• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
3 июня 2016 г. 15:42:44
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Профессия: художник-реставратор
Иллюстрация Любови Турбиной

В сегодняшней «Профессии по пятницам» рассказываем о тех, кто сохраняет для потомков произведения искусства.


Но перед этим давайте проверим, что вы знаете о реставраторах:

 


Зачем гладить картины утюгом и о других тонкостях своей работы рассказала художник-реставратор масляной станковой живописи Елизавета Семко:

«Я работаю реставратором в Белгородском художественном музее четыре года. До этого получила профессию учителя изобразительного искусства, а художник-реставратор – это моё дополнительное образование. Время от времени прохожу стажировки в Москве. Там мы оттачиваем каждый рабочий момент, к примеру, что скальпель должен двигаться по картине по направлению волокон. После этого выдают документ, где сказано, какие именно реставрационные работы я могу проводить.

Я поддерживаю живописные произведения в хорошем состоянии для потомков.

Повреждения на картинах могут возникать случайно. Например, поступает к нам работа, а там небольшой порывчик. Но бывает, что вмешательство реставратора требуется произведению из‑за нарушений технологии масляной живописи художника. Например, живописец пишет масляными красками, наносит один слой и, не дожидаясь, когда он высохнет, наносит следующий. По‑хорошему же необходимо дожидаться, когда краска высохнет, иначе могут возникнуть разрывы или кракелюр, то есть трещины. Обычно такое происходит, если художник хотел поскорее завершить произведение – может, это был какой‑то срочный заказ или он усиленно готовился к выставке.

Сейчас я работаю с оборотной стороной картины. Дело в том, что она была приклеена к деревоплите, а этот материал со временем деформируется. Из‑за этого пошла деформация холста и поверхность изображения стала неровной. Мне пришлось раздублировать слои, то есть расклеить деревоплиту и холст. При этом слои грунта и краски всё равно чувствуют, как я работаю с другой стороны. Чтобы уберечь само изображение, пока я работаю над оборотом, картина заклеивается профилактической заклейкой – папиросной бумагой.

Фото Анны Бессоновой

В дальнейшем я сдублирую слои, то есть приклею один холст на другой, потому что когда картина хорошо натянута, она дольше сохраняется в нормальном состоянии. Для этого нужно очистить все неровности на обороте холста. Я это делаю медицинским скальпелем.

В целом же инструменты, которыми работает реставратор, зависят от его специализации. В случае с масляной живописью это скальпель, кисти, деревянные щипцы, гвозди, молоток, пассатижи, линейка, карандаш, ластик и калька. Эти инструменты похожи на те, которыми пользуются сами художники. Что касается материалов – это холст, краски, лаки, разбавители и грунты.

Наша коллекция состоит в основном из произведений второй половины XX века и активно пополняется современными картинами.

Старинные картины самостоятельно я не реставрировала, но на первой стажировке в Москве приняла участие в работе над картиной XVIII века. Реставраторы приклеивали один холст на другой. Тогда нужно было гладить полотно тёплым утюгом, а потом холодным. Так сушат клей, который нанесён между холстами. В этом я специалистам и помогла.

Ко мне попадают только те произведения, которые в этом нуждаются. Если сама картина в хорошем состоянии, но возникла небольшая трещинка, то я могу на месте воспользоваться клеем. Это называется аварийной реставрацией. Если не следить за состоянием картин, то разрушения пойдут дальше, и со временем мы просто лишимся многих произведений».

Записала Анна Бессонова


для комментариев используется HyperComments