27

Если сайт РЖД говорит вам, что в поезде нет мест – не верьте

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Противоестественная монополия

Несколько лет назад «Российские железные дороги» порадовали пассажиров новым сервисом – покупкой билетов в онлайне. Вещь и в самом деле полезная: не хочешь стоять в очередях – заходи на сайт в Интернете и приобретай билет по банковской карте. Билет можно распечатать на вокзале в специальном терминале перед отправлением поезда без всяких очередей. И всё бы хорошо, если бы сайт РЖД не вводил пассажиров в заблуждение…

Выбор есть? Выбора нет

Наиболее удобный для белгородских пассажиров поезд – фирменный состав Белгород – Москва. Сервис вполне достойный, только вот беда: цены на данный поезд тоже «фирменные». Иной раз прямой рейс самолётом выходит дешевле плацкарты в поезде «Белогорье». Поэтому многие пассажиры пытаются уехать на более доступных по цене проходящих составах – преимущественно украинских. На них цены, как правило, раза в полтора ниже.

Допустим, вам нужно попасть в Москву в ближайшую субботу, 14 февраля. Выезжать в пятницу вечером удобно на фирменном поезде «Белогорье». Удобно, но дороговато – почти 1 700 рублей. Поэтому вы пытаетесь купить билет на один из проходящих поездов украинского формирования, которые обычно идут после полуночи. Таковых в ночь с пятницы на субботу как минимум четыре – из Харькова, Днепропетровска, Бердянска и Кривого Рога (на самом деле последние три – разные вагоны в одном составе). Да вот беда: автоматизированная система сайта сообщает вам, что мест на них нет. Ни одного.

Скриншот с сайта http://pass.rzd.ru/
Скриншот с сайта http://pass.rzd.ru/

Выбора у нас нет. Придётся покупать билет на фирменный поезд. И переплачивать за «сервис». Но перед этим ответим на один вопрос – почему нет мест на проходящие поезда?

«Шановні пасажири…»

Сначала мы предположили, что нас вводит в заблуждение украинский железнодорожный перевозчик «Укрзалізниця», у которого имеется собственный сайт по продаже билетов в онлайне. Быть может, украинские коллеги не желают передавать в РЖД сведения о наличии мест? Вот РЖД и говорит нам: ребята, билетов в продаже нет, уж извиняйте!

Прежде чем поверить на слово, проведём небольшой эксперимент прямо на сайте. Давайте в качестве пункта отправления вместо Белгорода выберем, скажем, Харьков и нажмём красную кнопочку «Купить билет».

Вот тут-то и начинается чертовщина, характерная для пятницы, 13-го (впрочем, в другие дни творится та же мистика – мы проверяли). Оказывается, РЖД не испытывает никаких проблем при продаже билетов в Интернете с отправлением с Украины. Более того, билетов из Харькова на эти поезда – десятки, а иногда и сотни: в Москву можно уехать и на харьковском, и на днепропетровском, и на криворожском поездах.

Скриншот с сайта http://pass.rzd.ru/
Скриншот с сайта http://pass.rzd.ru/

Но эти места есть в системе только в том случае, если вы собираетесь ехать из Харькова. А вот после прохождения Казачьей Лопани эти места мистическим образом исчезают. И онлайн-система продажи билетов от РЖД как бы говорит нам на суржике: шановні пасажири, місць немає, поезжайте-ка на фирменном белгородском поезде!

Не сомневайтесь, за час или за два до прихода поезда билетов в онлайне всё равно не будет. Но вот если вы отправитесь на наш вокзал, пройдёте через металлическую рамку, отстоите в ругающейся очереди минут так сорок и, наконец, жалостно глядя в глаза хмурой кассирше, протянете ей в окошечко паспорт с униженной просьбой продать билетик подешевле, то с большой долей вероятности вам таки продадут плацкарту на проходящий украинский поезд. По крайней мере, у автора этих строк так получалось не раз.

Что говорит Роспотребнадзор

Итак, РЖД через свой сайт предоставляет пассажирам недостоверную информацию, сообщая им, что мест на проходящие поезда нет даже тогда, когда места на самом деле есть. Примечательно, что формулировка звучит именно как «Мест нет», а могла бы – «Нет данных» или «Услуга недоступна».
Дабы разобраться в хитросплетениях продажи железнодорожных билетов через Интернет, автор публикации ещё в 2014 году обратился сразу в несколько контролирующих инстанций. И получил довольно интересные ответы.

Начальник Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Лариса Привалова в официальном ответе сообщила, что «получение актуальной информации о наличии мест с промежуточных станций на территории РФ в поезда формирования «Укразалiзницы» отправлением со станции Украины возможно только в билетных кассах».

Более того, по версии руководителя территориального отдела, размещая на сайте недостоверную информацию об отсутствии мест на проходящие поезда, ОАО «РЖД» никоим образом не нарушает законодательство в сфере защиты прав потребителей:

«Одновременно разъясняю, что Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» не регламентируется объём необходимой и достоверной информации, размещаемой юридическими лицами на интернет-сайтах».

Проще говоря, по версии «железнодорожного» Роспотребнадзора, ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой продавец «обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора», в Интернете не работает.

Тем не менее ещё осенью прошлого года ведомство направило в адрес президента РЖД Владимира Якунина проект рекомендаций о размещении на сайте РЖД сведений о том, что «информация о наличии мест в поезда формирования стран СНГ представлена не в полном объёме».

Протокол не позволяет

Параллельно с ответом Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту мы получили официальную бумагу из головной организации того же самого ведомства, расположенной в Москве. И пришли к выводу, что правая рука не всегда знает, чем занимается левая.

Заместитель руководителя ведомства Павел Кретов в направленном нам ответе признал наличие проблемы. Если вкратце, то у РЖД и «Укразалiзницы» – разные автоматизированные системы продажи билетов через Интернет. Существующий межсистемный протокол взаимодействия делали очень талантливые люди. Поэтому он позволяет белгородцу купить билет на поезд из Харькова до Москвы, но не даёт возможности приобрести билетик на этот же поезд до столицы из Белгорода. И информацию актуальную этот протокол тоже не даёт. Стало быть, протокол нужно дорабатывать, а для этого должны раскошелиться как РЖД, так и «Укразалiзниця», заключает Павел Кретов.

Впрочем, концовка у письма обнадёживающая:

«В публичную оферту, с которой должен ознакомиться каждый пользователь (пассажир), будут внесены условия об отсутствии возможности в получении информации о наличии свободных мест и приобретении электронных билетов на поезда «Укразалiзниця», следующие с территории Украины».

Надо ли говорить, что никаких изменений в публичной оферте – правилах продажи электронных билетов, которые доступны на сайте РЖД, – на момент подготовки этой публикации мы не увидели, хотя с момента получения письма прошло почти три месяца?  

Что говорит РЖД

Но самый интересный ответ автор этих строк получил от ОАО «Федеральная пассажирская компания», которая является дочерней структурой РЖД. В своём письме железнодорожники признают: да, мол, технические ограничения протокола не позволяют оформить электронный билет на поезда формирования «Украинских железных дорог», проходящие через станцию Белгород. Нужна актуальная информация? Тогда не верьте сайту, а обращайтесь в кассу!

Всё остальное письмо представляет собой стандартную отписку, в которой рассказывается, как формируются тарифы на проезд в российских поездах, какие бывают скидки в купейных вагонах и почему проезд в украинских поездах обходится дешевле, чем в российских. О том, почему сайт выдаёт сообщение «Мест нет», когда они на самом деле есть, заместитель начальника управления организации продаж ОАО «ФПК» Александр Леденёв рассказывать не стал.

Поищите дешевле

Сложившуюся ситуацию как нельзя лучше иллюстрирует известный анекдот, двое героев которого – один с мешком золота, другой с мешком картофеля – попадают на необитаемый остров. Оголодавший владелец драгметалла просит продать ему хотя бы одну картофелину, на что получает ответ:

– Одна картофелина – мешок золота.
– Ты что?! Почему так дорого? – вопрошает наивный покупатель.

И получает ответ:

– Походи по базару – поищи дешевле!

Правда, в нашем случае пассажирам не до смеха. Наверняка большинство белгородцев, пользующихся сайтом РЖД, даже не знают, что на самом деле билеты в природе существуют и они таки могут добраться до Москвы более дешёвым украинским поездом. И переплачивают за проезд в той же плацкарте почти в полтора раза.

Логично предположить, что естественная монополия, каковой является РЖД, не заинтересована в конкуренции с украинскими поездами. Монополия – она, может, и естественная, а вот саму ситуацию, при которой ущемляются интересы пассажиров, естественной никак не назовёшь.


для комментариев используется HyperComments